ХАКАССКО-КУЗБАССКИЙ ТУПИК

Feb 17, 2008 13:39

Минувшей осенью в отношениях между Хакасией и Кузбассом пробежала даже не то, чтобы черная кошка, судя по последовавшей затем реакции, - нагло продефилировала настоящая черная пантера. Хотя на самом деле это были всего лишь судебные приставы с бензопилами.
Впрочем, они тоже ходят в черном.

В конце сентября во исполнение решения суда судебные приставы-исполнители снесли несколько туристических приютов, расположенных в тайге Аскизского района на границе Хакасии и Кемеровской области. В Кузбассе эти строения были известны как детские туристические приюты, в которых отдыхали дети-сироты. В Хакасии суд признал домики незаконно построенными и, как результат, порешил их снести, продемонстрировав, таким образом, торжество закона.

«ВЕСТИ»
ПРО «ВАНДАЛИЗМ»

Подобное торжество закона в Кузбассе многим не понравилось. И, в первую очередь, хозяину этих приютов Михаилу Шевалье, который до сих пор не устает обвинять Хакасию в дикости царящих здесь нравов. Последний раз он это сделал в воскресенье, 10 февраля, на канале «Россия» в итоговой программе «Вести. Дежурная часть», в которой действия властей республики были названы «узаконенным вандализмом». А сам господин Шевалье, комментируя судебное решение, с ужасом вспоминал «голодные глаза судьи», которая выносила решение о сносе приютов, и что-то в этом роде еще и о помощнике прокурора Аскизского района.

Когда неделю назад, 5 февраля, в прокуратуре республики проходила пресс-конференция, об этих новых заявлениях господина Шевалье еще ничего не было известно. Повторимся, прозвучали они спустя четыре дня. А жаль, что не раньше. Потому как в эфире федерального телеканала в воскресенье довольно прозрачно намекнули на заинтересованность прокурорской стороны и суда в состоявшемся решении.

Правда, своей «искренней» любовью к Хакасии телеканал «Россия» известен давно. Еще в 2006 году он на всю страну показал ужасы абаканской жизни, вылившиеся в голодовку предпринимателей мини-рынка на Трудовой. И расписывающегося в собственной беспомощности председателя нашего правительства, обронившего в адрес тогдашнего генпрокурора Устинова крылатую фразу-приглашение «Welcome». Генпрокуратура восприняла приглашение буквально, операция «Welcome» в Хакасии с тех пор никак не может завершиться.

ШЕВАЛЬЕ И ЗАКОН

На пресс-конференции в республиканской прокуратуре журналистам о «голодных глазах судьи» ничего не рассказали. Видимо, не знали еще об этой физиологической особенности одного из служителей Фемиды. Но к вопросу о сносе приютов вернулись.

­-- Решение суда освободить земельный участок господин Шевалье отказался добровольно выполнить, поэтому судебные приставы вынуждены были обратиться в суд за изменением способа защиты. Суд, установив все доказательства, рассмотрев нежелание Шевалье самостоятельно освободить земельные участки, изменил способ исполнения на принудительный, на снос за счет Шевалье, --­ поведал журналистам историю вопроса первый заместитель прокурора РХ Николай Макеев.

В вину Михаилу Шевалье ставится то, что строил он свои приюты в особо охраняемой зоне без всякого на то разрешения хакасских властей. Однако сам господин Шевалье отвергает эти претензии в свой адрес. Вот что он заявил по этому поводу газете «Кузнецкий рабочий»:

­-- Я шесть лет пытался добиться землеотвода для того, чтобы приюты стояли законно. Они просто мне не отвечали, даже отписку для виду не послали. Я все могу доказать документально: официальные запросы есть ­ ответа нет. В Уголовном кодексе предусмотрено наказание за бездействие должностных лиц. Надо чиновников судить, которые не приняли заявления. По закону, дается один месяц на принятие решения или мотивированный отказ. Где решение? Где отказ? Нету. Так постыдились бы обвинять тех, кто реально что-то делает... То, что в Кузбассе делается за две недели-месяц, то у них тянется годами...

Кроме того, что господин Шевалье лишился приютов, теперь он еще и должен возместить нанесенный ущерб.

­-- Приюты эти строились с вырубкой леса, --­ продолжал информировать Николай Макеев. ­-- Экосистеме Хакасии, по заключению специалистов, нанесен ущерб на сумму чуть более двух миллионов рублей. То есть деревья рубили на месте и тут же строили эти теремки. Вместе с уголовным делом был заявлен иск на возмещение этой суммы.

Где возьмет эти миллионы, как было сказано в эфире федерального телеканала, «простой педагог, который четыре года собирал деньги на строительство» шести приютов, неизвестно. Впрочем, если простой учитель может за четыре года построить шесть двухэтажных домиков, и это только на заповедной территории Хакасии, найти два миллиона рублей для него явно не проблема. И хотя в кемеровских, а с их подачи и в центральных, СМИ Хакасию уже как только не кроют за снос этих приютов, республиканская прокуратура уверена в правильности принятого решения.

--­ Мы полагаем, что действовали комплексно. Оценка нашим действиям судом дана, мы ничего не предполагаем, административно, самостоятельно не утверждаем, а обращаемся в суд, где в состязательном процессе доказываем, что мы правы. И в данной ситуации суд нас поддержал, --­ говорит первый заместитель прокурора Хакасии.

ПРОИГРАННАЯ ВОЙНА

Но, оказывается, в нашем информационном мире одной поддержки одного лишь суда уже мало. Недостаточно выиграть сам процесс, надо еще суметь победить в информационной войне. А у нас, похоже, ее даже и вести не умеют. И хотя местная пресса поддержала в этом вопросе республиканские власти, в общей информационной картине это не играет ровно никакой роли.

--­ Спасибо журналистам за объективное освещение ситуации по сносу приютов Шевалье здесь, у нас в Хакасии. Но, к сожалению, мы столкнулись с информационной войной некоторых интернет-сайтов и средств массовой информации Кемеровской области, ­-- признался Николай Макеев. --­ Вплоть до того, что некоторые журналисты, я не знаю, насколько они заинтересованно это делают, направляют свои публикации, совершенно недостоверные, искаженные, а то и лживые, в ряд федеральных СМИ, в государственные органы федеральной исполнительной власти, в администрацию президента.

Воскресный эфир программы «Вести. Дежурная часть» на канале «Россия» ­ яркое тому подтверждение. Хакасия, в отличие от Кемеровской области, которой правит мудрый Аман Тулеев, в очередной раз представлена монстром. Детские слезы на фоне порушенных судебными приставами приютов перевесят любое решение суда.

Правда, в прокуратуре заверяют, что внимательно отслеживают все публикации и телесюжеты, но надо признать, что информационную войну Хакасия проиграла. Ни одного опровержения этих «лживых» публикаций на глаза как-то до сих пор не попадалось. А на сторону Михаила Шевалье уже встало и духовенство.

ДА ПОМОЖЕТ
ДУХОВЕНСТВО... КОМУ?

На прошедшей пресс-конференции Николай Макеев заявил, что в республиканской прокуратуре считают «не совсем правомерным» выступления в средствах массовой информации «одного из работников попства»:

­-- Мы направили это его высказывание в СМИ главному настоятелю для рассмотрения.

Однако так называемое «попство» Кемеровской области, похоже, просто проигнорировало послание прокуратуры. И уже открыто встало на сторону Михаила Шевалье. Еще в конце октября прошлого года он говорил, цитата по газете «Кузнецкий рабочий»:

--­ Достигнута договоренность, что участки, на которых располагались разрушенные приюты, передадут православной церкви. Будем восстанавливать приюты, строить новые, развивать туризм, оздоравливать детей ­ и кузбасских, и хакасских.

Выступая в минувшее воскресенье в эфире телеканала «Россия», епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх о том, что власти Хакасии согласились выделить эти земли церкви, сказал как о решенном вопросе. Заявив при этом, что теперь все разрушенные осенью приюты будут восстановлены.

Спрашивается, для чего тогда нужен был весь этот скандал? И кому была выгодна эта демонстрация силы? Формально, конечно, Хакасия продемонстрировала торжество правосудия. Но морально... По крайней мере, то, как выглядит это дело с подачи федерального телеканала, честь Хакасии не делает.

ЗАХОДИТЕ --­ НО НЕ РУБИТЕ

Однако, как выясняется, и епархия, и упомянутый телеканал пока что выдают желаемое за действительное. Как заявил «ШАНСУ» первый заместитель председателя Госкомитета по лесу РХ Зиновий Юськив, епархия действительно высказала желание получить эти земли в безвозмездное пользование для осуществления религиозной деятельности.

--­ Мы получили о том заявку, ­-- говорит Зиновий Михайлович. ­-- Лесной кодекс предусматривает возможность передачи угодий в безвозмездное пользование официально зарегистрированным религиозным организациям. И соответствующий приказ был подписан в конце прошлого года. Но приказ еще не дает права осуществлять на территории этих лесных угодий какую-то хозяйственную деятельность. Процедура оформления отношений довольно длительная. Нам должны представить проект освоения лесов, детализировать ту хозяйственную деятельность, которую намерена осуществлять там православная церковь. Имеются в виду все подробности того, что, где, как и каким образом будет осуществляться. Должна пройти официальная экспертиза этого проекта. В том числе экологическая экспертиза. После чего может быть заключен соответствующий договор. И только после его регистрации в регистрационном центре он вступает в силу. Только тогда там возможно какое-то строительство. Но это не значит, что для этого там можно будет рубить лес.
­
-- А почему вы передали эти земли в распоряжение кемеровского духовенства, а, к примеру, не хакасского?

­-- Мы предлагали передать эти земли в постоянное пользование администрации Аскизского района. Лесной кодекс позволяет и это. Но, видимо, в силу труднодоступности этих мест со стороны Хакасии в администрации Аскизского района от этих угодий отказались.

­-- Как вы относитесь к тем заявлениями, которые прозвучали в эфире телеканала «Россия»?

­-- Я слышал, как в эфире этого телеканала утверждалось, что на руках у представителей кемеровской стороны есть уже все разрешительные документы. Ничего подобного! В настоящее время есть только приказ, который можно рассматривать как некий протокол о намерениях. Как можно сейчас что-то определенное утверждать, если проект епархии, возможно, вообще не пройдет экспертизу. Мы ведь его еще даже не видели. Я не исключаю, что этот приказ был нужен лишь как своеобразное прикрытие, которое теперь используют для того, чтобы вести эту информационную войну. Я со всей ответственностью заявляю, что если в этих угодьях сейчас вновь приступят к какой-то хозяйственной деятельности, она будет незаконной. И мы будем вынуждены обратиться в суд. Я не понимаю, почему нам до сих пор не представляют проект?

Да потому, что нет его, видимо, до сих пор. Иначе бы господа, ратующие за развитие детского туризма, не в телевизорах бы светились. Хотя выступать с обличительными речами в федеральных СМИ, безусловно, проще, нежели хотя бы попытаться узаконить свою хозяйственную деятельность.

судебные приставы, Хакасия, приюты, Кузбасс, Шевалье, Тулеев, Кемеровская область, СМИ

Previous post Next post
Up