Парламентские выборы в Хакасии грядут еще только через полгода, но все происходящее сегодня в нашей республике так или иначе отмечено их печатью. К примеру, на днях президиум Верховного Совета проголосовал за увеличение порога прохождения политических партий в республиканский парламент. Если на ближайшей сессии ВС РХ депутаты поддержат это предложение, то, чтобы попасть в законодательный орган Хакасии, партиям придется добывать себе уже не пять процентов голосов избирателей, а целых семь. Пять процентов единороссам, видите ли, недостаточными показались, не дай бог кто еще в ВС кроме них пролезет. Хотя, кому лезть-то, когда этот бурый (или бурой?) медведь давно уже все вокруг вытоптал...
Ну, а то, что Верховный Совет не проголосует за эту сомнительную законодательную инициативу - переживать не приходится. Там, как и в президиуме, большинство -- у «Единой России».
По всем прогнозам, единороссы побеждают и на мартовских выборах. Казалось бы, чего им бояться, зачем увеличивать порог прохождения в Верховный Совет? Неужели в Хакасии больше не на чем успокоить свой законодательный зуд? Есть. Но какие могут быть другие проблемы там, где возникает, пусть даже и призрачная угроза лишиться теплого законодательного местечка. Пройти-то по одномандатным округам гораздо сложнее, а многим из нынешнего состава президиума ВС РХ, прямо скажем, проблематично. Скажем, второй человек в республиканском парламенте господин Шпигальских четыре года назад не прошел в Верховный Совет по своему округу. А по партийному списку - пожалуйста. Да еще и при должности высокой оказался. Неужели теперь все должно пойти прахом? Неужели придется лишиться своих насиженных мест? А места теперь у наших депутатов хорошие. Не поскупились на обустройство нового зала заседания! И добро, если бы форма соответствовала содержанию.
Впрочем, почему не соответствует? Кажется, самое то! Кич во всем - и в оформлении зала, и в законодательных инициативах, да и в общественной жизни его тоже предостаточно.
СОГЛАСОВАННЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ПРОТЕСТ
7 октября на Первомайской площади Абакана Федерация профсоюзов РХ в рамках Всемирного дня действий профсоюзов провела акцию «За достойный труд». В который раз митинговали профсоюзы на этой площади? Но зачем они митинговали, и кто их услышал?
Да, резолюцию, в которой все те же «нет» росту цен и тарифов, требования увеличения зарплат и пенсий и так далее - они приняли единогласно. Но разве это первая резолюция? Лидер республиканских профсоюзов Федор Герасимов с приспособленного под трибуну кузова грузовика, обращаясь к собравшимся под нудным осенним дождиком членам профсоюзов, как достижение отметил то, что раньше они здесь требовали своевременной выплаты заработной платы, а теперь - ее повышения.
Однако вряд ли погашение долгов по зарплате можно записать в актив профсоюзному движению. У государства появились деньги - оно и выплатило тот мизер, который до сих пор получает большинство граждан. Кончатся деньги - будут новые долги. А профсоюзы - да, ради бога, митингуйте сколько угодно в рамках отведенной на Первомайской площади территории. Все их акции заранее спланированы, расписаны и утверждены, вплоть до выступающих и присутствующих на площади.
Судя по лицам тех, кто стоял во вторник в центре Абакана, они и сами-то не очень верят, что чего-то этим добьются. Профсоюзы давно уже превратились в одного из главных пособников власти. Какие могут быть требования, если перед этой акцией главный профсоюзный деятель страны ходил в Белый Дом согласовывать с господином премьером Путиным формат профсоюзного протеста.
Кстати, проходила акция протеста в день рождения Владимира Владимировича Путина. И, судя по отчетам в прессе, профсоюзы постарались не испортить ему праздник. А то, что усердствовали не в том направлении - это, конечно, мелочь. Правда, лишь до тех пор, пока, как лет двадцать назад, те самые люди, которых сегодня, по большому счету, используют для массовки и в качестве держателей лозунгов и транспарантов, не начнут вновь сами выходить на площади и перекрывать дороги.
«РЯДОВОЙ» УГОЛЬ БОЛЬНО БЪЕТ РЯДОВОЙ НАРОД
К чему в пятницу, 3 октября, фактически уже призывало хакасское региональное отделение ЛДПР. В этот день ее представители провели в конференц-зале гостиницы «Хакасия» пресс-конференцию, на которой обозначили тему роста цен на уголь в республике.
-- На сегодняшний день в Черногорске семь действующих угольных предприятий, это две шахты и пять действующих разрезов. На 1 сентября предприятиями добыто более 7 миллионов тонн угля. Причем с продажи угля на 1 сентября получено около 5 миллиардов рублей. В то же время при сбыте угля населению в августе-сентябре отпускная цена угля выросла в два раза, -- начал с короткого ликбеза пресс-конференцию заместитель координатора ХРО ЛДПР, депутат законодательного собрания Черногорска, возглавляющий в нем комитет по законодательству Александр КАТАРЕВ.
Как утверждают представители ЛДПР, их отделение буквально завалено жалобами от жителей не только частных домов, но и многоэтажек, которые опасаются, что с ростом цен на уголь в новом году значительно увеличатся тарифы и на жилищно-коммунальные услуги.
Опасения граждан не лишены оснований. Косвенно их подтвердил мэр Абакана Николай Булакин, который, выступая 7 октября в прямом эфире ТВ-Абакан, заявил, что рост тарифов в следующем году будет выше, чем в нынешнем. Но при этом, правда, опроверг панические слухи о том, что услуги могут подорожать от 30 до 35 процентов, не исключив при этом возможность их роста выше 15 процентов.
Но почему вдруг так резко подскочил в цене добываемый в Хакасии уголь? Ведь подорожал он не на 10-20 или 30 процентов, а в разы.
-- Для сравнения, -- приводит данные Александр Катарев, -- весной «рядовой» уголь стоил 300 рублей, на сегодняшний день -- 944 рубля. Рост фактически в три раза!
Верхняя цена первосортного угля сегодня - 1440 рублей за тонну. Если темпы роста будут такими и дальше, то тепло в наших квартирах поистине станет золотым.
В связи с этим либерал-демократы решили провести в Черногорске пикет у одного из угледобывающих предприятий. Каково же было их изумление, когда администрация города вдруг его запретила, сославшись на то, что политическая партия якобы не имеет на это права.
-- Происходит это в нарушение всех законов, в нарушение наших конституционных прав. Администрация Черногорска, очевидно, посчитала, что может трактовать законы так, как им это удобно, решив, что мы должны были уведомить их за полмесяца до проведения акции, -- заявил журналистам господин Катарев.
Его поддержал вождь хакасских ЛДПРовцев Валерий СТАРОСТИН.
-- Мне вообще непонятна позиция черногорской администрации. Почему? Потому что тот же самый мэр вместе с нами должен выйти на этот пикет и потребовать понижения цен на уголь. Из чего сегодня складывается квартплата? В том числе и из цен на уголь. А тарифы на услуги ЖКХ раз в году утверждает как раз глава администрации, -- объяснил позицию регионального отделения ДПР Валерий Старостин.
В связи с этим угольным беспределом в Хакасии фракция ЛДПР в Государственной Думе намерена сделать запрос в федеральную антимонопольную службу РФ с целью проверки угледобывающих предприятий Черногорска. Чтобы если не местные власти, то федералы ответили: насколько завышены цены, и насколько это повышение обоснованно.
-- Лично я убежден, что это сговор угледобывающих компаний, потому что в условиях рынка сразу поднять цену в два раза нереально, -- рассуждает Валерий Старостин.
При этом добыча концентрата в этом году увеличилась на 330 процентов. Этот уголь высочайшего качества, по утверждениям либерал-демократов, экспортируется за границу. Населению же Хакасии идет рядовой уголь.
-- Фактическая стоимость тонны добытого и реализованного угля сегодня по полному кругу составляет в пределах 750 рублей - не более, а реализовывается почти в два раза дороже, -- открыл журналистам глаза на коварство угольщиков член координационного совет ХРО ЛДПР по идеологии Николай БЕРЕНДЕЕВ.
-- Я не думаю, что зарплата у шахтеров в августе-сентябре увеличилась в два раза, -- добавил координатор ХРО ЛДПР Валерий Старостин.
При этом господин Берендеев поделился своей точкой зрения на происходящую со стороны угольщиков ценовую атаку.
-- Сегодня на складах угольных предприятий Республики Хакасия скопилось порядка одного миллиона трехсот тонн угля, который нельзя отправить. Он горит. Просто горит! Для того, чтобы не заниматься оперативным бюджетированием, то есть просить оборотные средства у руководства угольных компаний в Москве, их подразделения на местах пытаются компенсировать «оборотку» за счет населения. И самое простое - повысить цены. В преддверии наступающей зимы и отопительного сезона это самое простое решение проблемы.
Еще одну версию взлета цен высказал депутат Катарев.
-- Я общался с заместителем главного экономиста СУЭКа, мне сказали, что все цены диктует Москва. Сказано это было, конечно, неофициально и в приватной обстановке.
Однако пикет, который ЛДПР все-таки провела в Черногорске в минувший понедельник, 6 октября, имел и еще одну цель.
-- Для чего мы решили провести пикет? -- говорит Валерий Старостин. - В первую очередь для того, чтобы привлечь внимание населения. Вы сами знаете, какова его активность. Допустим, если в какой-нибудь европейской стране, например, повысили цены на проезд, то тут же на улицу выходят профсоюзы. Или люди просто не выходят на работу. И все! Власти сразу начинают договариваться с рабочими. У нас ничего подобного не происходит. Все ждут, что проблема решится сама по себе. Разве что бабушки приходят жаловаться, которые в частном секторе живут. Но им деваться некуда. Они все это время копили деньги, чтобы купить уголь из расчета, скажем, 300, ну, в случае подорожания, 400 рублей. А теперь, когда начинает его покупать - понимает, что цена-то в три раза выросла. И что ей делать? Всю следующую пенсию потратить на этот уголь и попытаться прожить месяц без денег либо просить помощь. За помощью они приходят, в том числе, и к нам. Естественно, мы всем помочь не можем, поэтому выбрали такую форму протеста, как пикет, чтобы привлечь внимание не только жителей, но и власти к тому, что сегодня происходит.
Надо отдать должное местному отделению ЛДПР. Их пикет не прошел в Черногорске незамеченным. Может быть, это всего лишь совпадение, но в день проведения пикета разрез «Степной», входящий в компанию «Русский уголь», снизил стоимость тонны угля с 978 до 700 рублей. На ближайшей неделе ЛДПР планирует пикетировать контору Восточно-Бейского разреза, расположенную в Абакане. Понятно, что за этой партийной активностью стоят далеко идущие цели, связанные с предстоящими выборами. Но если в ходе достижения этих целей хоть что-то делается во благо, то почему бы и нет?
В конце концов, местным либерал-демократам можно быть признательным хотя бы за то, что они пытаются разбудить наше общество, заставить людей бороться за свои права. И что выгодно отличает их в этом плане от профсоюзов, которые, вроде бы делают то же самое, они работают не для галочки, не по указке и на пикеты выходят не по разнарядке. Хотя, конечно, мало никому не покажется, если когда-нибудь на улицы выйдут активисты ЛДПР. Когда-то, как писал товарищ Ленин, «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию». К счастью или горю, декабристов у нас сегодня уже не осталось, а новый Герцен еще даже и не родился.