Несмотря на то, что программа «Аполлон» давно закрыта, один из созданных в ее рамках аппаратов все еще находится в строю и в этом году отмечает свое 50-летие. Речь идет о построенных еще в 1965 двух гигантских гусеничных транспортерах NASA. Изначально, они создавались для транспортировки от цеха вертикальной сборки к стартовой площадке ракет «Сатурн V». После того, как лунная программа была завершена, транспортеры нашли применение в рамках программ «Скайлэб» и «Союз-Аполлон», а затем в течении 30 лет занимались перевозкой челноков. Собственные имена транспортеров - «Ханс» и «Франц».
«Ханс» и «Франц» весят по 2700 тонн и представляют собой платформу на четырех сдвоенных гусеничных приводах, состоящих из 57 соединённых шарнирно звеньев, каждый из которых весит около 900 килограмм. Длина машины равна 40 метрам, ширина 35 метров, высота в зависимости от конфигурации составляет от 6 до 8 метров. Максимальная скорость составляет 1,6 километров в час в загруженном состоянии и 3.2 километра в час без груза. Таким образом на то, чтобы преодолеть 5.6 километровый участок отделяющий цех вертикальной сборки до Стартового комплекса 39, у них уходило около четырех часов.
Самым тяжелым грузом из тех, которые доводилось возить транспортерам, были установленные на мобильной пусковой платформе ракеты «Сатурн V» с кораблем «Аполлон» - общий вес данной конструкции составлял около 5 600 тонн. Пусковая платформа с установленным на нее Спейс Шаттлом, твердотопливными ускорителями и незаправленным топливным баком весила несколько меньше - всего 4980 тонн.
Привод транспортера состоит из 16 тяговых электродвигателей, которые получают ток от четырех генераторов мощностью 1 000 кВт каждый. Генераторы приводятся в действие двумя дизельными двигателями мощностью 2 750 л.с. (2 050 кВт) каждый. Другая пара электрогенераторов на 750 кВт, приводимая в действие двумя дизельными двигателями мощность 1065 л.с. вырабатывает электроэнергию для освещения, дополнительных систем и гидравлической системы, поддерживающей верхнюю палубу транспортера в строго горизонтальном положении. Еще два генератора мощностью 150 кВт требуются для питания мобильной пусковой платформы. Расход топлива у данного чуда техники составляет 350 литров топлива на километр, всего же топливный бак транспортера вмещает 19 000 литров. За годы службы, транспортеры прошли 3150 и 3350 километров. Стоимость постройки каждого из них в ценах 1964 года составила 14 миллионов долларов.
Несмотря на закрытие программы «Спейс шаттл», транспортеры все еще остаются в строю и в настоящее время они проходят модернизацию. В ее рамках «Франц» получит новые генераторы, а его шасси и корпус будут укреплены, что позволит ему перевозить до 8000 тонн. Это позволит задействовать его для перевозки сверхтяжелых ракет SLS. «Ханс» же планируется использовать для коммерческих запусков.