Архивная киношная проба пера. "Ночной дозор"

Jan 10, 2013 23:00

image Click to view


Рецензия старая, но чуть-чуть я её изменил. 
Вот такое русское фэнтези Такая тотальная реклама, которую обеспечили «Ночному дозору» средства массовой информации, просто гарантировала ему большой зрительский интерес. Так оно и случилось. По крайней мере в нашем городе зрители набивались в кинозалы битком как зазомбированные. Известен, правда, случай, когда кто-то после первого часа просмотра заснул и уже не проснулся до конца сеанса, но в целом люди смотрели, затаив дыхание. И так, похоже, по всей стране. На фоне общей истерии я сам был спокоен прямо-таки по-олимпийски - ещё больше чем за месяц до начала проката доподлинно знал, что посмотрю фильм обязательно. При этом меня привлекало совсем не то, что это якобы первый российский блокбастер, как его позиционировали. Это уж потом появились другие «первые» - первый российский триллер ("Фобос"), первый российский честный фильм о рыночных отношениях ("Черкизона"), первый российский фильм о зомби и прочая МУТЬ. Так вот, здесь меня привлекало то, что это фэнтези. Могу констатировать, что творение получилось достойное. Спасибо, наверное, Сергею Лукьяненко - автору книги, которая легла в основу, принявшему участие в создании сценария. Он с волнением ожидал реакции публики, очень надеясь, что экранизация будет иметь успех. И, похоже, дождался. Каковы же были слагаемые этого успеха? Помимо мощной рекламы и дальнейшего «сарафанного радио», конечно?Звёздный состав, благодаря которому режиссёр мог себе позволить даже известных актёров использовать в ролях второго плана. Или вот даже не профессиональный актёр, а звезда рокапопса Илья Лагутенко - он появился здесь именно в такой роли. Парикмахера-злодея. В которой был и зловещ, и отвратителен, из-за чего его не сразу и узнаешь. Владимир Меньшов с его внешностью председателя колхоза очень странно и забавно смотрится в первой (?) сцене в доспехах и уже в одной из главных ролей. Наконец, главный герой Антон Городецкий в исполнении Константина Хабенского... Его образ немного сродни «матричному» Нео или какому-нибудь Блэйду. От «Матрицы» здесь вообще торчат большие уши, причём это происходит с какой-то изощрённой иронией. Но персонаж Хабенского более человечен, прост и более склонен к самокопанию. И к тому же большую часть экранного времени он не в лучшей форме - то избит, то изрезан, то просто измождён. Впрочем, его регулярно латают, ставят на ноги, после чего он возвращается к борьбе с Тёмными Иными (именно такие понятия использует Лукьяненко). И борьба эта идёт с переменным успехом. Отличная операторская работа. Камера схватывает такие кадры, которые, казалось бы, и поймать-то невозможно. И тут уже спасибо и разработчикам спецэффектов. Среди всевозможных их трюков, правда, есть несколько явно очень дорогих и сложных, но абсолютно бессмысленных. Доля комизма, выраженная и в диалогах, и в мизансценах. Она тут, наверное, нужна для того, чтобы не было так страшно. Наиболее же забавен инкуб Игнат (Гоша Куценко).

В целом у Бекмамбетова получилось что-то эклектичное. Мелодрама и психологическая драма мешаются с экшном и комедией, а фэнтези - с фильмом-катастрофой. Основных выводов после просмотра «НД» у меня назрело два. Первый. «Ночной дозор» - лишь одно проявление того, что в борьбе за зрителя наше кино всё больше становится похожим на западное и теряет какой-то неуловимый национальный колорит. Картинка всё более глянцевая, а содержание всё проще. Второй. «Первый канал» явно планомерно делает Константина Хабенского звездой не просто первой, а первейшей величины. Главным героическим персонажем русского кинематографа. После «Ночного дозора» нас ждёт ещё «Дневной дозор». Теперь нас вообще, похоже, накроет целая серия экранизаций русского фэнтези - уже самых разных автором. Всё только начинается... «МК» в Омске», 2004 год.

Кино, фэнтези, Лукьяненко, Хабенский, рецензия

Previous post Next post
Up