Архивная киношная проба пера. "Папа"

Mar 07, 2013 19:12

image Click to view


Голливуд - ради денег, а это для души...
Фильм «Папа» для Владимира Машкова, оказывается, уже не был режиссёрским дебютом. Ранее у него ещё была новогодняя комедия «Сирота казанская». От неё вторая картина явно отличалась и по духу, и по сути.
Посмотреть «Папу» стоит не только из-за того, что это не только ещё одно воплощение режиссёрских амбиций известного актёра, но и экранизация пьесы Александра Галича «Матросская тишина». Можно оговориться, что снято не строго в соответствии с оригиналом, а по мотивам, но тем не менее... Машков долго играл пьесу в театре и вот в 2004 году завершил задумку перенести действие на киноэкран.
К тому времени мы привыкли видеть Владимира в ролях удачливых и лихих хлыщей, людей отвязных и колоритных («Вор», «Олигарх», «Русский бунт», например). Здесь же он сам себя снял в образе пожилого еврея-алкоголика. Впрочем, алкоголизм его показан лишь чуть-чуть в нескольких эпизодах, схематично. Данный персонаж - неуклюжий, лохматый несчатный мечтатель, вызывающий и жалость, и симпатию, и улыбку. И внешность у него абсолютно негероическая. «Честный жулик», заведующий складом, которому нечего скрывать от ревизий, занимающийся на работе различными комбинациями - какими-то мелкими и безобидными. Как назвать подобное умение изобразить совершенно разных типажей? Вариативность? Пластичность? Большой талант вообще? Наверное, всё вместе.
Цитата
- Мейер, я вам верю, хотя мне кажется, что вы врёте.
И есть у него большая мечта. Впрочем, какая именно - говорить не буду, а то станет не так интересно.
Меньше чем за год до того, как мы помним, прогремела другая картина на тему отношений отцов и детей - «Возвращение» Андрея Звягинцева. Если там отец брутален, загадочен и подчёркнуто мужествен, то у Машкова он заботлив, добр и полностью посвящает себя сыну. Вообще тут лучше сказать, что в картине два главных героя: кроме персонажа Машкова это его сын Давид (Егор Бероев) - человек талантливый, амбициозный и в своё время не оценивший отцовскую любовь. А когда оценит, то будет уже поздно. Роль у Бероева довольно объёмная и серьёзная, и справился он с ней явно неплохо.
Из актёров второго плана выделю, пожалуй, Ксению Лаврову и Сергея Дрейдена. Их роли каждая по-своему интересны.
Чего же несколько не хватает фильму - так это большей подробности. Слишком много фигур умолчания, много краткого пересказа сюжета голосом из-за кадра - того, что можно было снять и показать подробно и зрелищно. По сути всё экранное время занято лишь тремя большими частями - в еврейском местечке Тульчино, Москве и санитарном поезде, едущем где-то в прифронтовой полосе. В последней вообще веет мистикой: мёртвый отец очень трогательно и душевно разговаривает с живым сыном. Но не страшно нисколько. Скорее очень грустно. По этой причине в том числе неудивительно, что кое-кто из зрителей во время сеансов плакал - сам был тому свидетелем.
Владимира Машкова можно только похвалить: он очень умело балансирует между высоким искусством и кассовыми фильмами. То есть ради денег успешно снимается в Голливуде, а свой собственный фильм снял для души. Впечатлило...
«МК» в Омске», 2004 год.

Кино, Машков, рецензия

Previous post Next post
Up