Архивная киношная проба пера. "Гуд бай, Ленин!"

Dec 25, 2012 22:43

image Click to view


Ностальгия по социализмуЧто это за комедия, где главная героиня умирает?Вот такая комедия. Немецкая. Под интригующим названием «Гуд бай, Ленин!». Премьера её была на Берлинском фестивале. Для наших зрителей фильм может быть интересен ещё и тем, что здесь сыграла Чулпан Хаматова. Для этого она вроде бы даже специально учила немецкий язык. И, похоже, не зря. Работа получилась довольно интересная, и в ансамбле немецких актёров Чулпан абсолютно не выглядит чужачкой. Фильм снимала сильная команда - достаточно сказать, что режисср Вольфганг Бекер известен по «Беги, Лола, беги», а композитор Янн Тирсен писал музыку для «Амели». Кстати, вот это сразу узнаётся - с самого начала музыка создаёт абсолютно некомедийное настроение и одновременно возникает ощущение: «Боже мой, где-то я это уже слышал!» И по сюжету это вроде бы тоже не комедия. Хотя при желании, конечно, можно сделать комедию из какого угодно сюжета, но здесь-то и желания особого не видно. Скорее, больше похоже на какую-то комедийную мелодраму. Без того, чтобы хоть немного разъяснить, о чём фильм, не обойдусь. История происходит в ГДР, а затем уже в объединённой Германии. Мать главного героя (Катрин Засс) в результате семейной драмы находит отдушину в «активной общественной работе» в лучших традициях социализма. На фоне намечающегося краха Берлинской стены она переносит инфаркт, впадает в кому... и выходит из неё через восемь месяцев, уже в другой стране. Любое душевное потрясение может теперь обернуться для неё летальным исходом. А тут столько потрясений сразу - ГДР больше нет, социализма тоже, всё, во что она так верила, рухнуло. И её сын Александр (Даниэль Брюль - этого актёра, кстати, я именно здесь впервые и увидел), испытывая оргомный комплекс вины (как раз из-за него с матерью и случился инфаркт), решается на грандиозную мистификацию. Он забирает её домой и пытается отградить от стрессов, убеждая, что принципиально ничего не изменилось. Будто и не пала Берлинская стена, и не уходил в отставку со всех своих постов товарищ Эрих Хоннекер, и не разогнали к чертям собачьим «штази»... Ничего. Но всё это - ценой фэйка за фэйком. «В Багдаде всё спокойно» - примерно под таким лозунгом действует герой в своём немного неуклюжем уходе за мамой. Самые смешные эпизоды - это как он свои фэйки осуществляет. Вместе с Александром и по его указке на фоне активно строящегося капитализма другие герои пытаются играть в социализм. Вот это уже пересказать невозможно. Это надо видеть. Конкретные атрибуты социализма, любые диалоги о том, что в стране всё по-прежнему, звучат и смотрятся дико забавно. А вскользь показанный исторический процесс заставляет задуматься - ну почему же в России похожие события прошли с такими воем, воплем, мордобоем и криминалом? И привели к тому, что имеем? Что ж за народ у нас такой, который вот настолько «аршином общим не измерить»?Со временем для Александра вся мистификация становится некой самоцелью, как это ни странно звучит. Он об этом говорит примерно так: «Воссоздавая страну для своей мамы, я воссоздавал страну, в которой хотел бы жить сам». Во многом актёрски «Гуд бай, Ленин!» и держится на дуэте Засс и Брюля. Это и их заслуга, и особенность сценария и, видимо, старания режиссера. Так трогательно сыгранные отношения родителей и детей я мало где видел. Вообще фильм тянет на сильно завуалированное полотическое заявление и попытку разобраться в событиях 13-летней давности с точки зрения не политиков и учёных, а простых людей. Попытку показать, что многие восточные немцы тяжело пережили объединение Германии. На примере одной семьи. Плюс когда бывший космонавт, допустим, вынужден работать таксистом. «Вот, мол, не все так хотят строить капитализм» - это наверное, одна из главных мыслей картины. Но не единственная."МК" в Омске". 2003 год.

Юмор, Кино, Германия, Ленин, рецензия

Previous post Next post
Up