Депутаты подписались под сказкой

Dec 05, 2008 16:51

Кто будет делать ее былью?

Неделю назад, 26 ноября, в Хакасии делили деньги. Небывало большой для нашей республики бюджетный пирог в районе двенадцати миллиардов рублей на сессии Верховного Совета пытались разрезать на многочисленные кусочки, причем так, чтобы никого не обидеть. Но, сами понимаете, сделать это практически невозможно -- муки на настоящий каравай из года в год не хватает. По коробу, конечно, поскребли, да и по сусеку помели, вот из того, что наскребли и намели, пирог и испекли. А на него то зайчик-попрыгайчик, то волчок-серый бочок, а то и вовсе лисичка-сестричка ротик раскрывают. В общем, желающих - хоть отбавляй, а размерчик-то -- только-только, чтобы по миру не пойти. Да и это еще не факт.

Однако же худо-бедно бюджетный пирожок на сессии республиканского парламента разделили. Процесс этот, правда, больше напоминал дележ шкуры неубитого медведя. Потому как по-прежнему не ясно, сколько же все-таки в год разгула экономического кризиса соберет республика налоговых поступлений. По крайней мере, накануне бюджетной сессии председатель Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев и сам еще находился в замешательстве.

-- По налогу на прибыль есть разные прогнозы, -- поделился он на пресс-конференции. -- Налоговая служба прогнозирует, что соберем мы его почти на миллиард рублей меньше, чем заявлено во внесенном проекте закона о бюджете. По другим данным, эта цифра завышена в два раза, и не миллиард мы недополучим, а 500 миллионов рублей. Есть прогноз -- 390 миллионов. Разные цифры.

Но цифры хоть и разные, однако говорят они об одном -- снижение налоговых поступлений в бюджет республики будет. С этим сейчас никто даже и не спорит. Однако бюджет при этом почему-то принимается фактически без учета этого снижения. На исходе срока своих полномочий исполнительная и законодательная власть республики действуют по принципу -- мы легких путей не ищем.

-- Принято решение, что бюджет должен быть максимально напряженным, -- говорит Владимир Штыгашев. -- То есть с предельным дефицитом около 15 процентов. По закону, как субъект Российской Федерации, мы не имеем права закладывать в бюджет дефицит выше 15 процентов.

Этакие гонки на выживание или, лучше сказать, законодательный бодибилдинг. Мышечную массу, значит, несмотря ни на что, будем наращивать. Интересно, если бы предельная планка дефицита бюджета не была законодательно ограничена пятнадцатью процентами, какой бы вес взяли у нас?

-- Можно принять и такой бюджет, в котором как бы пожелания только запишем. Но, по сути дела, мы ведь обманываем народ, -- откровенничал на пресс-конференции спикер республиканского парламента. -- Мы говорим, что профинансируем, а сами знаем, что этого почти не может и быть. Поэтому надо попасть именно в десятку и поточнее.

Не знаем, что представляла из себя заветная десятка в представлении Владимира Николаевича, но то, куда попали, теперь выглядит так.

Согласно одобренному Верховным Советом 26 ноября в первом чтении законопроекту, укрупненная структура доходов республиканского бюджета на 2009 год выглядит следующим образом.
Налоговые доходы сформированы в объеме 8 млрд. 387 млн. рублей.
Неналоговые доходы - в сумме 151 миллион рублей.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности -- в сумме 563 миллиона рублей.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета прогнозируются в сумме 3 млрд. 529 миллионов рублей.
Особая гордость нашей республики в том, что нынешний бюджет более чем на две трети она смогла сформировать исключительно из собственных доходов -- это 9 млрд. 101 миллион рублей, или 72 процента от общей суммы доходов республиканского бюджета.

Но при этой радости в течение года необходимо найти еще более миллиарда рублей для того, чтобы закрыть 15-процентный дефицит бюджета. Тут, как говорит спикер нашего парламента, расслабляться будет некогда.

-- Нельзя снижать напряжение, надо искать дополнительные какие-то возможности наполнения бюджета, должна быть обеспечена собираемость налогов, найдены другие, альтернативные источники получения каких-то доходов, -- призывает Владимир Николаевич. -- Если заявили 15 процентов дефицита, то мы должны его в течение года максимально реализовать.

А неприятности, тем временем, следующего года не ждут, они уже начались. После того, как на съезде «Единой России» премьер Путин предложил Госдуме пересмотреть порядок взимания налога на прибыль, который раньше крупные предприятия платили поквартально и авансом, бюджет уже нынешнего года рискует остаться без оборотных средств.

-- Владимир Владимирович Путин заявил о том, что Дума должна принять закон, согласно которому налог на прибыль будет платиться через 15 дней после истечения срока, за который вносится. А это значит, что мы уже в этом году налог на прибыль будем получать позже, а он один из самых главных. Это основной источник наших налоговых поступлений, -- предупреждает Владимир Штыгашев.

Чем это грозит? Элементарной нехваткой денег. Если раньше бюджетная политика строилась на авансовых платежах, то теперь, лишившись их, бюджет может оказаться просто без какой-то части финансовых средств. И все потому, что раньше деньги поступали, к примеру, 15 ноября -- за 15 дней до истечения даты налогового платежа, то теперь придут, в лучшем случае, 15 декабря -- через 15 дней после даты платежа. И это если не задержатся где по дороге в банковских коридорах.

-- Мы вот уже в ноябре, в декабре ощущаем, что поступление денег идет значительно меньше, -- делится председатель Верховного Совета.

Однако сильна оказалась у депутатов надежда на федеральный центр, который нам поможет. Надежда, как известно, умирает последней.

-- Многие депутаты этого не скрывают, они рассчитывают на некую помощь федерального бюджета. В чем она может заключаться? Это, опять же, заявления руководителей нашего государства: президента и председателя правительства, о том, что помощь будет оказываться субъектам РФ. Бюджетная помощь, -- с осторожным оптимизмом рассказывает Владимир Николаевич.

Бюджетная помощь - это предоставление региону ссуд или кредитов. Как говорит господин Штыгашев, «это тоже большая помощь».
-- Взять бюджетную ссуду, условно, 300 миллионов или такую же в нашем банке? Но в банк через год надо будет не 300 миллионов отдавать, а 500 или 450 миллионов. Бюджетная же ссуда - беспроцентная. Взял ты ее в марте 300, в декабре 300 и отдашь. Конечно, это тоже помощь серьезная.

Ее, правда, еще надо постараться получить. Депутаты полагают, что в плане законодательном они уже постарались. Как заявил на сессии ВС РХ председатель комитета по бюджету и налоговой политике Сергей Комаров, ими разработаны поправки, которые «направлены на привлечение дополнительных средств из федерального бюджета». Однако и с помощью этих поправок не все в плане получения этой помощи так однозначно. Как сказал все тот же Сергей Комаров,
«начиная с две тысячи конца седьмого начала восьмого года, система получения и перераспределения средств в виде помощи субъектам РФ все в большей степени переходит от направлений однозначного получения расписанных на направления конкурсной работы».

Если перевести по-депутатски лихо закрученную фразу господина Комарова на русский язык, это значит, что прежде чем рассчитывать на федеральную помощь, субъекту нужно еще доказать федеральному центру, что он нуждается в ней острее, нежели, к примеру его федеральный сосед.
Ну да хоть поправки, направленные на привлечение дополнительных средств из федерального бюджета, приняли. А кто именно и как будет доказывать то, что Хакасия нуждается в дополнительных средствах - это, похоже, уже сущая ерунда.

Тем более что еще неизвестно, на сколько вообще можно рассчитывать.
-- В каких объемах она будет предоставляться, пока нигде не объявлено. Но помощь такая будет оказываться, -- уверен Владимир Штыгашев. -- Она рассчитана, в том числе и за счет нее мы будем гасить дефицит бюджета, в том числе постараемся и не допустить секвестирование бюджета.

Нет, что ни говори, а республика наша сильна своим оптимизмом. В бюджет почти полтора миллиарда рублей дефицита заложили. Налоговые поступления по самому оптимистичному варианту развития событий рассчитали. На помощь федерального центра понадеялись. Не жизнь, а сказка. Жаль только, что сказка у нас почти никогда не становится былью.





бюджет, кризис, Штыгашев, сказка

Previous post Next post
Up