"КИРИЧЕШКИ" 19 мая 2008

May 21, 2008 11:53

В кадре: Добрый вечер! Это информационно-гастрономическая программа «КИРИЧЕШКИ». Программа о вкусной, хоть и не всегда полезной пище, которую готовят нам на политической кухне нашей республики те, кому всегда есть что сказать, даже тогда, когда можно и промолчать. Я Алексей Кириченко. Устраивайтесь поудобнее. Сейчас мы попробуем на зуб то, что приготовили они нам минувшей неделей.

ОТБИВКА
В кадре: Глава избирательной комиссии Хакасии Ирина Смолина вернулась из Москвы в Абакан. Посещение столицы нашей Родины для Ирины Геннадьевны оказалось как никогда приятным. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации господин Чуров вручил ей очередную награду -- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. А после Ирина Геннадьевна побывала на инаугурации нашего нового президента Дмитрия Медведева. Ранее глава нашего избиркома была свидетелем вступления в должность Бориса Ельцина и Владимира Путина. Так что ей есть что и с чем сравнивать. Своими впечатлениями от московских торжеств Ирина Смолина поделилась в эфире городского телевидения. Как оказалось, в основном, в день инаугурации в кремлевских палатах волновались не по поводу того, как пройдет церемония, а относительно того, какое будущее после нее наступит.

Синхрон. Смолина (Титры: Ирина Смолина, председатель избирательной комиссии РХ):
«Наверное было некоторое беспокойство. Во всяком случае, политики российского масштаба, с кем нам удалось говорить до инаугурации и уже после, когда она закончилась, в течение часа продолжалась, говорили о том, что есть некоторое беспокойство, чтоб не сменился курс».

В кадре: И беспокойство понятно: когда меняется курс, велик риск оказаться в стороне от большой кормушки, к которой все это время натаптывал тропу.

Синхрон. Смолина:
«Но, судя по тому, что предполагается дальнейший тандем, ну, на тот момент мы так обсуждали, сегодня уже есть председатель правительства, Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев, то есть, вот этот тандем председателя правительства опытного и вновь избранного президента РФ, господина Медведева. Во всяком случае, опытные политологи и депутаты, те, кто там присутствовал, с кем нам удалось поговорить, говорили о том, что он должен дать хороший результат для россиян».

В кадре: Судя по всему, пока все опасения оказались напрасными, что, впрочем, не сделало давку у раздаточного стола меньше. Кто знает, что день грядущий нам готовит.

Синхрон. Смолина:
«Ну, в частности, говорили о том, что стабильность, скажем, социальная будет продолжаться, что все-таки главная задача, мне кажется, об этом как раз во время инаугурационной речи сказал Дмитрий Анатольевич, что главная задача все-таки - растить средний класс».

В кадре: Ну что ж, ничего страшного, если Ирина Геннадьевна правильно поняла слова Дмитрия Анатольевича, грядущий день нам не готовит. Стабильность социальная будет продолжаться. А самое главное - новая забава у власти теперь есть - игра в дочки-матери, средний класс растить себе будет.

Синхрон. Смолина:
«Пока он очень слабый и его недостаточно в стране».

В кадре: Но и основную свою фишку власть далеко тоже не забросила.

Синхрон. Смолина:
«И конечно, борьба с бедностью и с тем, чтобы максимально сделать Россию привлекательной с инвестиционной точки зрения».

В кадре: И последнее, из нас в очередной раз попытаются сделать законопослушных граждан.

Синхрон. Смолина:
«Мне показалось, что еще очень важно, что прозвучало в речи, это то, что, в связи с тем, что Медведев все таки юрист, что он хотел бы максимально сделать страну правовой и чтобы мы были, не были нигилистами по отношению к праву, все-таки были бы законопослушными гражданами».

В кадре: Наверное, это все-таки определенного рода болезнь: все время подозревать своих граждан в закононепослушании. Уже каких только карательных органов со времен Горбачева-Елицина, когда мы уже, помнится, принимались строить правовое государство, не насоздавали. Раньше -- народным судом обходились. Теперь есть и суды присяжных, и мировые, и прочие верховные, и даже один конституционный, а граждане - все сплошь незаконопослушные. Может, все-таки не тех судят?

ОТБИВКА
В кадре: Это информационно-гастрономическая программа «КИРИЧЕШКИ», и мы продолжаем пробовать на вкус события минувшей недели.
Не так давно коммунисты Хакасии, скажем так, прозрачно намекнули на несовершенство выборного законодательства, которое, по их мнению, не исключает возможности фальсификации итогов любых выборов.

Фрагмент программы «КИРИЧЕШКИ». 12 мая 2008 года.
Керженцев:
«Должны ли быть внесены в законодательство о выборах в ВС РХ те изменения, которые мы предлагаем. Они известны. У нас есть выборы и в ВС, и в ГД, и президента. Мы видим, что идут манипуляции с цифрами. Численность избирателей колеблется в пределах тысяч, шесть тысяч человек у нас туда-сюда, то больше, то меньше. У нас открепительных талонов выдается в 7-8 раз больше чем 3-4 года назад. У нас сегодня голосует на дому в разу больше, чем голосовало раньше. 21 тысяча проголосовала на дому. И сейчас создают условия для того, чтобы было даже больше. То есть мы видим, мы не утверждаем, что это нарушения, мы за руку то их не схватили, но мы подозреваем, что эти нарушения возможны, они могут быть и закон должен нас оградить от этого. С этим связаны наши изменения. Пока они, вы видели на последней сессии, не приветствуются ЕР, она их одно за другим рубит».

В кадре: Госпожа Смолина считает все эти опасения надуманными, и с помощью далеко не высшей математики легко их развеяла.

Синхрон. Смолина:
«Я очень уважаю Владимира Николаевича. Но, я полагаю, что в данном случае ту информацию, которую он озвучил, она имеет место быть с точки зрения цифр. Но давайте разберемся по порядку. Безусловно, сам избирком никакие цифры не может корректировать. Откуда вообще берется численность избирателей. Кто ее подает? Ее подают отделы загса, затем, военкоматы, суды, миграционная служба, паспортно-визовые столы и главы органов местного самоуправления. Вот тот перечень всех тех, кто подает такую информацию. И, безусловно, это может быть и шесть и больше тысяч. Что такое численность избирателей. Это люди, которым на день голосования исполнилось 18 лет и, к сожалению, те, кто ушли из жизни. Численность меняется. Дальше, кто-то переехал, кто-то сменил фамилию, кто-то развелся наоборот, то есть таким образом эта численность изменяется, но каждого человека можно проследить. То есть, просто так вычеркнуть из списка, как и включить нельзя».

В кадре: Большой брат смотрит на тебя. И кому, как ни коммунистам это знать лучше других.

Синхрон. Смолина:
«На каждого человека есть конкретный документ, по каким причинам он исключен из списка или наоборот включен».

В кадре: Ничего, по словам госпожи Смолиной, нет и в огромном для Хакасии количестве выданных открепительных талонов. Напомним, что в ходе думских выборов нашей республике оказалось мало шести тысячи открепительных талонов, и на выборы президентские их было завезено уже 10 тысяч штук.

Синхрон. Смолина:
«Посчитали среднюю миграцию по России, и посчитали, что она составит на каждый субъект примерно столько и выдали ее. Нам выдали 10 тысяч. Полторы тысячи остались лишними, мы их вернули в Центризбирком».

В кадре: Любые выборы можно фальсифицировать, но на то, по мнению Ирины Смолиной, и существуют наблюдатели в том числе и от политических партий, чтобы этого не происходило.

Синхрон. Смолина:
«Мне кажется, ну, нельзя так говорить. Ведь сегодня любая партия, в том числе и коммунистическая, имеет право по закону формировать комиссии, имеет своих представителей с правом решающего голоса во всех видах комиссий. Они сегодня есть в участковой, территориальной и в том числе в комиссии субъекта. Дальше, они имеют право иметь наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса. Кандидаты их, представители партий, представители СМИ - это все те, кто наблюдает за избирательным процессом. Ну, куда прозрачней!"

В кадре: Но, кроме этого, существует еще и голосование на дому. На последних выборах этим правом в Хакасии воспользовались 21 тысяча 600 граждан. Это достаточно много, если учесть что всего в последних выборах, 2 марта, участвовало 243 тысячи 503 человека. То есть, почти каждый десятый - проголосовал на дому.

Синхрон. Смолина:
«Обратите внимание, вот обратимся к статистике. Я сейчас не готова назвать количество пенсионеров по РХ, может быть, при следующей встрече вы соответствующим министрам зададите этот вопрос, мы можем уточнить до следующего эфира. Но количество пенсионеров в стране в целом, как и в Хакасии растет. Плюс, это люди, скажем, инвалиды. Это все те, кому мы обязаны, заметьте, обеспечить избирательные права. Причем, мы сами не имеем права поехать».

В кадре: Но именно это, по крайне мере коммунистов, наводит на некоторые подозрения. Нетрудно предположить, что, голосуя на дому, граждане могут попасть под влияние политических пристрастий членов избиркома. Но и здесь, оказывается, тоже все в руках самих партийцев.

Синхрон. Смолина:
«Если есть письменное и устное заявление, причем, если первое заявление было не письменное, а устное, то когда комиссия, обращаю внимание, вместе с наблюдателями приезжает, то вы вправе отказаться, сказать, вы знаете, я передумал. И если вы не напишите по приезду комиссии письменного заявление, что вы согласны проголосовать, что вы звонили, что это на самом деле так, что вы хотите проголосовать вне помещения, дома у себя, вне помещения для голосования, то только в этом случае у вас есть возможность проголосовать. Понимаете, а если бы к 21 тысяче не поехали?»

В кадре: Но, все же, подозрения не могут возникать совсем уж без оснований. И то, как проводились последние выборы в России, критикуют не только коммунисты. Накануне проведения Национальной ассамблеи, это такой альтернативный Государственной Думе российский парламент, созданный остатками российской оппозиции, и первое заседание которого прошло в минувшие выходные, так вот депутаты этой Национальной ассамблеи приняли политическую декларацию, в которой заявили, цитата.

За кадром:
"Выборы депутатов Государственной думы 2 декабря 2007 года и президента 2 марта 2008 года не были ни свободными, ни конкурентными, ни честными. Граждане России подверглись беспрецедентному подкупу, шантажу, запугиванию. Результаты голосований были массово и грубо сфальсифицированы".

В кадре: За всю Россию Ирина Смолина говорить не стала.

Синхрон. Смолина:
«Давайте все-таки не просто говорить о цифрах, а говорить, если есть нарушения, то о конкретных нарушениях. Я не могу отвечать за всю Россию».

В кадре: На за Хакасию сказала.

Синхрон. Смолина:
«У нас нет ни одного, к счастью, впервые, нарушения со стороны СМИ. Это первое. Второе, у нас нет ни одного заявления в суде на отмену не только в целом выборов по Хакасии, а даже одного участка -- это второе. И третье, 62 процента пришедших на выборы, согласитесь это не придуманная цифра, ни кем то там заниженная или завышенная, это то население, которое решило выразить свое волеизъявление. Но остальные ведь 38 не пришли. И никто их не заставлял, не запугивал, ни подкупал. В конце концов, давайте у зрителей это спросим. Было ли это такое. У нас заявлений таких нет».

В кадре: И вряд ли будут. Увы, не наш это метод.
Музыка на канале.

ОТБИВКА
В кадре: Это все еще информационно-гастрономическая программа «КИРИЧЕШКИ». И на десерт у нас сегодня национальный вопрос, который в очередной раз, но уже с трибуны Организации Объединенных Наций поднял председатель совета старейшин хакасского народа, председатель комитета по промышленности Верховного Совета республики Владислав Торосов. Он участвовал в работе действующего при этой международной организации форума по правам коренных народов, состоявшегося в конце апреля, начале мая.

Синхрон. Торосов (Титры: Владислав ТОРОСОВ, председатель совета старейшин Хакасского народа, председатель комитета ВС РХ):
«Я ставил задачу, прежде всего, как-то зафиксировать нашу нацию, хакасскую нацию в перечне коренных народов мира. Во-вторых, рассказать о проблемах, которые нас сегодня волнуют. Ну, и в-третьих, поискать возможности, финансовые возможности решения наших проблем».

В кадре: Потому как, судя по всему, в самой Хакасии проблемы коренного населения не решаются. Правда, и проблемы эти в изложении Владислава Михайловича, выглядят немного странно

Синхрон. Торосов:
«Ну, например, скажем… у нас давно проблема строительства, реконструкции Гуннского Дворца».

В кадре: Назвать строительство Гуннского Дворца проблемой коренного народа, язык почему-то не поворачивается. Вряд ли он повернется и непосредственно у представителей самого этого коренного народа, когда они узнают, сколько именно это строительство стоит. Хотя Владислав Михайлович и не думает делать из этого тайну.

Синхрон. Торосов:
«Стоимость этого дворца около 10 миллионов долларов».

В кадре: 10 миллионов долларов - это на фоне, когда в школах республики не хватает учебников на хакасском языке. Впрочем, Владислав Торосов и об этом не молчит.

Синхрон. Торосов:
«Практически свернуто переиздание вот этих учебников для школ. Вы когда-нибудь встречали такой факт. Чтобы на начало учебного года не хватало русских учебников примерно на одну треть от потребностей? А по отношении к хакасскому языку - это запросто».

В кадре: Но в чем, собственно дело, ведь сам Владислав Михайлович, являясь даже не просто депутатом Верховного Совета Хакасии, а членом его президиума олицетворяет верховную власть в нашей республике. Кому, если не законотворцам и решать эти вопросы? Однако депутаты наши, похоже, уже давно расписались в собственной беспомощности, а правительство, по мнению господина Торосова национальные вопросы в принципе волнуют мало. В итоге проблемы не решаются, а накапливаются.

Синхрон. Торосов:
«Не решается, потому что я еще раз говорю, у нас сидят глухие по отношению к национальным вопросам люди».

В кадре: В итоге из-за черствости именно этих людей хакасы рискуют забыть свой родной язык.

Синхрон. Торосов:

«У нас происходит насильственная, я бы сказал, ассимиляция языка. Вот у нас в государстве такая особенность. В общем, декларациями, законами все права коренных народов решены, начиная с конституции и ряд других законов. Но вот фактического исполнения этих законов нет. Фактическое исполнение этих законов отдано на усмотрение местной, региональной так сказать власти. А региональная власть - зачастую туда попадают люди, недостаточно подготовленные в таком духовном отношении, особенно по проблемам межнациональных отношений».

В кадре: Не подумайте, что Владислав Михайлович назвал сейчас наше правительство бездуховным. Он немного не то имел в виду.

Синхрон. Торосов:
«Ну, не настолько бездуховные, но в вопросах национальных отношений, межнациональных отношений, я бы не сказал, что бездуховные, но не зрелые».

В кадре: И вот эти люди, видимо, в силу своей незрелости, не просто не решают проблемы коренного народа, а и усугубляют их.

Синхрон. Торосов:
«Возьмите, у нас проблема возникла еще несколько лет назад, лет 10 назад, у нас прекратилось издание литературы, художественной литературы на хакасском языке. Прекратилось издание журналов на хакасском языке».

«У нас есть проблема радио- телевизионных передач на хакасском языке. Что значит 20 минут в день или 30..."

«А вот специальных передач каких-то, чтобы помочь тем же ребятишкам освоить этот язык, кроме семьи, скажем, тот же канал открыть, радио- телевизионный канал, может быть частный канал, где можно было бы передавать мультики, передавать сказки, заниматься, проводить какую-то учебную программу - этого ничего нет».

В кадре: Телевизионный канал, естественно, спутниковый, это, похоже, из той же серии, что и Гуннский Дворец. Потому как неизвестно откуда брать деньги на его содержание, если до сих пор парламент не может найти деньги на те же учебники, книги и журналы на хакасском языке. Впрочем, в этом ли главная проблема? Может все дело в том, что и сами хакасы не очень-то стремятся говорить на своем языке. А многие его просто не знают. Владислав Михайлович - и тот, оказывается, с трудом понимает его.

Синхрон. Торосов:
«Я знаю только в том объеме, в каком меня мама моя научила в детстве. Дальше я был в такой среде в русской, служил в армии, работал в геологоразведке. То есть в иной среде. Где шлифовать этот язык мне не было условий. Поэтому я так на бытовом уровне, скажем, владею этим языком. На бытовом уровне. Отдельные передачи я с трудом, но все равно понимаю».

В кадре: И это, заметьте, председатель совета старейшин хакасского народа. Что тогда спрашивать с молодых. И неудивительно, что в Абакане по совершенно банальной причине закрывается национальная школа, -- недокомплект. Многие сейчас, кстати, пробуют разыграть эту карту. Но, может быть, вопрос в том, -- как сделать изучение хакасского языка столь же востребованным, сколь, скажем, английского или французского.

Синхрон. Торосов:
«Правительство, оно и не думало на этот счет серьезно. Если б подумало, то они бы задумались, что коренной народ, что государственные языки - у нас их два: и хакасский и русский, и там в общем-то раздувается искусственно. Ведь предлог для закрытия, допустим, национальной школы всегда найдется. Любой благовидный предлог: то обрушилось здание, стенка там обвалилась и все прочее. Хорошо. Никто сегодня и не ставит так остро вопрос. Вот давайте нам городскую национальную школу. Хотя у нас две тысячи ребятишек хакасов, и большую школу можно было бы укомплектовать. Мы сегодня по-другому ставим вопрос, сделайте сначала нам школу с продленным, с углубленным изучением хакасского языка. С углубленным изучением. Существует у нас школы с углубленным изучением английского, других языков, немецкого…"

В кадре: Сделать это, возможно, и не столь сложно. Главное, чтобы школы эти потом не пустовали. Ну, а это уже не в силах правительства, тем более незрелого в национальных вопросах. Разве что в приказном порядке заставить всех изучать язык коренного народа.
Хотя, наверное, решить хотя бы часть проблемы можно гораздо проще, если действительно коренной народ, его лидеры, авторитетные люди или же представители во властных структурах действительно будут заниматься возрождением своей культуры, своего языка, своих традиций. В конце концов, в первую очередь это необходимо именно им.
Жаль, что вместо этого сегодня гораздо проще и, похоже, политически выгоднее получается говорить совсем другие вещи.

Синхрон. Торосов:
«Сегодня мы кроме как препятствий по языку этому, кроме препятствий мы не видим никакой не только поддержки, а наоборот - тормоза, тормоза».

В кадре: И вот уже на извечный русский вопрос, что делать, мы слышим хакасское...

Синхрон. Торосов:
«Ничего, продолжать стучаться. Если так не проходят одни методы, применять другие методы. Я думаю здесь, во всяком случае, обстановка-то накаляется в этом отношении».

В кадре: Не в обиду Владиславу Михайловичу будет сказано, но в тот момент, когда вопрос о языке из разряда риторических перейдет в разряд политических, на каком именно языке будут посылать тех, кто сегодня так любит рассуждать на эту тему, уже не суть как важно.
Музыка на канале.

ОТБИВКА
В кадре: Это была информационно-гастрономическая программа «КИРИЧЕШКИ». В следующий раз на политическую кухню нашей республики мы с вами заглянем ровно через неделю, в следующий понедельник, в 21.35 на вашем любимом канале ТНТ-АБАКАН. На этом все. Счастья вам, люди!





избирком, Смолина, коммунисты, хакасы, Торосов, выборы

Previous post Next post
Up