"ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ" В "ПРАВДУ ХАКАСИИ"

May 04, 2008 15:43

В республике закрыта газета «Правда Хакасии». Решение о ликвидации печатного издания республиканского комитета КПРФ принял Верховный суд Хакасии, 25 апреля. Во вторник, 29 апреля, это судебное решение на специально созванной пресс-конференции прокомментировал первый секретарь рескома КПРФ Владимир Керженцев.

­-- Решение о закрытии газеты будет обжаловано в Верховном суде России. Юридическая служба Центрального Комитета партии в курсе всех этих дел, поскольку процесс был начат давно. Преследование газеты якобы за экстремизм продолжается около года. Теперь за дело возьмутся юристы ЦК, и я думаю, что там все будет у нас хорошо, --­ заметил с оптимизмом Владимир Николаевич, --­ поскольку Верховный суд Хакасии, к сожалению, не стал рассматривать вопрос по существу ­ о наличии экстремистских заявлений в материалах нашей газеты. Суд рассмотрел вопрос по формальным причинам.

Действительно, решение о закрытии газеты Верховный суд Хакасии принял, руководствуясь ныне действующим законом «О противодействии экстремистской деятельности», одна из норм которого гласит: «В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, [...] выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений».

Если редакция газеты не согласна с предупреждением, его можно обжаловать в суде.

«В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке».

Под эту норму, похоже, и попала «Правда Хакасии». Похоже ­ потому что на день проведения пресс-конференции коммунисты еще не имели на руках судебного решения.

Для принятия решения о закрытии газеты послужило обращение в суд управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Красноярскому краю, которое дважды в течение года выносило «Правде Хакасии» предупреждения о нарушении закона «О СМИ» и «О противодействии экстремистской деятельности». Одно предупреждение было направлено и учредителю газеты ­ республиканскому комитету КПРФ. И если реском обжаловал предупреждение в суде, то редакция газеты на них не отреагировала, что дало суду основания вынести решение о закрытии печатного органа коммунистов.

То, что редакция никак не отреагировала на предупреждения управления, Владимир Керженцев склонен объяснять незнанием норм действующего законодательства. Но именно поэтому беспрецедентное решение суда он склонен называть формальным.

Справленное неделю назад в нашей республике правосудие ­ на самом деле факт беспрецедентный. «Правда Хакасии» ­ единственная в стране газета, которая закрывается по обвинению в экстремистской деятельности.

Однако Владимир Керженцев полагает, что газета «Правда Хакасии» ­ лишь первая жертва:­ "Наш ЦК всегда говорил, что в стране создается полицейское государство, и закрытие газеты «Правда Хакасии» как пробный камень. Сейчас газету закрывают за экстремизм. Потом будут закрывать СМИ за клевету, сейчас принимают такие поправки в Госдуме. При этом никто не знает, что считать клеветой. Любая критика власти подпадает под это определение. Власть затыкает рот. Референдумы фактически запрещены. Выборы превращены в спектакль. Осталось заткнуть рот всем газетам. И не только «Правде Хакасии». Поверьте, мы только первые жертвы. И их будет еще много на этом пути, если мы, конечно, их дружными усилиями не остановим".

Интересно, можно ли последнюю фразу товарища Керженцева подвести под определение экстремизма? В принципе, наверное, можно. Ведь он предлагает остановить «их» «дружными усилиями». При желании не составит особого труда растолковать это его предложение как призыв к насильственному изменению основ конституционного строя ­-- а это уже экстремистская деятельность со всеми вытекающими из нее для прессы последствиями.

Однако ведь, по сути, лидер республиканских коммунистов прав. Потому что любая критика действующей власти, недовольство ее решениями и поступками при желании может расцениваться как экстремизм. И, значит, что теперь остается прессе? Петь осанну? Неужели для этого стало мало дружного хора чиновников? Или голос сотен тысяч, типа убежденных, членов партии власти настолько ничтожен, что «Правда Хакасии», тираж которой едва достигает шести тысяч экземпляров, несколькими своими публикациями может его заглушить?!

Кстати, а не подпадают ли поступки самой власти под действие закона «О противодействии экстремисткой деятельности»?

Его первая статья «Основные понятия» гласит: «Экстремистская деятельность (экстремизм): насильственное изменение основ конституционного строя...».

Недавно Госдума обсуждала законопроект о референдуме. Его принятие в той редакции, которая предложена депутатами, сделает проведение референдумов в России практически невозможным.

В то же время в первой главе Конституции России черным по белому написано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Другими словами, Госдума, вынося на обсуждение этот законопроект, практически посягает на основы конституционного строя страны. Так что мешает объявить ее экстремистской организацией?

Правда, гадать именно в этом случае глупо. Понятно, что и почему защищают депутаты, которых выбрали мы. Причем, вот ведь парадокс, защищают от нас с вами. Но почему же, если наше декабрьское волеизъявление было столь для них впечатляющим, позволившим получить в Госдуме подавляющее большинство, они теперь нам так не доверяют? Неужто это ж-ж-ж ­ неспроста?

Впрочем, у первого секретаря рескома КПРФ давно уже нет никаких вопросов. Как раз ему все предельно ясно. В судебном преследовании газеты он обвиняет местное отделение «Единой России» и лично секретаря исполкома господина Мелкомукова, который, как утверждают коммунисты, и подал соответствующее заявление в прокуратуру.­

-- Это преследование по политическим мотивам. Никакого экстремизма в газете нет, --­ убежден Владимир Керженцев. ­-- Мы заявляем, что наша газета всегда выражала мнение наших читателей. В основном, это труженики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, ветераны. И поэтому мы рассматриваем обвинения в экстремизме не столько газеты, сколько вот этой нашей читательской аудитории.

Лидер хакасских коммунистов надеется, что Верховный суд России будет принимать решение не по формальным основаниям, а «будет руководствоваться другими критериями» и «попытается найти в материалах нашей газеты экстремизм, истолковать, наконец, что же это такое ­ экстремизм».

--­ В трактовке «Единой России» --­ это критика существующей власти, ­-- говорит товарищ Керженцев. ­-- Мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, какую позицию выразит суд.

Тем не менее, «Правда Хакасии» будет продолжать выходить до того момента, пока Верховный суд России не примет в отношении нее какого-либо решения. И материалы в ней, как сказал Владимир Николаевич, «будут не менее острыми, а может, и более».

­-- Я вам обещаю, --­ заявил журналистам Владимир Керженцев. ­-- А если инициаторы этих преследований, а это партия «Единая Россия», ее функционеры, считают, что после закрытия газеты им будет легче, то это вряд ли. Они глубоко заблуждаются. У нас есть много способов донести свою позицию до людей.

И газета --­ всего лишь один из них. В арсенале коммунистов --­ листовки, информационные бюллетени, встречи с гражданами и даже регистрация собственного сайта в интернете. В конце концов, они готовы начать выпуск газеты «Правда Хакасии-2», «Правда Хакасии-3» и так далее. Если чуть вспомнить историю и день 5 мая, который раньше в честь выхода в свет первого номера газеты «Правда» в нашей стране отмечали как День советской печати, то история именно этой газеты богата примерами выживания. Похоже, сто лет спустя все повторяется снова. И дай бог, чтобы это была улыбка истории, а не ее гримаса.

СКАЗАНО!

Владимир КЕРЖЕНЦЕВ, первый секретарь республиканского комитета КПРФ, на пресс-конференции 29 апреля:

--­ Я должен даже выразить некую признательность, благодарность за ту рекламу, которую нашей газете создает «Единая Россия». За тот информационный повод, который позволил нам об этом сегодня поговорить. И за то, что «Единая Россия», наконец, показала свою сущность. ­

-- Если вдруг на вас обидится какой-то видный единоросс, мы готовы дать вам консультацию, как это делать, чтобы вы не допускали тех ошибок, которые допустили мы.





Керженцев, Верховный Суд, КПРФ, "Правда Хакасии"

Previous post Next post
Up