Ещё один архивный материал из серии "Встреча с интересным человеком". :-)) Про Коненко в Омске не писал только ленивый, вот в 2008 году и до меня дошло такое задание, хотя сам я такую идею не предлагал - считал, что уже банально. Ну надо - так надо, договорились о встрече, обстоятельно побеседовали и я написал всё в виде интервью.
Без вдохновения - никуда Анатолий Коненко - человек редкой профессии. Он художник-микроминиатюрист. Практически все в Омске что-то слышали о его миниатюрных книгах и миниаютюрах, а кто-то и видел на выставках (кстати, как раз сейчас продолжает работу его выставка в музее имени Врубеля). О нюансах своей профессии он рассказал нам. - Были ли у вас предшественники в Омске?- Нет.- А как вы начали заниматься микроминиатюрой? Что привлекло? - Начал очень плавно, постепенно, ещё лет 25 - 30 назад. Сначала всё было в виде хобби. Пока не стало профессией, начались выставки и так далее. Привлекло необычностью, потому что как направления микроискусства нет вообще как вида искусства. А так как я люблю изобретать, то я решил, что здесь для меня хорошее поле деятельности. - Где вы берёте темы для новых работ?
- Часть из головы, часть бывает из книги отзывов. Бывают там пожелания и удачные, интересные. Бывает, материал подсказывает. Я же постоянно изучаю материалы, изобретаю какие-то новые инструменты. Бывает, придумаю инструмент - и он подсказывает, что им можно сделать новое, что ещё никогда не делал. Или цепляет за собой что-то новое новый материал.
- Бывает ли, что вы гонитесь за актуальностью? Я помню, что-то вы делали к каким-то датам, по какому-то поводу…- Бывает, почему же. Например, какие-то конкретные праздники - Новый год. Кто-то хочет что-то к определённому событию - и появляется интересная миниатюрка, тематическая или ещё какая-то. Связанная, например, с годом восточного календаря. Или ещё с чем-то. Можно спланировать к какой-то дате и сделать уже в зависимости от сложности работы. Что-то сложное можно делать и месяц, и два, и три. А бывают такие, что делаются буквально за один вечер. - Сколько примерно всего у вас работ?- Примерно несколько тысяч. Включая и миниатюрные книги. Материалом миниатюры могут быть косточки различных деревьев или семена - от макового зёрнышка, рисового, срезы яблочной косточки, груши, винограда и до косточки абрикоса, черешни, вишни, сливы, скорлупы кокосового ореха. Эти природные материалы прочные, плотные в отличие от дерева, которое рыхлое под микроскопом. А дальше уже металлы - золото, серебро, кость, кость мамонта итак далее.- А какие книги делаете?- В основном это классика. Именно потому, что если издавать книгу, то её же нужно кому-то продать. А коллекционеры любят кого-то конкретно - кто Пушкина, кто Лермонтова, кто Тургенева, кто Ахматову. А если издавать Петрова, которого мало кто знает, то мало и вероятности, что кто-то его купит. С миниатюрами по-другому. Я не обязательно делаю для покупателя, могу делать для музея или для души. Так что какая тема будет у очередной миниатюры - уже как на душу легло. И материал может быть самым разным - начиная от вышивки и кончая живописью. До всех технологий, как работать, я всё время доходил сам. Это нигде не описано, не рассказано. Годы проб, попыток, ошибок для того чтобы оп - вот так взял и что-то открыл, чтобы потом применять. Испытываешь материал, инструменты, краски в разных температурах, кислотность - буквально всё. Например, стоит задача - сделать микроножичек или скальпель, чтобы что-то очень мелкое отрезать. И вот думаешь - из какой стали сделать, чем заточит, под каким углом. При том, что у меня же нет лаборатории, где я бы цифры дал и мне бы изготовили. Я должен в домашних условиях сделать то, чего никто не делал и даже на заводе не могут сделать. - То есть у вас есть и точильный камень…- И очень мелкие наждаки, и очень много нужно думать, чтобы всё было одновременно просто и этим можно было добиваться прекрасных результатов. Я изготавливал однажды дома инструменты для микрохирургии глаза и получилось такого уровня, что на заводе не знают, как сделать. - Что же вам интереснее делать - для музея или на продажу?- Надо делать всё сразу. Быть однобоким нехорошо. Сейчас у меня одновременно 15 -17 работ на разных этапах. Выставляешься и выставляешься, но параллельно нужно делать какие-то сувенирные вещи, кому-то подарок. Чтобы не было такого: «Можешь вот это сделать?» - «Нет, не могу». Надо уметь и даже если не умеешь, пытаться научиться. По крайней мере, хочется так. Если какая-то подобная задача стоит, я обязательно добьюсь и её выполню. То есть всё, что связано с микромиром, я должен пройти и всему научиться.
- А насколько сложно этому научиться и научить?- Это от человека зависит. Если есть желание - может, его и почти учить не надо. Только направление дай - и он сам начнёт, если он человек творческий, внутри у него это есть. Сам пойдёт и сам будет всего добиваться. А если нет - ну можно научить самым простым вещам, но далеко не продвинется, дальше опять его надо учить. И так постоянно. Нужен талант художника, нужно что-то придумывать самому. Тогда толк из тебя будет. Поэтому единицы работают. Надо, чтобы очень многое совместилось в одном человеке. Например, чтобы создать книгу, нужно совместить в себе художника, дизайнера, переплётчика, редактора. Обычно всё это делают разные люди. А я при создании миниатюрной книги делаю всё.- Как вы опишете технологию - с чего нужно начинать, умея всё, что умеете вы? - Если взять живопись, то нужно подготовить кость. Выпилить пластиночку, отполировать её, подготовить основание. Подготовить или сделать кисть. Подготовить краски, основу кости, чтобы она впитывала краску. А дальше уже начинаешь рисовать как художник. Под микроскопом. Всё. Можно покрывать лаком то, что получилось, лаком, или не покрывать. Со временем я смотрю, как себя ведёт та или эта кость. Мне же это надо для научной работы, чтобы это использовать самому или кому-то объяснять. - Вы помните, как хобби стало работой?- Да, это очень просто. Году в 1991-м. Когда ходил на работу, а потом уволился с неё и вот уже хобби превратилось в профессию. Когда уже не совмещаешь две работы, весь день делаешь миниатюры - и тебе же на это и жить надо. А я был преподавателем. - Местные коллекционеры - что это за люди? - В Омске настоящих коллекционеров нет. Есть, например, коллекционеры миниатюрных книг, но у них нет полной коллекции. Всех книг, что я издал. Иначе она обрывочная. Человеку, допустим, подарили одну мою книгу, вторую, третью. У него есть какое-то количество - и ему этого хватает. В Москве же, Питере, других городах есть люди, которые обязательно каждую книгу покупают. - Как о вас узнали в других городах?- За 30-то лет информация разошлась. Есть клубы любителей миниатюрных книг. Они довольно активно обмениваются информацией, адресами. Так что коллекционеры все друг друга знают. Как и мастеров. В этом году в Омске тоже откроется клуб любителей миниатюрной книги. Там будут все желающие. Я думаю, что в основе это будут студенты полиграфического факультета ОмГТУ, дизайнеры книг. Будут ли они коллекционерами - вопрос другой. Главное, что я или ещё кто-то будет там рассказывать, как делаются книги, какая их ценность и так далее. Это всё очень интересно. И они же будут издавать. Кроме того, чему их учат в вузе, они уже что-то будут делать профессионально. Вообще Омск сейчас уже стал столицей микроискусства. Потому что в Сибири оно никогда не было так развито, как сейчас. А сейчас уже все знают, что Омск - это там, где миниатюры делают. Как хохлома или гжель. За границей тоже знают, но в России - тем более. Все остальные уже позже начали работать, потихоньку всё зарождается на Урале или в Новосибирске. Правда, нельзя сказать, что тут кто-то кого-то может догнать. Бывает такая идея, что ей загораешься. Думаешь «Вот это да, как я не додумался». Сейчас, например, пытаюсь делать какие-нибудь движущиеся микровещи. Не стабильные, а чтобы можно было передвигать, листать. Например, книжка меньше миллиметра - как её листать? Нужен механизм, который листает. Как это сделать? Вот я сейчас над этим думаю. - Какой автор для издания самый сложный?- Такого не бывает. Может быть сложным подход, в зависимости от того, каким будет переплёт - из кожи, камня, с резьбой по кости. А дальше уже какая разница - какой автор. Есть книги, где формы я сам делаю - рисую на металлической пластинке, с которой всё равно потом печатают. Это и сложнее, и дороже. - В вашей работе нужно вдохновение?- Конечно, без него бесполезно. Нужен внутренний порыв, желание. Я сам себя заставляю, провоцирую, и оно появляется.
("Город 55", 2008 год)