Остап Бендер вернулся на омскую сцену

Jun 16, 2013 14:18

Здесь я не вставляю выходные данные спектакля, как обычно, сделав попроще.
В Омском музыкальном театре прошла премьера мюзикла-буфф «Золотой теленок», постановщиком которого стал лауреат премии «Золотая маска» режиссер из Санкт-Петербурга Гали Абайдулов.
Ранее - еще в 80-е годы - в Омском музыкальном это произведение на музыку Тихона Хренникова уже шло, но как комическая опера. Нынешний же его формат - мюзикл-буфф - предполагает более мощную драматургию и даже склонность к некоторому трагизму. Особенно это проявляется в заключительном монологе Остапа Бендера (в дубле его играют Михаил Дергилёв и Джени Окропиридзе), где герой горестно размышляет о том, что столь красивая и напряжённая охота за миллионом так и не принесла ему счастья. Это в общем-то даже серьёзная мораль - что большие деньги не обязательно делают человека счастливым.


Создателям либретто оперы изначально пришлось сокращать некоторые сцены и диалоги, чтобы не растягивать её слишком надолго. Некоторые крылатые фразы произносятся в тех сценах, где их не было, хотя и там оказываются в целом к месту. Из других вольностей можно назвать вещи сюжетные - Паниковский умирает после возвращения Остапа в Черноморск, на протяжении действия Бендера преследует с компанией нэпманов персонаж из «12 стульев» - мадам Грицацуева (дубль Ирины Трусовой и Валентины Шершнёвой), до румынской границы великий комбинатор так и не добирается. Или взять сцену, когда Бендер раскрывает перед подпольным миллионером все карты, предлагая купить знаменитую папку с «делом». Здесь Остап является не один, а со всеми тремя сообщниками, а те несут странные красные четырёхгранники и потом используют их как винтовки или дубинки. Возникает явная аналогия с каким-нибудь раскулачиванием.
Оригинальные и масштабные декорации, разработанные художником-постановщиком Кирилл Пискунов, по назначению универсальны. Развернув их одной или другой стороной, создатели делают из них и квартиру Корейко, и контору «Рога и копыта», и Турксиб, и остальные места действия. В целом режиссёр отталкивался в сценографии и сценическом движении от идеи российского плаката, созданной в 20-е годы. В этом ключе - и, например, огромные плакаты, вывешиваемые на заднике, посвящённые трудовому энтузиазму, авиации, спорту и физкультуре. Получилось весьма стильно.
Гали Абайдулов столкнул в постановке две идеи, два стремления - страны с одной стороны и обаятельных авантюристов с другой - индустриализации и коммунистического будущего и охоты за деньгами. Такая игра на контрастах очень даже впечатляет.
В целом все главные роли в постановке играют по два артиста, а роль Зоси Синицкой - даже три исполнительницы (Джейма Карапетян, Ирина Гелева и Юлия Соловьёва). Так вот если их сравнивать, то в образе Бендера Джени Окропиридзе всё же более экспрессивен и комичен. Алексей Григорьев и Александр Серков, играющие глуповатого и недалёкого Балаганова, равноценны. То же самое можно сказать об Анатолии Мотовилове и Антоне Завьялове, на счету которых роль Козлевича. Этот образ, кстати, в произведении Хренникова, вообще несколько объёмнее, чем в книге. В роли Корейко Владимир Никеев кажется более точным попаданием, чем Виталий Ивашина. Виталий неожиданно оказывается человеком немного брутальным и имеющим психологические задатки бойца. А вот Владимир, как и требуется, мешковат, робок и вызывает больше улыбок. Преимущественно за счёт возраста предпочтительнее, чем Александр Палицын, смотрится как Паниковский Владимир Миллер. Он для усиления комического эффекта использует еврейский акцент, и в целом настойчивее показывая, что его герой - человек старый, больной и не слишком умный. Примерно та же ситуация у Георгия Котова и Владимир Бессребренников, играющих «узника частного капитала» Фунта. Георгий Валерьянович выглядит тут более органично и забавно. Бывалый, сентиментальный, разговорчивый - это действительно настоящий «пикейный жилет» и уходящая натура. Фунт Бессребренникова суровее, резче и проще. И наконец мадам Грицацуева. У Ирины Трусовой это скорее откровенная и любвеобильная кокетка. Валентина Шершнёва создала образ женщины немного неуклюжей и более несчастной, что смешнее. По эмоциональности же артистки здесь примерно одинаково на высоком уровне.
Что касается музыки, то омский театр не делал к ней новых аранжировок, для некоторых продвинутых меломанов это уже минус. Разве что чуть быстрее здесь темп исполнения и есть некоторые другие оттенки.

От себя, в рецензию на "БилетОмске" это не вошло. "Ну а сцена, завершающее первое действие, когда Бендера преследует толпа людей в противогазах, он лезет от них на верхотуру с криком: "Передайте моему отцу лейтенанту Шмидту, что его сын пал смертью храбрых!" и т.д., напомнила мне пьесу Бориса Виана, где герои пытались спастись от шмурцев. Вот так - в противогазах, протягивая руки вверх за жертвой - и должны были выглядеть те шмурцы!" :-))))

музыка, театр, рецензия

Previous post Next post
Up