Вчера началась одна из двух основных межпланетных миссий этого года. В рамках проекта ExoMars ракета «Протон» вывела на орбиту орбитальный аппарат TGO и демонстрационный модуль «Скиапарелли». После серии включений двигателей разгонного блока «Бриз» они были переведены на траекторию полета к Марсу. Аппараты прибудут к цели 19 октября 2016 года.
По случаю запуска некоторые средства массовой дезинформации отметились примерно вот такими заголовками.
Я надеюсь, большинству тех, кто это читает, понятно какую чушь сморозили авторы. Для остальных поясню. Если уж на то пошло, то уже самые первые марсианские миссии начала 1960-х искали жизнь. На тот момент научные знания человечества о красной планете были, мягко говоря, неполны. Например, превалировало мнение о том, что марсианская атмосфера в основном состоит из азота, а давление на поверхности лишь в десять раз меньше земного. Многие всерьез надеялись, что отправившиеся к красной планете земные посланцы передадут снимки поверхности, которые покажут планету где есть вода и по крайней мере растительность. Увы, но реальность оказалась совсем
не похожей на ожидания.
Если же говорить про целенаправленные поиски жизни, то они
были осуществлены еще четыре десятилетия назад. Спускаемые аппараты «Викингов» провели «эксперимент века», пытаясь обнаружить в марсианском грунте микроорганизмы. Результаты этих опытов обсуждаются до сих пор.
Так что же на самом деле будет искать миссия? Название аппарата TGO расшифровывается как Trace Gas Orbiter. Главная его задача - локализовать места, где на Марсе образуется метан и другие газы, чье возникновение может быть связано с биологическими процессами. Грубо говоря, он должен помочь разрешить загадку марсианского метана.
Дело в том, что под действием ультрафиолета метан достаточно быстро распадается. Следовательно, если он есть в атмосфере, то на планете должен быть источник его пополнения. Сам факт наличия на Марсе этого газа некоторое являлся предметом споров. Первым его следы в атмосфере обнаружил аппарат Mars Express. Но когда красной планете высадился марсоход Curiosity, результаты обескуражили ученых - его приборы
не нашли метана. Но затем произошло нечто необычное: спустя год после высадки Curiosity зафиксировал появление метана. Затем показатели пришли в норму, а спустя полгода его приборы снова обнаружили увеличение концентрации газа.
Стало понятно, что метан на Марсе все же есть. Время от времени он попадает в атмосферу из какого-то источника. Метан может образовываться или в ходе геологической активности или же являться продуктом жизнедеятельность организмов. Конечно, всех интригует вторая вероятность - 90% земного метана имеют биологическое происхождение. Но на том же Титане плещутся целые метановые моря, так что утверждать сейчас, что его наличие обязательно обусловлено жизнью, это примерно то же самое, что писать заголовки про первую в истории миссию про поиски жизни.
Задача TGO - обнаружить источники, откуда метан поступает в марсианскую атмосферу. Кроме того, аппарат постарается определить его изотопный состав. Если все получится, результаты смогут подсказать наиболее вероятный источник происхождения метана. В дальнейшем эти места могут стать предметом изучения следующих марсианских миссий.
Click to view
Помимо поиска источников образования метана, TGO также будет делать снимки поверхности и собирать данные о залежах водяного льда под марсианской поверхностью. Также он послужит ретранслятором для марсохода, который будет доставлен на Марс в ходе второго этапа миссии в 2018-2019 годах. Вот он как раз будет напрямую искать следы жизни.
Что касается 600-килограммового посадочного модуля «Скиапарелли», то его основная задача - отработка технологии мягкой посадки на Марс больших грузов. У ESA уже есть опыт посадки на красную планету, но не слишком удачный. В 2003 году во время снижения был потерян спускаемый аппарат «Бигль-2». Позже его удалось найти на снимках с орбиты. Выяснилось, что «Бигль-2» мягко приземлился, однако один из амортизирующих воздушных мешков попал в механизм развертывания солнечных батарей. Из-за этого раскрылось лишь две панели из четырех и аппарат не смог развернуть радиоантенну и установить связь с Землей. К слову, на «Скиапарелли» нет солнечных батарей. Модуль будет работать за счет аккумуляторов, ресурса которых хватит на пару дней. Для ESA сейчас в приоритете мягкая посадка, а не длительность работы.
Пока что нам остается ждать прибытия аппаратов к цели. Напомню, что вторая межпланетная миссия этого года отправится в космос в сентябре: аппарат Osiris-REX направится на перехват астероида Бенну. Правда в отличии от ExoMars, ему потребуется несколько лет, чтобы добраться до цели. В завершение поста - фотогалерея вчерашнего запуска с Байконура.