Про сценарий «Правдивой лжи 2» от Джеймса Кэмерона

May 01, 2023 09:15

Я уже достаточно давно не читал сценарии. Тому есть ряд разных причин в которые, пожалуй, я не буду вдаваться. Но ради сегодняшней работы можно сделать исключение, ибо речь пойдет о скрипте «Правдивой лжи 2» за авторством Джеймса Кэмерона, который я очень давно хотел прочитать.


«Правдивая ложь», вероятно, является самым «случайным» фильмом в карьере Кэмерона. После второго «Терминатора» канадский режиссер параллельно работал над несколькими проектами, главных из которых была экранизация «Человека-паука». Но из-за запутанной ситуации с авторскими правами ее пришлось поставить на паузу. Тут-то на сцену и вышел Арнольд Шварценеггер, которому после провала «Последнего киногероя» нужно было срочно восстановить свое реноме главной кинозвезды Голливуда. И вот, как-то вечером Арни посмотрел французскую комедию «Тотальная слежки», после чего ему в голова пришла мысль, что из нее мог бы выйти неплохой ремейк. Он озвучил это предложение Кэмерону и тот согласился взяться за фильм, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся из-за отмены «Человека-паука» форточку в своем рабочем графике.

«Правдивая ложь» вышла в 1994 году и была вполне успешным фильмом, собрав 380 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете в 120 миллионов. Неудивительно, что вскоре пошли разговоры о возможном сиквеле. Правда, к тому моменту Кэмерон уже приступил к «Титанику», так что всем причастным пришлось ждать завершения его съемок.

После «Титаника» Кэмерон действительно согласился вернуться к «Правдивой лжи». Правда, изначально он не хотел лично заниматься сценарием сиквела. Так что эту задачу возложили на некоего Джеффа Истина. Написанный им сценарий можно найти в сети. Он строился на полной смене ролей персонажей Шварценеггера и Джейми Ли Кертис. Первый становился домохозяином, мечтающим о былых приключениях, а вторая - супершпионкой. Скажу честно, я как-то  попытался ознакомиться с работой Истина, но так и не сумел осилить ее до конца, что является довольно редким случаем для меня. Сценарий показался мне очень скучным и читать его было сплошным мучением.

Но, помимо работы Истина, у «Правдивой лжи 2» также имелся и сценарий, в написании которого принял участие сам Кэмерон. Я знал, что он существует, и давно хотел его прочитать. И вот, мне наконец-то удалось это сделать. Сценарий Кэмерона насчитывает 138 страниц. Он не датирован, но исходя из возраста персонажей, а также некоторых отсылок, работа была написана где-то между 2000 и 2001 годом (но еще до 11 сентября).

Итак, после событий первого фильма прошло шесть лет. Гарри и Хелен (персонажи Шварценеггера и Кертис) теперь работают вместе, регулярно выезжая на различные задания. Правда, у них не все гладко. Гарри вот-вот отметит свой 50-й день рождения и возраст постепенно начинает давать о себе знать, хотя наш герой и делает вид, что все в порядке.

Новым заданием шпионского семейства становится поимка сербского террориста с очень традиционным сербским именем Сабей, который только что ограбил хранилище федерального резерва. Гарри и Хелен успешно справляются с задачей. Сабея и его людей берут в плен и сажают в самолет, чтобы экстрадировать в США. Однако подручные террориста обстреливают самолет ракетами. Тот начинает падать, что дает возможность развернуть первую из трех основных экшн-сцен. Если бы фильм состоялся, мы бы увидели перестрелку и драки в невесомости между террористами и Шварцем. Конечно, по состоянию на 2023 год эта концепция не является чем-то новаторским. Мы уже несколько раз видели похожие сцены. Например, той же «Мумии» с Томом Крузом или «Темных судьбах» (кстати, я допускаю, что эпизод с самолетом в «Судьбах» мог появиться именно по совету Кэмерона, таким образом решившим реализовать свою давнюю идею) - но опять же, напоминаю, что речь идет о сценарии 2000 - 2001 года. Так что для зрителя тех лет подобное зрелище было бы в новинку.

В итоге, Сабей все же сбегает. Гарри и Хелен возвращаются в Вашингтон на разбор полетов. Чтобы усилить их команду, в нее включают двух агентов ЦРУ - Райана и красотку Джордан. Вскоре мы узнаем, что в далеком прошлом у Гарри и Джордан был роман и они должны были пожениться. Встреча со старой пассией выбивает Гарри из колеи, а Хелен, разумеется, начинает ревновать своего супруга, что приводит к тому, что она сближается с Райаном.

Тем временем, неугомонный Сабей захватывает российскую подлодку, которая несет ракеты с биологическим оружием. Но, чтобы их запустить, ему нужно получить чипы наведения из Латвии. Это приводит нас ко второй крупной экшн-сцене несостоявшегося сиквела. Гарри и его команда оперативников штурмуют резиденцию злодеев (для отвлечения их внимания используются автоматические пулеметы - эта концепция позже появилась в третьей «Миссии невыполнима»), после чего следует большая сцена погони с участием кораблей на воздушной подушке, в ходе которой герои разносят половину Риги.

В ходе миссии выясняется, что в команде есть предатель, который убил ключевого свидетеля. Гарри считает, что это Райан, в то время как Райан убеждает Хелен, что это Джордан. После того, как Райан рассказывает ей всю правду о прошлых отношениях Гарри и Джордана, та ссорится с супругом, после чего помогает ему добыть чипы, думая, что таким образом она поможет изобличить Джордан. Но, конечно же, предателем оказывается Райан. Он похищает Хелен, после чего в качестве заложницы доставляет на борт подлодки, которая уже держит путь к Нью-Йорку.

Но Хелен уже давно не беззащитная домохозяйка, какой она была в первой части. Героиня сбегает, захватывает радиорубку и сообщает координаты подлодки. Это приводит нас к третьей экшн-сцене «Правдивой лжи 2». Военные пытаются остановить подлодку, но она уверенно топит две американские субмарины. Затем в дело вступают морские котики и следует подводная баталия в стиле «Шаровой молнии». В итоге, лишь Гарри удается проникнуть на борт подлодки. Там он мирится с Хелен, после чего супруги убивают почти всех злодеев. Потерявшая управление подлодка выбрасывается на Манхэттен и проезжает по Уолл-Стрит. Из плохих парней в живых остается лишь Сабей. Он угоняет вертолет и пытается скрыться. Но Гарри на конвертоплане V-22 догоняет его, подцепляет крюком (по концепции это напоминает вступительную сцену из «Лицензии на убийство»/ третьего «Темного рыцаря»), перебирается внутрь и выбрасывает незадачливого террориста. Сценарий завершался сценой, в которой у Даны (дочь главных героев) рождался ребенок и Гарри становился дедушкой.

Итак, как бы я оценил этот сценарий? Я определенно не могу назвать его плохим, но у меня есть подозрение, что эффект очень долгого ожидания явно сказался на моей оценке. Ибо, работа в целом неплохая, но просто от Кэмерона я ждал большего «Вау!».

Начнем с плюсов. Все три основные экшн-сцены сценария были весьма масштабны и довольно оригинальны для той эпохи. И зная, как снимает Кэмерон, мне не приходится сомневаться, что на большом экране все это выглядело бы очень круто. Хотя, опять же, лично на мой взгляд, финал оригинального фильма с «Харриером» все же более запоминающийся благодаря уникальности своей концепции и тому, что у него и по сей день не так и много аналогов.

Что касается минусов сценария сиквела, то возможно, наиболее неожиданным из них является злодей. В работе Кэмерона было вроде как два основных плохих парня, но честно говоря, они обозначены очень и очень схематично, а сцены их убийства откровенно незапоминающиеся. Персонаж роковой женщины Джордан тоже выглядит каким-то недоработанным. Изначально кажется, что она сыграет важную роль в сюжете. Но перед финалом Джордан в буквальном смысле пропадает из истории и больше не появляется.

Юмор в сценарии Кэмерона есть, но шутки показались мне довольно стандартными и безопасными. Скрипту явно не помешала бы толика черного юмора. Кроме того, по сравнению с оригинальным фильмом общая тональность сместилась в сторону какой-то большей сентиментальности. А еще в сценарии Кэмерона было несколько вайбов из четвертого «Смертельного оружия», которое лично я никогда не считал особо удачным фильмом. И еще конечно меня очень удивило практически полное отсутствие в тексте классических коронных реплик у персонажа Шварценеггера.

В оправдание могу сказать, что это явно не съемочная версия сценария. Многие моменты, связанные с диалогами, шутками, образами злодеев могли бы быть доработаны позже в ходе полировки сценария. Но, в то же время, исходя из общей концепции сценария Кэмерона, я не думаю, что ему удалось бы превзойти оригинал. Будь фильм снят, он безусловно был более масштабным и скорее всего понравился бы основной массе зрителей. Но в целом это явно не тот случай, когда сиквел бы носили на руках за смелые творческие решения. Мы бы получили просто зрелищный и крепко сделанный боевик. Впрочем, возможно эт было бы не так и плохо. В конце концов, будем честны. Оригинальная «Правдивая ложь» хоть и была хорошо принята, но ее тоже обычно не включают в топы фильмов, изменивших кинематограф.

В любом случае, все эти задумки так и остались на бумаге. Хотя в свое время «Правдивая ложь 2» была очень близка к реализации. К 2001 году все основные актеры подписали контракты. Съемки планировалось начать в 2002 году. А затем случилось 11 сентября. После него Кэмерон заявил, что не будет заниматься сиквелом, ибо теперь шутки про террористов перестали казаться смешными. Еще одним фактором, повлиявшим на отмену съемок, стало наличие в сценарии той самой экшн-сцены в падающем самолете.

Шварценеггер некоторое время продолжал сохранять оптимизм и в различных интервью несколько раз утверждал, что проект не закрыт, что он лично встречался с Кэмероном и в глубине души тот совсем не против сиквела. Но время показало, что канадский режиссер принял окончательное решение и не передумал. А без Кэмерона у «Правдивой лжи 2» не было ни единого шанса добраться до большого экрана. В итоге все, что мы получили с тех пор - это недавно вышедший телесериал с потрясающе высокой оценкой аж в 5,1 балла на IMDB.

экшн, Обзоры сценариев, арнольд шварценеггер, Джеймс Кэмерон, боевик, сиквел, комедия, Арнольд Шварценеггер, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up