Политический сезон-2007-2008 - на исходе. Однако привычных летних каникул у парламентариев нашей республики, похоже, не предвидится. Верховный Совет Хакасии в нынешнем составе доживает последние месяцы. И так как выборы региональных законодательных органов, в отличие от губернаторских, у нас пока отменить еще как-то не умудрились, ныне действующие депутаты постараются напомнить публике о своем существовании. Причем делать это будут без перерыва на отдых. Они не то, чтобы перетрудились и в отдыхе как таковом не нуждаются, просто нынешним летом и у них один день - год кормит. Вернее, даже - четыре года. Именно таков срок полномочий депутатов Верховного Совета.
АТАКА НАЧАЛАСЬ
Особенно подсуетиться придется представителям партий, представляющим меньшинство в нашем парламенте: КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». «Единая Россия» за свои места в президиуме Верховного Совета, в принципе, может не беспокоиться. Они и сейчас практически все под ее членами. И освобождать их (места) единороссы не собираются. Однако после зимней спячки отдых и у «медведей» будет напряженным. Потому что именно «Единая Россия» станет основной мишенью тех, кто не имеет пока той полноты власти, ей доставшейся.
И битва за Верховный Совет уже началась. Одну из первых своих атак на минувшей сессии республиканского парламента провели коммунисты, предложив ряд поправок в законодательство, регламентирующее работу Верховного Совета. А на недавней пресс-конференции представителей КПРФ лидер республиканских коммунистов Владимир Керженцев не просто раскритиковал деятельность республиканского парламента -- камня на камне не оставил. Заявив, что Верховный Совет должен стать тем органом власти, «который возьмет под контроль ситуацию в республике».
Таким образом, пока все остальные еще пребывают в легкой весенней прострации, коммунисты, как когда-то в начале прошлого века, поставив на повестку дня вопрос о власти, доказали, что являются стойкими продолжателями дела большевиков. И далеко не факт, что им не удастся повторить триумф 1917 года. Пусть даже и в отдельно взятой республике.
-- Близятся выборы в Верховный Совет, и на первый план выходит вопрос, а каким должен быть будущий Верховный Совет? Как он должен формироваться? Как он должен себя вести? -- ставит вопросы пока только перед журналистами товарищ Керженцев.
Судя по тому, как они звучат, республиканский парламент должен быть другим.
-- Верховный Совет не оправдывает возложенных на него функций, -- заявляет Владимир Николаевич. -- Он не является высшей представительной властью Хакасии. На сегодняшний день, если говорить просто, это придаток к исполнительной власти, штампующий любые ее решения, не сопротивляющийся ей ни в каких вопросах. Даже в тех, в которых сопротивление неизбежно.
КАК МНОГО ШУМА
ПРЕВРАТИТЬ
В МНОГО ДЕЛА
Почему товарищ Керженцев дает столь уничижительное определение органу, в котором возглавляемая им фракция КПРФ по численности занимает второе место? Безусловно, одна из причин привлечь столь резкими заявлениями уже сейчас, за много месяцев до выборов, внимание к своей партии. Но есть и другая причина: даже имея второе место в законодательном органе республики, повлиять на принимаемые им решения коммунисты сегодня не могут.
-- Фракция КПРФ пытается это сделать, -- говорит Владимир Керженцев, -- но нас там слишком мало для того, чтобы мы оказали серьезное сопротивление. Некоторые вопросы нам удается решить. Ну, а по большей части, «Единой России», этому болоту единороссовскому, удается отстоять позицию. И в первую очередь в бюджетных вопросах.
Кому-то это заявление коммунистов может показаться странным. Многие уверены, что уж где-где, а в вопросах распределения бюджетных средств парламент не дает спокойной жизни республиканскому правительству. По крайней мере, так это выглядит на сессиях Верховного Совета, когда при принятии бюджета депутаты воюют с минфином буквально за каждую копейку. Правда, мало кто знает, что количество вылетающих в таких перепалках слов редко переходит в качество. И, как правило, в конце концов, правительству удается протолкнуть нужное ему решение. Самый, пожалуй, знаменитый пример -- из осени прошлого года. Когда на одной из сессий депутаты под предводительством единороссов грудью встали на защиту дотационных муниципалитетов, выделив им «на сбалансирование бюджетов» дополнительные миллионы. Но уже на следующей сессии без лишнего шума парламентарии это свое решение отменили. Причем если первое подавалось с помпой, то второе прошло очень даже скромно.
Или свежий пример с прошедшей в конце апреля сессии Верховного Совета. Тогда депутаты попытались увеличить субсидии на содержание пациентов в больницах республики, но получили звонкую пощечину от председателя правительства.
-- Мы все играем в очень сложную игру, проституцию групповую -- и я, и вы, -- сказал тогда депутатам Алексей Лебедь. -- А после начинаем крутить носом. Как вроде мы здесь ни при чем, вроде как не стоим тут у дороги. А мы все стоим... И если вы хотите быть принципиальными, то принципиальное решение надо было принимать осенью прошлого года, когда мы утверждали бюджет фонда (медстрахования) и бюджет республики. А то мы принципиально принимали программу с дефицитом в 46 процентов в 2007 году. И на 2008 год -- тоже. Вы что, забыли об этом? Это же вы приняли. Вместе с нами. Мы предложили, вы приняли. Вы молчаливо согласились. Никто себя не облил бензином, ни фига не вышел...
СТОЙКОЕ НАМЕРЕНИЕ «ЗАОСТРИТЬ ВОПРОСЫ»
Такое конструктивное сотрудничество законодательной и исполнительной власти не дает покоя коммунистам. От беспокойства в голову лезут всякие мысли, заставляющие кое-кого кое в чем подозревать.
-- Из года в год не выполняются социально-экономические программы, принимаемые Верховным Советом по согласованию с правительством. Хотя сам бюджет, в целом, выполняется. Но социально-экономические программы при этом исполняются от 30 до 70 процентов примерно. Из этого я, например, делаю вывод, куда же идут те деньги, которые высвобождаются от их невыполнения. Это загадка, -- делится своими подозрениями товарищ Керженцев.
Чтобы ни у кого не было подобных подозрений, коммунисты, как утверждает их лидер, еще на первой сессии ВС РХ нынешнего созыва предлагали просто так не принимать бюджетные отчеты правительства, а «заострить вопросы» и «наконец-то разобраться, что же там происходит».
На ближайшей сессии Верховного Совета, которая ориентировочно пройдет в июне, коммунисты обещают в очередной раз попробовать это сделать. Они также намерены выступить против сворачивания социальных расходов, на которые вынуждено пойти правительство, чтобы профинансировать президентское увеличение зарплат бюджетникам на 14 процентов.
-- На ближайшей сессии мы будем рассматривать вопрос о свертывании социальных программ. И только потому, что появилось популистское обещание президента о повышении заработной платы. Но если он обещал повышение заработной платы, то почему ни копейки не выделил на это дело. Почему мы должны сегодня выполнять это его обещание за счет важных социальных программ, таких, как ремонт школ, больниц, строительство роддома, хирургического корпуса в Черногорске и так далее, -- спрашивает сегодня Керженцев.
Но вопрос этот в никуда. Не повысить зарплаты бюджетникам нельзя. Бюджет же 2008 года был принят без учета этих расходов. Ну, кто в Хакасии прошлой осенью мог предположить, что придет президенту в голову зимой?
Хотя, в принципе, предположить что-то подобное накануне президентских выборов было несложно. Как нетрудно догадаться, что в очередной раз выполнять красивые обещания федерального центра регионам придется, полагаясь только лишь на собственные силы. Но это сейчас мы такие умные. А тогда еще была надежда, что центр нам поможет. Увы, не помог, по крайней мере, пока.
В связи с этим Владимир Керженцев предлагает пересмотреть некоторые аспекты работы республиканского парламента. Он полагает, что Верховный Совет должен выражать свое отношение к принимающимся на федеральном уровне законопроектам.
-- Есть много законов, практика применений которых показывает, что они имеют много недостатков. Почему Верховный Совет республики не может рассмотреть эти вопросы и передать свое мнение в Госдуму. Ни одного такого вопроса за прошедшие три года мы не обсуждали.
ОППОЗИЦИЯ
ИМ В ПОМОЩЬ
Залог неповторения сего печального опыта лидер коммунистов видит в усилении роли оппозиции в Верховном Совете нового созыва. Этот вариант вполне возможен, считает Владимир Николаевич, правда, при одном условии.
-- Если только выборы пройдут честно, -- называет он его и предлагает внести изменения в республиканское выборное законодательство.
-- У нас есть опыт выборов и в Верховный Совет, и в Государственную Думу, и президента. Мы видим, что идут манипуляции с цифрами. Численность избирателей колеблется в пределах тысяч. У нас шесть тысяч человек туда-сюда, то больше, то меньше. У нас открепительных талонов выдается в 7-8 раз больше, чем выдавалось 3-4 года назад. У нас сегодня на дому голосуют в разы больше, чем голосовали раньше -- 21 тысяча проголосовала на дому. И сейчас создают условия для того, чтобы было даже больше, -- приводит примеры Керженцев. -- Мы не утверждаем, что это нарушения, мы за руку никого не схватили, но мы подозреваем, что эти нарушения возможны, они могут быть, и закон должен нас оградить от этого. С этим связаны наши изменения. Пока, и вы это видели на последней сессии, они не приветствуются «Единой Россией».
Чтобы преодолеть ее сопротивление, коммунисты хотят сплотить существующую сегодня в республиканском парламенте оппозицию. Мы будем настаивать на своих поправках, будем согласовывать их с оппозиционными фракциями, а таковыми мы считаем практически все фракции, кроме «Единой России».
Объединение оппозиции -- кто только об этом в последние годы ни говорил и кто только ни пытался это сделать. До сих пор никому не удавалось. И коммунистам, пережившим при Путине раскол в своей партии, это ли не знать? Но то на федеральном уровне. Кто знает, может быть, на региональном сделать это будет проще.
-- Мы должны хотя бы попытаться согласовывать наши позиции и пытаться сделать, чтобы следующий состав Верховного Совета был по-настоящему органом верховной власти в республике и контролировал действия правительства, по крайней мере, по вопросам бюджетным, чего пока не наблюдается, -- констатирует товарищ Керженцев.
Ну, что ж, как говорится, помогай им Господь. Тем более, что партийный устав нынче верить в Бога коммунистам не запрещает. В конце концов, пока только лишь на него они и могут надеяться. Но лиха беда начало!