Dead Star: проект над которым работал Г.Р. Гигер

Dec 10, 2015 16:34

В январе 2000 года на экраны американских кинотеатров вышел печально известный фильм «Сверхновая». Кино было разгромлено критиками и полностью провалилось  в прокате, собрав 14 миллионов при 90-миллионом бюджете. Но у этой ленты имеется достаточно интересная история создания, о которой я думаю, стоит рассказать.


Все началось за десять лет до этого. В 1990 году Уильям Мэлоун, режиссер нескольких низкобюджетных ужастиков и серий «Баек из склепа» и «Кошмаров Фредди» получил от студии Imperial Entertainment предложение написать сценарий для какого-нибудь фантастического хоррора. Мэлоун согласился и решил развернуть действие в космосе, избрав в качестве источников вдохновения картины «Мертвый штиль» и «Восставшего из ада». Вскоре на свет появился сценарий, известный под названием Dead Star.

Сценарий Мэлоуна повествовал о капитане космического корабля по фамилии Тэннисон. Счастливая семейная жизнь Тэннисона была разрушена после того, как бывший пациент его жены Антон Барлоу ворвался к ним домой и жестоко убил его вторую половинку После случившегося Тэннисон попытался с собой покончить и был помещен в психиатрическую лечебницу. Немного придя в себя, герой решает найти и убить человека, отнявшего у него все. Тэннисон сбегает из больницы и отправляется на орбитальную станцию. Угнав космический корабль «Беллерофон» он отправляется на перехват звездолета, на котором улетел Барлоу.



Судно злодея в сценарии Мэлоуна кстати носило совершенно не примечательное название «Мордор».
Совершив межпространственный прыжок, во время которого корабль сжимается до двух измерений, «Беллерофон» попадает в окрестности черной дыры. Там же обнаруживается и корабль Барлоу. Воспользовавшись моментом, экипаж обезоруживает Тэннисона, а затем подбирает шаттл с «Мордора». На борту находится один выживший. Разумеется, это Барлоу. Вскоре он убивает практически всю команду, оставляя в живых лишь капитана и навигатора (обе женщины). Тэннисон же оказывается заперт в дрейфующем шаттле, почти без топлива и шансов догнать «Беллерофон».

Герою не остается ничего другого, кроме как направиться к «Мордору». Попав на корабль, он обнаруживает, что все на его борту мертвы. Просмотрев записи, Тэннисон узнает, что экипаж занимался раскопками на планете, где когда-то существовала инопланетная цивилизация. Там археологи обнаружили Танатрон - машину, которая позволяет открыть портал в другую реальность, заполненную абсолютным злом. Ну, или говоря проще - ад.

Барлоу забрал с собой один из компонентов Танатрона, который позволяет воскрешать мертвых. И вскоре выясняется, что злодей уже воспользовался им и теперь его невозможно убить. Пока он развлекается со своими пленницами, Тэннисон пытается запустить двигатель «Мордора», чтобы нагнать «Беллерофон». Но сделать это непросто. Из-за инопланетных артефактов его преследуют галлюцинации, в которых он видит свою мертвую жену и различных существ и постепенно начинает терять связь с реальностью.

В конце концов, Тэннисону удается догнать и состыковаться с «Беллерофоном». В финале, Танатрон активируется и открывает портал в ад, из которого выходит огромный демон. Тэннисон жертвует собой, направляя корабль к черной дыре и в финальной сцене попадает в рай,  воссоединяясь с женой. В живых остается лишь навигатор «Беллерофона», которая эвакуируется на спасательной шлюпке и ложится в анабиоз, надеясь, что ее когда-нибудь обнаружат.

С одной стороны, я бы не сказал что скрипт Мэлоуна был откровенно выдающимся. С другой, плохим я его тоже не считаю. Там были как хорошие задумки так и откровенная копипаста из того же «Чужого» и всякие жанровые клише с беганием по темным коридорам и выпрыгиванием из-за угла. Да и забавно, что автор постоянно путал в тексте черную дыру и нейтронную звезду. Но что точно, так это то, что скрипт определенно имел потенциал и его можно было еще улучшить.

В работе над проектом Мэлоун заручился поддержкой своего друга Ганса Руди Гигера. На рождество 1990 году Мэлоун заехал к нему в гости и попросил нарисовать постер для фильма, а также помочь с созданием облика существ. В течении следующих десяти дней Гигер создал несколько дизайнов Танатрона и демонов, в том числе и финального босса. По замыслу Гигера, у него должны были быть большие рога и крылья, покрытые отделениями напоминающие почтовые ящики, в которых хранились захваченные им души. Лицо демона должно было постоянно расщепляться, обнажая новые еще более гротескные лица.

Гигер еще некоторое время продолжил заниматься над проектом, регулярно присылая Мэлоуну новые дизайны по факсу. За работу Гигеру заплатили 10 тысяч швейцарских франков. Но он взялся за нее не из-за денег, а из-за дружбы с Мэлоуном. Сам Гигер по своему опыту работы с Голливудом не особо верил в то, что его дизайн попадет на большой экран. Проект требовал больших финансовых вложений, которые Imperial Entertainment не могла себе позволить.

В итоге предсказание швейцарца сбылось. Сценарий получил большую известность, но ни одна из студий не хотела браться за него, считая слишком рискованным вложением средств. Через какое-то время скрипт был продан MGM, которая наняла собственную команду сценаристов, получивших задачу переработать сюжет. Немаловажную роль в этом решении сыграло то, что за годы, пока проект пребывал в производственному аду, его многие задумки уже воплотились в других произведениях. Скажем, в игре Doom, сюжет которой (да, там был сюжет) строился на открывшемся портале в ад. Или, куда более очевидный пример - «Горизонте событий».



Танатрон
Первый сценарий «Горизонта» был написан в 1992 году. Я конечно не знаю, насколько его автор Филипп Эйснер был знаком с скриптом Мэлоуна, но у меня есть подозрение, что он как минимум слышал о нем. Обе работы имеют ряд весьма схожих моментов:
  • Брошенный корабль, экипаж которого поубивал друг друга, вращающийся по орбите, которая скоро приведет его к столкновению с небесным телом.
  • Герой, потерявший жену и испытывающий терзающие его видения и галлюцинации.
  • Капсулы, в которых экипажу надо находиться во время активации двигателей, иначе он превратится в желе.
  • Злодей, которого не убить и которого в одной сцене выкидывают в космос, после чего он все равно целым и невредимым возвращается на корабль.
  • Выход одного из персонажей в космос без скафандра.
  • Ну и разумеется, вся концепция открывшегося на космическом корабле портала в ад.



Гравитационный привод из «Горизонта событий»
В любом случае, после того, как «Горизонт» был запущен в производство, в MGM решили полностью убрать из проекта все намеки на сверхъестественное.  Но одно дело удалить что-то из сценария и совсем другое - придумать что-то на замену. С этим разумеется возникли большие проблемы. Несколько лет скрипт бросало из стороны в сторону пока после всех переписываний  от первоначальной задумки Мэлоуна не остались лишь космос и инопланетный артефакт.  Название тоже поменялось - проект стал называться «Сверхновая».



Съемки фильма начались в апреле 1998 года и сопровождались массой проблем. Из-за разногласий с продюсерами, первоначальный режиссер покинул проект за два месяца до начала съемок. На замену был взят Уолтер Хилл, всерьез вознамерившийся повторить успех «Чужого», сценарий которого он некогда переписывал.

В случае со «Сверхновой», Хилл считал, что у проекта определенно есть потенциал, но скрипт нуждается в доработке. Проблема заключалась в том, что времени на нее практически не было, так как студия не собиралась переносить дату релизу. Так что в лучших голливудских традициях сценарий стали переписывать прямо по ходу съемок. Фактически, актеры практически никогда заранее не знали, что именно сегодня будут снимать. Каждое утро Хиллу приходилось устраивать совещение, во время которого он объяснял студийным контроллерам, что именно и зачем он хочет снять. Лишь после его завершения актеры получали отпечатанные за ночь страницы со сценами, после чего без какой-либо предварительной подготовки отыгрывали свои эпизоды.



Кадр из одной из удаленных сцен «Сверхновой»
С каждым днем отношения между Хиллом и студийными чиновниками становились все более и более напряженными. Дошло до того, что на студии в одностороннем порядке приняли решение урезать финансирование проекта. Это привело к срыву графика работ над спецэффектами. Когда продюсеры решили устроить тест-просмотр картины, эффекты еще не были готовы. Хилл попытался уговорить их отложить просмотр до завершения работы, но получил отказ. Вполне возможно, что это была намеренная тактика с целью выжить несговорчивого Хилла из режиссерского кресла.



Кадр из еще одной удаленной сцены
Просмотр завершился катастрофически плохими отзывами. Хилл был моментально уволен, на его место взяли Джека Шолдера, который вырезал значительную часть сцен и подсюжетов, а также всех существ, в создание дизайнов которых были вложены значительные деньги. Но лучше не стало. Тест-просмотр версии Шолдера завершился с такими же результатами, как и у Хилла.

image Click to view


И одна из альтернативных концовок. «Сверхновая» могла стать первым в истории фильмом, герои которого своими действиями уничтожили всю Вселенную.
К этому моменту на студии сменилось руководство. Новые чиновники решили, что картину все еще можно спасти и попытались уговорить Хилла вернуться. Тот затребовал пять миллионов на пересъемки, но продюсеры отказались выделять такие деньги. На этом участие Хилла в проекте было окончательно завершено. В итоге за работу взялся Фрэнсис Форд Кополла, получивший миллион на доработку картины. Но и версия Кополлы абсолютно не понравилась зрителям. Никто из троицы режиссеров в итоге не захотел брать ответственность за получившийся результат, и потому в титрах картины в графе режиссер указали имя Томас Ли. Это псевдоним, аналог знаменитого Алан Смити.



В конце концов, на студии смирились с тем, что фильм уже не спасти и прекратили тратить деньги на пересъемки, собрав картину из того что было. Окончательную точку во всей эпопее поставил вот этот вот трейлер, подававший «Сверхновую» чуть ли не как романтическую комедию - видимо, с целью привлечения большей аудитории.

image Click to view


И нет, это не шуточный монтаж. Это самый настоящий официальный трейлер.
После выхода картину назвали оскорблением жанра фантастики и очень быстро забыли. Сейчас «Сверхновую» если и вспомимают, то лишь как какое-то странное недоразумение. Через некоторое время Мэлоун выложил свои наработки в интернете, чтобы как-то оправдаться (удивительно, но его все же указали в титрах как одного из авторов сюжета) и показать, что представляло его видение. Впоследствии и другие участники эпопеи тоже дали интервью, с целью объяснить, что же пошло не так. В итоге, вся эта эпопея сейчас считается одним из классических случаев, когда история создания фильма оказалась намного интереснее того, что в итоге выпустили в прокат.


Лично я не думаю, что Dead Star мог бы стать коммерческим хитом. Посмотрите на досуге список космических хорроров и ответьте на вопрос, сколько из них, были успешными с финансовой и критической точки зрения. Результат получится не слишком впечатляющим. Что-то низкобюджетное может и окупилось, но особой славы эти фильмы не снискали. Подлинного успеха достиг лишь «Чужой» - но скажем честно, по сравнению с ними, все остальное это просто совсем другая лига.



Но с правками сюжета и нормальным режиссером Dead Star по крайней мере мог бы запомниться зрителям и занять то место, которое в пантеоне подобных картин сейчас занимает «Горизонт событий». Увы, но время для этого было упущено в первой половине 1990-х. Сейчас Dead Star если и занимает какое-то место, то лишь в списке громких нереализованных проектов, вспоминая которые, задаешься вопросом о том, что же могло получиться, сложись все иначе.

альтернативный сюжет, Обзоры сценариев, Г.Р. Гигер, хоррор, фантастика, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up