Зачем стране Советы?

Mar 03, 2017 12:13

Чтобы были!



Красноярские депутаты в своей скромности дошли до того, что решили сами себя ограничивать.

У них, конечно, нет госдумовских зарплат, которые можно было бы направить в другие, более, скажем так, проветриваемые карманы. Не маячат, в отличие от более высокопоставленных коллег, перед ними в будущем и огромные пенсии. Впрочем, многим не на один срок дожития хватит уже сегодня заработанного. Поэтому, конечно, жаль, что всем этим они не могут поделиться с нами, не столь удачно реализовавшими своим возможности в финансовом плане.

Но здесь ценен не результат, а сам порыв, выхлоп. И выхлоп - безусловно, впечатляющий, ради него действительно стоит переписывать Устав города, обеспечивая тем самым реальной работой какое-то количество реальных людей. В общем, хватит ходить вокруг да около - самоограничить наши депутаты решили свои полномочия! Теперь подробности.



Помните Александра Коропачинского? В 2013 году он победил на выборах и стал депутатом Красноярского горсовета - одним из видных представителей в нём строительного лобби. А через три года устал и в августе сказал, что уходит. Депутат сказал - депутат сделал.

А помните Сергея Суртаева? Он тоже победил на выборах в 2013 году и стал депутатом. Правда, без лобби за спиной. А в 2016 году решил поучаствовать в выборах в Заксобрание. Но набранных 7 процентов ему для победы не хватило. И Сергей тоже решил уйти. О чём и известил горсовет в виде собственноручно написанного заявления о сложении полномочий.

Впрочем, избиратели, которые не доверили ему мандат краевого депутата, не захотели, по его словам, чтобы он расставался с мандатом депутата городского. И уговорили остаться. Исполняя их волю, Сергей пошёл и написал другое заявление - об отзыве того своего первого заявления.

Ну и кому, казалось бы, какое дело, что там, в порыве душевных переживаний, наложенных на поствыборную осеннюю депрессию, напишет тот или иной гражданин. Но коллеги Сергея не оценили эти его терзания. И из горсовета его всё равно выкинули.

К счастью, повод был. По весне господин Суртаев несвоевременно сдал декларацию о доходах за 2015 год. Этим его коллеги и добили. Нарушил закон - уходи. Такова принципиальная позиция наших избранников. Правда, вместе с ним тот же самый закон нарушили ещё 4 депутата. Но к ним столь строгого счёта не было. Впрочем, у них и банковские счета гораздо серьёзнее. Ну да сейчас не об этом.

Видимо, этот уход - не уход Сергея столь впечатлил его старших коллег (а он был одним из самых молодых в горсовете), что они решили на будущее подстраховаться и запретить самим себе менять свои собственные решения. Раз и навсегда. Ну, может быть, дать несколько дней на осмысление своего поступка, но не больше.

В общем, служащие городской администрации уже вынуждены переписывать Устав Красноярска, чтобы наши депутаты проголосовали теперь за его новую редакцию. Зачем? Ну, надо же им чем-то заниматься. В конце концов, не разбираться же всерьёз в хитросплетениях городского бюджета, дабы, скажем, избежать казуса, случившегося в начале года с молодыми семьями, про помощь которым депутаты просто забыли. Слава богу, что люди у нас уже давно научились сами о себе напоминать.

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОПРАВКИ

Столь занятное направление депутатской деятельности мы попросили прокомментировать, конечно же, самих виновников торжества. Из ныне действующих отозвался известный своим креативом депутат по мандату, по призванию - ресторатор Владимир Владимиров.



- Это о горсовете? - уточнил Владимир Владимирович.

- Да,- ответили мы.

- Не знаю даже. Была куча поправок, многие не поддержали. Мнение такое, что депутаты не знают, чем заняться, дурью маются, вносят поправок кучу. Например, Золотухин. Даже обиделся и убежал, сорвав комиссию из-за того, что не поддержали его поправки,- сразил откровениями Владимир Владимирович.

- Это по поводу каких поправок он так расстроился? - поинтересовались мы.

- По поводу открытого голосования на выборах главы города, например.

Спросив на всякий случай, есть ли ещё какие-нибудь замечательные примеры из жизни и деятельности городского Совета, и не получив их, мы поблагодарили Владимира Владимировича за сотрудничество.

ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ

Зато достаточно многословным оказался бывший коллега нынешних городских депутатов Александр Глисков, перебравшийся осенью на уровень повыше и заседающий теперь в Заксобрании, став лидером фракции ЛДПР.



- Идея ограничить возможность отзывать своё заявление о сложении полномочий возникла не на пустом месте, она связана с прецедентом, который недавно имел место,- пояснил нам очевидное Александр Александрович.

И тут же заметил, что федеральный законодатель давно расставил все точки над "i". На сей счёт, оказывается, существуют разъяснения комитета Госдумы по местному самоуправлению, и достаточно просто констатировать факт сложения депутатом своих полномочий. С того момента, как заявление подано, депутат перестаёт считаться таковым. И ближайшая сессия формально это фиксирует.

По крайней мере, в этом уверен господин Глисков. При этом сам он считает, что если уж решился уйти - иди. Не запоминай обратную дорогу.

- Но нельзя сказать, что это какое-то ограничение прав и полномочий депутатов. Это рациональное решение, направленное на то, чтобы лучше думали, прежде чем такие необратимые поступки совершать,- резюмировал представитель краевого парламента, в очередной раз скатываясь до очевидного. Потому как даже не депутату, прежде чем принять какое-либо решение, рекомендуется хотя бы немного подумать.

Впрочем, обычным гражданам регламент или Устав для этого совсем не нужен.

- А не кажется ли вам, что данная инициатива, вызванная, так сказать, светлой памятью о Сергее Суртаеве, теперь всю ситуацию с лишением его полномочий представляет в несколько ином свете? Получается, что он был этакой костью в горле горсовета,- расширяем мы тему.- Ведь если депутаты ставят на первое место принципиальность и данное однажды слово, то и сами должны быть принципиальны до конца. Чего в истории с просроченными декларациями, увы, не наблюдается. Суртаев единственный из пяти оказался за чертой легитимности. Он ответил своим мандатом, другие, кажется, даже лёгкий испуг не испытали.

- Это очевидно, что голосование носило субъективный характер. В отношении каждого депутата присутствовал такой момент. Против кого-то больше проголосовало, против кого-то меньше. Поэтому каждый из потерпевших должен сам...

- Ну, потерпевший-то у нас оказался один - Суртаев,- перебиваем мы Александра Александровича.

- Да. Но что касается нормы закона, то прокуратура же после в суд не обратилась, значит, это право депутатов: лишать или не лишать коллег полномочий в связи с дефектами в декларациях. Не согласен я здесь с тем, что депутат был костью в горле. Просто коллеги решили так. Горсовет Красноярска - он демократичный.

- И насколько же он демократичен, если депутаты так ещё и не определились, проводить или не проводить довыборы по тем округам, где теперь нет своих депутатов? Это ведь треть избирателей города.

- По моей информации, 1 марта будет комиссия, а 14 марта - сессия, где возможность проведения довыборов будут рассматривать. Какое решение примут - вопрос неоднозначный. Я считаю, что надо проводить, это обязанность представительного органа - назначить довыборы. И, собственно, никогда прежде такой проблемы не возникало. Потому что это не вопрос целесообразности, а вопрос демократического устройства. Мы по Конституции - демократическое государство.

- Но если выборов не будет и нынешние наши избранники посчитают, что на этих округах можно обходиться без депутатов, то почему на других - нет? Значит, вообще можно без горсовета обойтись? Заксобрания на всех хватит!

- Да-да, я считаю, что так можно до многого договориться. В том числе и вообще до целесообразности существования местного самоуправления, выборов как таковых. Насколько я понимаю, заминка вызвана тем, что у правящей партии есть некоторые сомнения в том, что "Единая Россия" победит во всех шести округах.

- А впереди ведь выборы мэра. И утверждать его кандидатуру будут городские депутаты.

- И в этом есть такой подвох, что если депутаты шести крупных округов будут отсутствовать, то это значит, треть избирателей Красноярска никаким образом, даже косвенным, не принимает участие в выборах мэра. И легитимность главы города от этого становится, конечно, меньше. Люди ведь сделают выводы свои.

- Может быть, всё гораздо проще, и депутаты не хотят тратиться на довыборы в целях экономии бюджетных денег?

- Есть тысяч других способов сэкономить бюджетные деньги. Например, освещение в СМИ работы горсовета,- сказал нам напоследок господин Глисков.

Ну да, на СМИ у нас умеют хорошо экономить. Особенно краевое правительство. Особенно на "Красноярском рабочем". Правда, денег в бюджете от этого всё равно больше не становится, на них просто печатают другие заметки в других газетах. Ну да и об этом тоже как-нибудь после.

ПРОКЛЯТОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ну что ж, после того, как мы всуе здесь столько раз помянули депутата Суртаева, был бы грех не обратиться лично к нему. Возможно, что сам он лучше всех понимает этот депутатский позыв к самоограничению.



- Действительно, депутаты приняли решение о внесении в Устав Красноярска поправок, касающихся прекращения депутатских полномочий при наличии личного заявления депутата,- скучно, совсем без владимировского задора начал Сергей.

- Связываете ли вы этот шаг с вашим осенним демаршем, когда после выборов вы написали заявление о сложении полномочий, а потом его отозвали? - перебиваем (профессия обязывает) мы его.

- Я создал прецедент. Но, если вы помните, отозвал заявление лишь после того, как избиратели Советского района попросили меня остаться в депутатах. Я был вынужден так поступить. Это решение вызвало немало споров. Хотя моё мнение - выбор каждого депутата, как и когда ему принимать решение о сложении им полномочий или необходимости их сохранения. Бывают различные ситуации и обстоятельства, поэтому необходимо иметь возможность корректировки.

- И всё-таки, зачем депутатам, так сказать, самоограничивать себя? Не кажется ли вам, что чем дальше, тем больше у нас нивелируется сам институт Советов как самостоятельной ветви власти, превращаясь в придаточное звено исполнительной? Может, тогда есть смысл нам вообще отказаться от таких Советов?

- Подобные события носят исключительный характер и случаются крайне редко. И, как мне кажется, коллеги особо не вникали в природу вопроса и автоматически поддержали поправку. Институт представителей из числа граждан во власти был в разные времена: и в царские, и в советские. В разные годы функционал разнился, но основная задача - отстаивать права жителей, доверивших этому институту право представлять свои интересы и чаяния - остаётся неизменной во все времена. Советы как минимум - трибуна, где можно поднимать важные для местного самоуправления проблемы, ставя вопросы исполнительной власти и создавая стимулы для их реализации. Это ещё и инструмент контроля власти и её эффективности.

- Но ведь иной раз Советы сами себя дискриминируют.

- Я не могу откровенно критиковать избранников народа. Всё-таки мои коллеги.

- Бывшие.

- Всё равно, уважительное отношение, как бы то ни было, сохранилось. Так воспитан.

- Проклятое воспитание!

Алексей КИРИЧЕНКО.

МНЕНИЕ

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, политолог:



- Инициатива - вдогонку странной истории с несостоявшейся отставкой Сергея Суртаева. Сначала депутат написал заявление об отставке, потом забрал... На мой взгляд, если эта поправка в Устав будет принята, то станет, в первую очередь, хорошим средством для воспитания в наших депутатах чувства политической и человеческой ответственности за свои шаги и заявления. Нынешнему созыву горсовета Красноярска это точно не помешает. Хотя уверен, что поправка эта будет действовать в исключительных случаях. Всё-таки большинство наших парламентариев не спешат расставаться со своими мандатами. Хоть по своему, хоть по чужому желанию.

советы, Красноярск, депутаты, выборы

Previous post Next post
Up