Помнится лет десять тому назад, когда на экраны вышла многострадальная экранизация Doom, наиболее распространенное мнение о фильме можно было выразить примерно следующими словами «в целом так себе, но будь оно полностью снято в стиле той пятиминутной сцены от первого лица, могло бы выйти круто». Что ж, теперь мы можем получить представление о том, что бы представляла из себя подобная картина.
Впрочем, не совсем. «Хардкор» полностью снят на камеру GoPro и потому во многих местах по ощущениям от просмотра ближе к жанру фаунд-футадж со всеми его плюсами и минусами. С одной стороны, эффект присутствия. С другой - трясущаяся камера и ощущения укачивания у всех тех, у кого слабый вестибулярный аппарат. На мой взгляд, идеальный хронометраж для такого рода жанра где-то минут 75. Дальше оно слишком приедается и начинает надоедать. Как это не смешно, но к финалу ленты я подустал от всего этого «от первого лица», так как создатели по сути уже показали все, что можно сделать с подобной съемкой.
Что касается сюжета «Хардкора», то он примерно на уровне фильмов типа «Киборг-полицейский», которые в эпоху расцвета видеосалонов заходили на ура, а сейчас, если вдруг случайно наткнешься на них, то такой сидишь и недоумеваешь, как подобное когда-то могло восприниматься как хорошое кино. Вот попробуйте с серьезным лицом рассказать следующее «Генри просыпается на операционном столе после того, как его превратили в киборга. Он ничего не помнит и не может разговаривать. Внезапно его невесту похищает педо-версия Магнито. Теперь Генри должен пробиться через армию наемников и киборгов, чтобы спасти ее». Смогли? А это по сути весь сюжет фильма.
Собственно, создатели и не пытались снять что-то серьезное. Лента наполнена реками крови, отстрелами конечностей, взрывающимися головами, вырываниями сердец, убиениями сотен противников, черным юмором и другими кинобезобразиями. Из актерского состава за все в основном пришлось отдуваться Шарлто Копли, выдавшему целую галерею персонажей различной степени неадекватности. Получилось это у Копли как всегда хорошо. Также из известных лицедеев на афише картины был заявлен Тим Рот, но если вы фанат этого актера спешу вас расстроить - его там секунд на 30.
Для меня самый значительный минус «Хардкора» это то, что в целом он больше похоже на нарезку кат сцен из какой-то компьютерной игры. Заметьте, даже не на саму игру. В игре по крайней мере тебе сообщают, сколько у тебя осталось здоровья, чтобы понимать, можно ли и дальше идти напролом или стоит сменить тактику. В «Хардкоре» нам не показывают лица героя, он не говорит, мы вообще ничего про него не знаем и не узнаем. Это пустое место, на которое каждый зритель должен подставить сам себя, благо что слоган фильма гласит «Ты главный герой и это твой Хардкор».
Я не согласен с таким подходом. Фильмы и игры работают на разных уровнях. И неважно, идет ли речь о драме или боевике, принцип одинаков: если рассказанная история и персонажи нас увлекают, мы чувствуем связь с ними, кино для нас будет хорошим. Тут же с подобным проблемы. Это все равно, что смотреть, как играют другие без возможности самому принять участие. На мой взгляд, если бы нам хоть немного рассказали про героя, показывали его (через отражения, видеозаписи), придумали ему какую-то забавную черту типа морковки из «Пристрели их!» или по крайней мере дали возможность комментировать происходящее сумасшествие, хуже бы от этого точно не стало.
Но в целом, плюсы «Хардкора» перевешивают его минусы. Картина снята интересно и с выдумкой, ну а поскольку это пожалуй первый боевик в подобном жанре, то он в любом случае останется в памяти. У Ильи Найшуллера получилась эдакая безбашенная смесь «Адреналина» и компьютерной игры Far Cry 3: Blood Dragon с киберапокалипсисом. Тем, кто любит хулиганское и кровавое кино, картина, думаю, придется по душе.
P.S. Кстати, фильм дублировали со всеми матюгами. Правда, поскольку Министерство культуры России не финансировало ленту, все нехорошие слова коварно запикали.