«Индиана Джонс»: в поисках утраченных сценариев. Часть 1

Jun 22, 2016 09:08


Продолжаем месячник Индианы Джонса. Я решил запостить один из своих старых материалов, в котором рассматривались все нереализованные сценарии похождений полюбившегося публике археолога.
В 1984 году на экраны вышло долгожданное продолжение «В поисках утраченного ковчега». И хотя «Индиана Джонс и Храм судьбы» не пользовался такой же безграничной любовью критиков, как первая часть, но его внушительные кассовые сборы убедительно продемонстрировали, что зрители готовы и дальше ходить в кино на похождения доктора Джонса. А значит появление третьей и заключительной, как всем казалось, части, было делом решенным.

При создании сценария триквела Джордж Лукас изначально планировал использовать несколько из неиспользованных наработок к предыдущим сериям. В частности, одной из его идей было отправить Индиану Джонса в Шотландию и развернуть большую часть действия внутри огромного дома, где происходили бы всякие необъяснимые события. Лукас даже начал консультации по поводу будущего сценария с Дайан Томас, но Спилберг, который совсем недавно спродюсировал «Полтергейст»,  на корню зарубил идею еще одного фильма про дом с привидениями.

Второй мыслью Лукаса было использование Святого Грааля в качестве «макгаффина», который в его интерпретации являлся источником вечной молодости. И к этой идее Спилберг отнесся достаточно скептически, не желая перегружать третью часть мистикой и сверхъестественным.

Осенью 1984 года Лукас изложил все свои наработки в восьмистраничном тритменте, озаглавленном «Индиана Джонс и Царь обезьян» (Indiana Jones and the Monkey King). Для превращения тритмента в полновесный скрипт Лукасом был нанят Крис Коламбус, который уже имел опыт работы со Спилбергом, написав сценарии к спродюсированным им «Гремлинам» и «Балбесам». 3 мая 1985 года Коламбус представил Лукасу свой 120-страничный сценарий, лаконично озаглавленный «Инди III».

1937 год. В открывающей сцене мы видим доктора Джонса, проводящего свой отпуск в не слишком удачных попытках порыбачить на берегу шотландского озера. Неожиданно его отдых прерывается местным полицейским инспектором, который просит его помощи в одном деле. Кто-то убивает местных жителей, и следы ведут в местный замок, хозяин которого давно умер. Пробравшись внутрь замка, Индиана встречает хозяина дома, который оказывается кем-то вроде призрака или вампира, и в ходе схватки, включающей в себя битву с ожившими рыцарскими доспехами, побеждает его.

По возвращении в университет, на Джонса наваливается куча забот в виде стопки студенческих работ, которые нужно срочно проверить, декана, требующего от героя более уважительного отношения к работе, а также его юной помощницы Бетси, с которой Джонс неосмотрительно провел ночь и которая теперь по уши влюблена в доктора.

Маркус Броди вырывает Джонса из омута скуки и сообщает ему, что в Африке нашлись свидетельства о пребывании там Сунь Укуна, известного также под прозвищем Царь Обезьян. По легенде, этот обладающий сверхъестественными силами получеловек-полуобезьяна долгое время жил в Китае, а затем отправился в путешествие на край света, где основал свое царство, знаменитое садом бессмертных персиков, вкусив которые можно было жить вечно.

Джонс, который когда-то потратил два года своей жизни на поиски могилы Сунь Укуна, не может устоять перед возможностью наконец-то разгадать эту загадку. Бесстрашный археолог отправляется в Мозамбик на встречу с доктором Клэр Кларк, обнаружившей пигмея по имени Тики, который, по ее мнению, прибыл как раз из царства Сунь Укуна. Но Джонс в этом путешествии будет не один - каким-то образом Бетси проследила за Индианой и пробралась на корабль, на котором он отплыл в Африку. Кроме того, за археологом уже следит нацистский шпион по фамилии Гюттербуг, у которого вместо правой руки механический протез-автомат.


Концепт нациста с протезом еще из "В поисках утраченного ковчега"
По прибытии в Мозамбик, Джонс выясняет, что Тики действительно пришел из царства Царя Обезьян. Нацисты, которые установили на Джонса жучок, слышат его разговор и похищают пигмея. Джонс пытается их остановить и завязывается речная погоня, некоторые из элементов которой (вроде лодки, неудачно пытающейся проскочить между двумя сближающимися кораблями) перекочевали в фильм «Индиана Джонс и Последний крестовый поход».

Не сумев вернуть Тики, Джонс решает во что бы то ни стало опередить нацистов, и со своими соратниками отправляется в путешествие по реке Замбези. Разумеется, на этом пути их преследует масса неприятностей. Вначале на лодку экспедиции нападают речные пираты. Джонсу удается спасти своих спутников от казни, пообещав предводителю пиратов по имени Кэзур, что он сможет провести его в город Сунь Укуна, который по легенде сделан из чистого золота.

Затем, пройдя по усеянным смертоносными ловушкам джунглям, отряд попадает в плен к местному племени, которое не прочь отобедать путешественниками. После освобождения героев подстерегает новая опасность в виде мчащегося во весь опор огромного стада антилоп гну, от которого им приходится прятаться на местном кладбище. Вскоре появляется и то, что так напугало антилоп - гигантский двухбашенный немецкий танк, внутри которого содержится Тики. Пока остальные персонажи в панике убегают, Индиана седлает носорога, взбирается на танк и в одиночку захватывает его.

Но это еще не конец истории - по пятам за героями мчится небольшая немецкая армия. Индиане и его спутникам удается опередить немцев и добраться до потерянного города Сунь Укуна. После очередной серии злоключений герои организовывают оборону против немцев. Нацисты терпят поражение и в панике отступают, но победа дается дорогой ценой - множество жителей города и сам Индиана Джонс погибают в бою.

Тики (который оказывается наследным принцем города) организует похоронную процессию в саду бессмертных персиков, где покоятся останки Сунь Укуна. Неожиданно Царь Обезьян оживает, после чего воскрешает всех убитых. В знак благодарности за спасение города Сунь Укун вручает Джонсу свой знаменитый золотой посох. На обратном пути вождь пиратов Кэзур пытается убить Джонса и отобрать посох, но, вкусив украденный из сада персик, мгновенно стареет и умирает. Джонс возвращается домой, а Бетси остается изучать Африку вместе с Клэр.

При создании сценария Коламбус в первую очередь опирался на тритмент Лукаса, в котором тот пытался использовать все свои идеи, не вошедшие в первые две части (например, нацистом с механической рукой первоначально должен был стать майор Тот из «В поисках утраченного ковчега»). Но если какая-нибудь концепция вырезается из фильма, то обычно для этого есть какие-то причины, и на примере «Царя Обезьян» хорошо видно, как важно уметь вовремя определить, что в сюжете важно, а от чего, как бы ни болело сердце у придумавшего это автора, можно избавиться.

Взять хотя бы открывающую сцену в Шотландии, которая перекочевала из первоначального тритмента Лукаса еще к «Храму судьбы». Во-первых, в отличие от всех остальных прологов к фильмам про Джонса, этот не имел никакого отношения к дальнейшему сюжету. Во-вторых, саму идею о том, что Джонс побеждал призрака, после чего… отдавал его в руки полиции, иначе как странной не назовешь.

Еще одним слабым звеном работы Коламбуса были персонажи. Про заглавного героя мы не узнавали ровным счетом ничего нового, а что касается новых действующих лиц, то по колоритности они уступали как предыдущим частям, так и будущему «Крестовому походу». Отдельно стоит упомянуть персонаж Бетси, который по степени вызываемого им раздражения, вероятно, можно сравнить с Джа-Джа Бинксом из первого эпизода «Звездных войн» - она постоянно жалуется, пытается показать свою важность и, чтобы обратить на себя внимание, несколько раз картинно пытается покончить с собой, например, повесившись на хлысте Индианы Джонса.

Но решающим фактором, почему работа Коламбуса была отвергнута Спилбергом, стала чрезмерная фэнтезийность и сказочность сценария. Конечно, сериал про Индиану Джонса никогда не отличался повышенной реалистичностью, но сценарий Коламбуса откровенно выбивался из стилистики первых двух частей. Да, автор пытался учитывать отзывы зрителей, многие из которые жаловались на излишнюю мрачность «Храма судьбы» - но сцены, где Индиана Джонс скачет на носороге, Клэр разговаривает с животными, отдавая им приказания, а гориллы захватывают танк, после чего надевают нацистскую форму и вступают в бой с немцами, иначе, чем откровенным перебором не назовешь.

После того, как Спилберг забраковал начальный сценарий, в августе 1985 года Коламбус представил новую версию, озаглавленную «Затерянный город Сунь Куна». Основные изменения заключались в том, что персонаж Бетси был полностью удален, Царь Обезьян стал злодеем, а в концовке скрипта Индиана и Клэр сыграли свадьбу. Этот вариант также не устроил Спилберга, и он решил взять написание сценария под свой контроль. Несмотря на всё нежелание Лукаса, он настоял на необходимости включения в повествование отца Индианы Джонса, сделав поиски Грааля метафорой по налаживанию семейных отношений между отцом и сыном.

Для написания нового сценария Спилберг нанял Менно Мейеса. Его начальный скрипт под названием «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» был еще далек от итогового фильма (например, после касания Грааля перед Генри-старшим появлялась ведущая в небо лестница, по которой он поднимался, а Индиана оставался на Земле и женился на главной героине), но процесс, как говорится, начался. Затем сценарий переписывал Джеффри Боам, который сосредоточил свои усилия на проработке отношений между Индианой и его отцом. Кроме того, он внес в скрипт много предложений Шона Коннери насчет своего персонажа. И наконец, перед самыми съемками сценарий дорабатывал Том Стоппард, отполировав диалоги и придумав сцены с передачей шляпы, связывающей эпизоды с молодым и взрослым Индианой Джонсом.

Но, что любопытно, даже в итоговом сценарии можно, как сказал бы Ридли Скотт, проследить определенное ДНК работы Коламбуса - например, эпизод с персонажем, который пытается обрести бессмертие, но вместо этого мгновенно стареет и умирает, или концепцию спасения Джонсом пленника из танка.

Результат кропотливых переписываний полностью себя оправдал - возможно, фильм и не стал для кинокритиков такой же классикой, как «В поисках утраченного ковчега», но тем не менее был крайне позитивно воспринят и пользовался большой любовью зрителей, сделавших его в 1989 году самым кассовым фильмом в мировом прокате. Да и сам Спилберг когда-то называл «Крестовый поход» своим самым любимым фильмом про Индиану Джонса.

Казалось бы, что на этом всё, и третий фильм будет последним - учитывая, что сами создатели неоднократно говорили о том, что история завершена и новых продолжений не будет. Но в Голливуде, как известно, можно много раз говорить одно, а потом сделать абсолютно другое. После выхода «Крестового похода» прошло не так много времени, как начались первые разговоры о четвертой серии…

альтернативный сюжет, Кино на бумаге, Обзоры сценариев, Индиана Джонс, приключения, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up