Наткнувшись на представленный ниже снимок я первым делом подумал, что передо мной кадр из фильма «Ты живешь только дважды». Хотя не исключая, что он как раз и послужил источником вдохновения для этой картины. Если кому интересно, то на фото изображен модуль ADTA (Augmented Target Docking Adapter). Полвека назад с ним должен был состыковаться космический корабль «Джемини-9А».
Изначально целью миссии «Джемини-9А» была ступень-мишень ракеты Аджена. С именно такой ступенью в марте 1966 году стыковался корабль «Джемини-8» (более подробный рассказ про тот драматический полет можно
почитать здесь). «Джемини-9А» должен был продолжить эксперименты по орбитальной стыковке. Также NASA планировало испытать новую установку для перемещения в открытом космосе AMU. Но и в этот раз все пошло совсем не так, как планировалось.
Из-за сбоя ракеты ступень «Аджены» не была выведена на орбиту. Чтобы не допустить полного срыва миссии в качестве экстренной замены был запущен более примитивный модуль ADTA. Если на «Аджене» имелась собственная двигательная установка, то ADTA был ближе к болванке со стыковочным узлом.
3 июня 1966 года в космос следом за ADTA отправился «Джемини-9А». На его борту находились Томас Стаффорд и Юджин Сернан. Когда их корабль приблизился к модулю, то перед астронавтами предстало вот такое вот зрелище. Том Стаффорд сравнил увиденное с «вращающимся голодным аллигатором».
Защитные обтекатели ADTA не отделились от модуля, что сделало стыковку невозможной. Астронавты предложили NASA подтолкнуть обтекатели при помощи своего корабля, но конечно же никто не дал им добро на такой рискованный эксперимент. На борту «Джемини» имелись хирургические ножницы, так что был рассмотрен вариант, чтобы Юджин Сернан вышел в космос и перерезал удерживающие обтекатели ремни. Но и от этой идеи отказались. Во-первых, обтекатели остались на месте из-за не сработавших пиропатронов. Никто не мог дать гарантии, что они вдруг не сдетонируют, когда Сернан будет находиться поблизости. Ну а во вторых, после разрезания концы ремня могли попасть по астронавту, и повредить его скафандр. Так что экипажу пришлось урезать рабочую программу. Они выполнили ряд маневров рядом c ADTA, несколько раз приближаясь, а затем удалялись от него, имитируя некоторые стыковочные процедуры.
Как я уже сказал, в этом полете также планировалось испытать установку для перемещения в космосе AMU. Но и тут все пошло не так. AMU крепилась снаружи корабля на приборно-агрегатном «Джемини». Чтобы воспользоваться ей, астронавт должен был выйти в космос, добраться до задней части корабля и надеть установку на себя подобно ранцу.
Но это оказалось практически невыполнимой задачей. Скафандр Юджина Сернана раздуло сильнее, чем ожидалось, что очень осложнило ему все передвижения. Ценой огромных усилий он все же добрался до установки. Но к этому моменту Сернан уже практически ничего не видел. Система охлаждения скафандра показала себя не лучшим образом и стекло шлема запотело. Вдобавок ко всем бедам, Сернан просто не мог дотянуться до джойстика управления AMU.
Ситуация была достаточно напряженной и Стаффорд от греха подальше приказал напарнику прервать эксперимент и возвращаться. Командир экипажа позже признался в том, что боялся, что Сернан не сумеет вернуться. К счастью все обошлось.
Таким образом, с формальной точки зрения миссия столкнулось с массой проблем и не выполнила многие из поставленных задач. Но с другой стороны, вся суть программы «Джемини» ведь и состояла в том, чтобы отрабатывать основные элементы будущих лунных экспедиций и искать подобные подводные камни. И в этом плане миссию можно считать очень даже успешной, ведь именно благодаря ней стало очевидно, что конструкция скафандров для работы в космосе нуждается в коренной доработке.