О сценарии пилота «Сквозь снег»

Apr 06, 2017 09:00

Пару лет назад на экраны вышел х/ф «Сквозь снег» (Snowpiercer) снятый режиссером Пон Чжун Хо. Кино было очень хорошо принято критиками, написавшими о нем массу хвалебных отзывов. Что же касается лично меня, то скажем так, мое отношение к картине куда более сдержанное. Учитывая огромное количество условностей в сюжете и устройстве показанного мира (если начать их перечислять, список займет не одну страницу), достаточно сложно было воспринимать происходящее на полном серьезе. Скорее это что-то вроде притчи, и не сказать что с особо оригинальным посылом. Но, по крайней мере отчасти, это компенсировалось уверенной режиссурой и рядом креативных эпизодов.



Как бы там ни было, через пару лет после релиза фильма компания Tomorrow Studios приобрела права на его телеадаптацию. Разработкой сценария телеверсии занялся Джош Фридман. В конце прошлого года канал TNT заказал пилота сериала. И пока он еще не запущен в производство, я думаю можно сказать пару слов о его сценарии.

Действие пилота разворачивается спустя семь лет после того, как на Земле наступил ледниковый период, уничтоживший всю жизнь. Последний оплот цивилизации - поезд, построенный неким  Уилфордом, который мчится сквозь бескрайние ледяные просторы. Как и в фильме, общество разделено по классам: чем ближе к локомотиву, тем выше концентрация богачей. В хвостовых же вагонах обитают безбилетники, некогда силой пробившиеся на поезд. Тут же и возникает первое большое отличие между фильмом и пилотом. В картине Пон Чжун Хо бедняки постоянно бунтовали и стремились пробиться вперед к лучшей жизни. Охрана топила их восстания в крови и подвергала всяческим истязанием. Потом все повторялось.


В пилоте же нет такого ярко выраженного социального конфликта. Жизнь пассажиров четвертого класса конечно далека от сказочной, но их никто не терроризирует и не убивают, и уж тем более им не приходилось заниматься каннибализмом, чтобы не умереть с голоду. Они просто работают, получают свои рационы и пока что не думают о том, чтобы устроить какой-то мятеж.


Вообще, сценарий пилота насчитывает 71 страницу, что по ТВ-меркам большой объем. Но при этом на само развитие сюжета отводится не так уж и много места. Большая часть этих 71 страницы посвящена знакомству с персонажами и поездом, а не какому-то действию. Так что наверно лучше начать с перечисления героев. Их очень много, я выделю ключевых:
  • Женщина по имени Мелани, которая зачитывает объявления для пассажиров.
  • Обитающий в хвостовом отсеке бывший детектив Лейтон, подсевший на наркотики.
  • Только что вышедшая из тюрьмы девушка по имени Пикси, проведшая в камере (как в фильме) пару лет.
  • Полицейская-лесбиянка Тилл, работающая в охране поезда.
  • Ее напарник Освейлер.
  • Очень талантливый мальчик по имени Фергюс, которого забирают в инженеры против воли его мамы (она не знает, что это сделано по просьбе Лейтона, считающего, что это шанс на лучшую жизнь для мальчика).
Что же касается завязки сюжета, то она строится на том, что в поезде происходит жестокое убийство. Кто-то перерезал горло парочке пассажиров, подвесил их тела в отсеке-морозильнике и залил их кровью запасы мяса. Это первое убийство, случившееся в поезде за несколько лет. Проблема в том, что среди охраны нет никого с опытом расследования убийств. Поэтому у охраны не остается другого выбора, кроме как обратиться за помощью к Лейтону, до катастрофы работавшем в убойном.

В пилоте имеется еще один подсюжет. Один из рабочих случайно разбивает стекло в отсеке со скотом, что приводит к мгновенной гибели нескольких человек и кормовых животных. Честно говоря, по сценарию непонятно, для чего нужна эта сцена - просто для иллюстрации того, какие жестокие условия за бортом, или же это начало линии о том, что на поезде возникнут проблемы с продовольствием. Но в любом случае скажу, что по мне эта сцена подана как-то глуповато (не премия Дарвина, но близко к ней), и ее вполне бы стоило доработать.

Но главная же проблема сценария, на мой взгляд, заключается в отсутствии какой-то четко выраженной интриги. Основная задача любого пилота - вовлечь зрителя в мир, сделать так, чтобы ему захотелось посмотреть следующую серию, потом следующую, и еще, и еще, чтобы узнать, что же будет дальше. В «Сквозь снег» в качестве завязки используется убийство, что предполагает уклон (по крайней мере, в первых эпизодах) скорее в детективную, нежели в антиутопическую сторону. В общем-то это неплохо - сразу же повторять сюжет фильма с восстанием было бы не самым лучшим решением.



Просто самого по себе этого мало. Еще нужны какие-то элементы тайны, которые бы нам хотелось разгадать вместе с героям. Что-то связанное с жертвами, обстоятельствами случившегося, возможной личностью убийцы. Чтобы можно было набросать свою теорию о том, что же происходит и к чему все идет. Но в сценарии пилота нам не дают никаких заквлекающих ключей. Сложно ожидать следующей серии, если нет вовлеченности в происходящее.

В принципе, создатели могли бы использовать в качестве интриги тайну личности построившего поезд Уилфорда. Но дело в том, что в самом конце пилота нам зачем-то показывают, что на самом деле Уилфорд выдает себя за одного из пассажиров (видимо чтобы всегда держаться в гуще событий). На мой взгляд, оно как-то преждевременно, и с этим можно было бы повременить.

Так что, по мне так пилоту «Сквозь снега» не хватает интриги. Повторюсь, что сама по себе идея сместить акценты на другой жанр мне кажется интересной, но обыграть все это можно было бы значительно лучше. Если пилот все же снимут, посмотрим, изменят ли что-то создатели в его концепции.

драма, триллер, Обзоры сценариев, сериал, постапокалипсис

Previous post Next post
Up