ЖКХ: отчаявшийся потребитель выбирает, за что не платить вовремя

Feb 16, 2013 13:51


В очередной раз поднятая журналистами тема платежей за содержание жилья выявила различные
проблемы. В ходе ее обсуждения снова обсудили, насколько в состоянии граждане платить за услуги ЖКХ вообще.

Пресс-конференция с участием начальника отдела организации исполнительного производства областного Управления Федеральной службы судебных приставов Галины Титовой, представителей
департамента городского хозяйства мэрии - начальника отдела организации и ремонта жилищного фонда Александра Кощука, первого заместителя его директора Александра Рюмкина и начальника отдела экономики Татьяна Дрожняк, ведущего эксперта НП «Жилкоммунстройсертификация»
Александр Бурых, генеральных директоров управляющих компаний «ЦентрЖилСервис»
и «Московка-1» Оксаны Севастюк и Владимира Балацкого прошла в пресс-центре
газеты «Комсомольская правда»

- Рост задолженности увеличивается? Как вы боретесь с теми, кто не платит?
Оксана Севастюк: В прошлом году задолженность выросла значительно. И по-моему, все же по причине ажиотажа в СМИ. Если взять прошлые годы, то если раньше в среднем задолженность была один-полтора месяца, то в 2012-м она увеличилась до трех. Людям поясняли, что они не должны платить по тарифу, который выставили компании, они и не оплатили вовремя. Три периода - это много для управляющей компании. Что
касается должников, которые не платят постоянно. Мы разделяем их на тех, кто не платит меньше трех месяцев, от трех до шести месяцев, от шести месяцев до года, от года до трех и свыше трех. Последних у нас всего 23 человека. Если учесть, что мы обслуживаем 600 000 квадратных метров
жилья, то это незначительная доля. Причем к некоторым жителям раз по восемь мы подавали судебные иски. Соответственно судебные приставы ничего не взыскали. Сегодня беседовали с юристами, что делать с такими должниками, предложение либо оказывать таким людям социальную
помощь, либо переселять. Что касается остальных жителей, безусловно, это проблема, потому что сейчас мы начинаем текущий ремонт, летом делаем все работы, включая запланированные по декабрь, платим авансом. Соответственно залог, что мы проведем эти работы - своевременная
оплата. Поэтому проблема безусловно есть, есть люди, которые не платят, но на сегодня увеличилось количество тех, кто не платит сознательно, имея при этом источник дохода.

- Может, они считают, что плата слишком большая?

Севастюк: Кто-то считает, что слишком большая, несправедливые тарифы, кто-то - что управляющая компания ворует. На сегодня
менталитет некоторых жителей таков: я, мол, платить не буду, но услугу получить хочу. Наша услуга также дробится на такие части, как ГСМ, материалы и всем известен рост инфляции на рынке. Поэтому проблема неплатежей есть.


- По истечении какого срока УК начинает принимать меры к неплательщикам?
Севастюк: Конкретно мы руководствуемся сроком в три месяца. Через них отправляем клиентам предписания, если они не отреагировали,то сначала досудебная процедура, затем - судебная.

- Часто говорят, что с должников очень сложно что-то взять, процедура очень долгая. Почему это так и УК даже недовольны
работой приставов?
Галина Титова: В этой категории исков по документам уже можно обрисовать портрет должника одинаково. Чаще это люди, ведущие асоциальный образ жизни, с которыми и УК, и другие предприятия ЖКХ уже провели какие-то мероприятия, которые не дали положительного  результата. У нас даже проходят рейды совместно, когда приставы проверяют имущество и оформляют документы и одновременно коммунальщики проводят отключения электричества и так далее. Если говорить, что кто-то умышленно уклоняется, то на сегодня, например, в области 30 000 должников, которых обязали выполнить судебные решения, по ним ведется исполнительное производство на 260 миллионов рублей. На 65 миллионов производится удержание из доходов тех, кто не имеет имущество - это 8000 человек. В целом примерно на 50 % долгов мы взыскиваем

фактически, по 50 % не имеем возможности взыскать, потому что у такого человека нет ни доходов, ни имущества, на которое
можно обратить взыскание. Поэтому проблема в самом образе жизни среднего должника. Есть и состоятельные люди, которые не платят. Мы ведь применяем комплекс мер. Например, ограничение выезда за границу - в результате него взыскали 3,5 миллиона.
- Но у них и имущество есть, которое можно арестовать?
Титова: У них редко доходит до ареста имущества. Они как раз оплачивают долги раньше.

Бурых: Выскажу свою позицию. И в других регионах, и у нас рост зарплат граждан, работающих в социальной сфере, не успевает за ростом
тарифов. А поскольку мы говорим о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, то эти платежи, если их суммировать, очень большие. Их удельный вес критический. И чем дальше, тем будет только хуже. За коммунальные услуги рост тарифов вообще шел семимильными шагами
за последние 10 лет. За горячую воду с 1998 года тариф вырос в 21 раз. За тепло - в 19. Если говорить про жилищное хозяйство, то там рост всего 4,2 раза за 12 лет. При этом в тот тариф добавились лифты, вывоз мусора, с 2008 года - еще и ВДГО. Я бы поэтому не был бы оптимистичен, что задолженность сокращается, нужно смотреть, что к ней привело. А средняя зарплата, как средняя температура по больнице всем уже оскомину набила. Скорее всего количество жителей, которые не могут платить, будет увеличиваться. Вопрос тут в регулировании на
государственном уровне. Момент, несправедливый по отношению к жилищникам. Когда у людей куча квитанций и денег не хватает на всё, они откладывают то, что на их взгляд менее опасно. Газ я не буду оплачивать - отключат, горячую воду могут отключить и так далее. А что я могу себе позволить? За тепло не платить, потому что весь дом не отключат, никуда не денутся, а возможности отрезать каждый стояк нет. И за жилищные услуги.
Про УК я уже говорил: надзорных органов над ними огромное количество. Ответственность собственников никак не прописана. По программе капитального ремонта, например, жители участвующих в ней домов обязывались софинансировать и 20, и 25 % его стоимости. Потом, когда нужно было платить, значительная часть отказалась от этого. А работы уже идут. И компании оказались заложниками ситуации. Деньги проходят транзитом через них, они должны рассчитаться с исполнителем работ на 100 %, но жители им не заплатили.
Несправедливый перекос: структура оплаты сегодня такова, что 80-83 % мы отдаем коммунальщикам, 17 % - на содержание и обслуживание домов. И получается, эта диспропорция еще идет при условии отсроченного капитального ремонта, которого в Омской области очень долго не было. И она накопилась такой тяжестью и усталостью, что у людей отношение к этому по принципу «сосед не платит, не платит - и как-то живет». Ну и я, мол, тоже не буду платить, как-то проскочу. Сегодня еще нашлись деятели, которые придумали следующую схему. Непосредственное управление позволяет в любой момент отказаться от прежней управляющей компании и перейти к другой. И, накопив долги, инициируют собрание,

принимают решение уйти к другой компании, не отвечать по прежним долгам. Взыщут их или нет - еще большой вопрос, так что деятели при этом хорошо себя чувствуют. Потом найти ещё и ещё кого-то. Я понимаю, что хуже всего самому дому, а даже не жителям. Он ведь ветшает и изнашивается. Был случай, например, на Магистральной, 69 в 2009 году решили создать ТСЖ. Через год они пришли к тому, что у них было на
400 000 долгов, не работал лифт, народу стало жить много, как в муравейнике потому что никто не занимался учетной политикой, пропиской и выпиской. В результате люди хотели обратно, а дом уже в таком состоянии, что мало бы нашлось смелых, кто его и примет и будет заниматься.
По сути здесь речь о том, что у нас в государстве столько правовых дыр, которые не дают возможности сбалансировать отношения и правильно расставить их. Таким образом, чтобы была прописана ответственность всех трех сторон. Ещё один просто пример приведу. На сегодня за зиму в Советском округе было 147 аварий на внешних тепловых сетях. Это значит, что сотрудник управляющей компании должен придти на момент начала аварии, сделать так, чтобы дом не разморозили и когда аварийная ситуация на внешних сетях будет устранена, снова запустить отопление дома. Если помните, на начало отопительного сезона на запуске тепла от трех суток до трех недель люди занимаются регулированием отопления
дома. Дальше схема очень простая: не могут сразу наладить - следом еще одно аварийное отключение, человек жалуется в ДЖИ, та штрафует управляющую компанию, понуждает ее к тому, что она выполнить не может, потому что качество услуги не может обеспечить. И возникает вопрос:
если там 83 % и при этом аварийные ситуации, а здесь 17 % и этих аварийных ситуаций нет, то вообще как жить дальше?

- И кто виноват.

Бурых: Нет, я вопрос всегда задаю конструктивно. Можно ли это оставлять? Ведь ситуация эксперимента над жителями и управляющими
компаниями продолжается постоянно. Появляется нормативно-правовой документ, который не регламентирует деятельность достаточно четко, а потом говорят: «А надо было делать так! Что же там наделали?» Те, кто не знал как, потом начинают учить. Простая ситуация: ртутесодержащие
лампы. Сегодня нужно организовать пункты их сбора. А сколько пунктов сбора нужно для одной управляющей компании? У которой 15 домов и у которой 150 домов. Один, два или три? Это первый вопрос. Второй: управляющая компания начала брать в тарифе 18 копеек за это, она создает пункт сбора. Дальше она должна сдать лампы организации, которая их утилизирует. В Омской области это компания «Мерк». Но стоимость приема одной лампы у них определена в 20 рублей 80 копеек. Значит, жилищник должен отчитаться перед домом, сколько ламп от него он сдал. Нужно вести их учет. Как фактически доказать, кто сдал лампу в пункт, приходил именно этот человек, он сдал лампу или нет? Нигде это никак не прописано. Вот год-два пройдет, кто-то научит, кто-то куда-то обратится, появится правоприменительная практика и начнут опять говорить: «Жулики, воры, вы все неправильно сделали». Хотя сейчас никто не знает, как. Но потом всегда кто-то виноват. Отдали жилищное хозяйство в частные
руки уже шесть с половиной лет назад. При этом под закон, касающийся коммерческих предприятий, эти компании не попадают. Все законы, защищающие обычного коммерсанта, к УК не относятся. Более того, есть нормы, что муниципалитет может в любой день прекратить деятельность компании и изъять у нее документы. Благо, что никто их еще не использовал. Но возможность таких силовых решений есть.

Беспредел

Previous post Next post
Up