В уже таком бесконечно далеком 2014 году я написал заметку про несостоявшуюся экранизацию «Хребтов безумия»: проекта мечты режиссера Гильермо Дель Торо, что был безжалостно пущен под нож студией Universal. На тот момент я мог судить о нем лишь по раннему сценарию, что и по сей день можно найти в сети. Однако недавно мне попалась более поздняя версия драфта. Так что я решил вернуться к старому материалу и еще раз рассказать о несостоявшемся фильме, но уже с добавлением новых деталей.
Еще в начале 1990-х Гильермо Дель Торо впервые задумался об экранизации «Хребтов безумия» - классического произведения Говарда Лавкрафта, оказавшего огромное влияние на весь фантастический жанр. Тогда он написал тритмент о группе конкистадоров нашедших инопланетный город под руинами пирамид майя. Но переломной точкой стал 2006 год.
На тот момент карьера Дель Торо находилась на подъеме. Только что вышедший на экраны «Лабиринт Фавна» удостоился прекрасных рецензий со стороны критиков и уже тогда было очевидно, что он станет одним из главных претендентов на различные премии того киносезона. Можно предположить, что этот успех стал решающим фактором, почему режиссер счел, что он наконец-то готов взяться за свой magnum opus. Дель Торо привлек к написанию сценария своего старого знакомого Мэттью Роббинса, с которым когда-то поработал над «Мутантами».
Вскоре они завершили работу над первой версией скрипта. Ее действие начиналось в 1939 году. Береговая охрана находила дрейфовавший у берегов Тасмании корабль «Аркхэм», входивший в состав бесследно исчезнувшей в 1930 году антарктической экспедиции Мискатоникского университета. На борту разгромленного судна спасателей встречал безумец с окровавленным топором (позже мы узнавали, что его зовут Уильям Дайер), который в приступе ярости атаковал их и убивал нескольких человек. Морякам удавалось скрутить нападавшего, и затем его направляли в психиатрическую лечебницу. В скором времени Дайера навещал капитан Старкуэзер - командир следующей антарктической экспедиции, которая намеревалась повторить маршрут «Аркхэма».
Все дальнейшее действие представляло собой гигантский флэшбек, рассказанный Дайером в камере психушки. Мы узнавали, что в свое время герой оставил беременную жену ради того, чтобы принять участие в экспедиции в Антарктику. Супруга умерла во время родов, после чего Дайер начал видеть кошмары.
Но все самое худшее было еще впереди. Корабли экспедиции попадали во временную аномалию. Когда герои приходили в себя, то выяснялось, что прошло больше месяца и «Аркхэм» прибило к антарктическому побережью рядом с грядой невообразимо высоких гор, на вершине которой находятся исполинские руины древнего города.
Пока одна команда вылетала на самолете для исследований руин, вторая продвигалась вдоль побережья и находила покореженный корпус пропавшего корабля «Мискатоник». Вскоре на морском дне обнаруживались саркофаги с погребенными в них Старцами - пришельцами, построившими покинутый город. В дальнейшем участники экспедиции узнавали, что их цивилизация была уничтожена шогготами - восставшей рассой рабов, представлявших собой протоплазменных существ, способных ассимилировать и имитировать любую форму жизни.
Последующие события развилась очень быстро. Выяснялось, что Старцы в саркофагах вовсе не мертвы. Очнувшись и увидев, что их сородичи стали предметом вскрытия, они проделывали то же самое с попавшимися им под руку участниками экспедиции. Одновременно с этим на людей нападали шогготы. Они ассимилировали почти всех участников экспедиции (а заодно и Старцев), после чего начинали чинить корабль, намереваясь добраться на нем до человеческих поселений и захватить мир. Дело в том, что в этой версии сценария морская соль убивала шогготов и потому они не могли вырваться за пределы Антарктиды (ответ на вопрос о том, что мешало им воспользоваться сверхтехнологиями Старцев, оставался за кадром).
Пытаясь не допустить конца света, группа выживших пыталась помешать шогготам. Ценой невероятных усилий Дайеру удавалось захватить корабль. В попытке его остановить, шогготы проводили ритуал и вызывали Ктулху (в версии Дель Торо они поклонялись ему), но герою все же удавалось вырваться.
Впрочем, это была пиррова победа. Капитан Старкуэзер не поверил ни единому слову Дайера и все равно уплыл в Антарктику. Узнав об этом, герой покончил жизнь самоубийством. В финальной сцене экспедиция Старкуэзера находила остатки разбитого экипажем «Аркхэма» лагеря, после чего появлялись шогготы и нападали на полярников.
При ознакомлении этот ранний сценарий Дель Торо и Роббинса произвел на меня неоднозначные впечатления. С одной стороны, мне понравился масштаб, нагнетание атмосферы и общая мрачность истории. Но у сценария также было довольно много минусов. Например, слабо прописанные герои. Кроме протагониста единственным более-менее запоминающимся персонажем был брутальный канадец Ларсен, который в конце героически пожертвовал собой, взорвав тонну динамита. Эта роль явно писалась под Рона Перлмана.
Также мне показалась достаточно странной идея превращения шогготов в эдакий аналог Нечто из одноименного фильма Карпентера - как и то, что морская соль являлась их криптонитом. Подозреваю, что фанаты Лавкрафта также могли бы не оценить некоторые вольности с мифологией. Скажу честно, я не могу похвастаться ее глубоким знанием, но насколько я понимаю, Ктулху явно не был древним божеством шогготов, которому они поклонялись и могли вызвать при помощи своего ритуала. Ну и в целом, третий акт истории показался мне достаточно скомканным и скоротечным. Сценарий «Хребтов» насчитывал 108 страниц чего, на мой взгляд, было явно недостаточно для столь масштабного проекта.
В любом случае, это был ранний скрипт и я полагал, что в более поздних версиях Дель Торо исправил многие недостатки. Но после прочтения недавно всплывшего в определенных кругах более позднего драфта я, честно говоря, уже не столь в этом уверен. Взять хотя бы его объем. Он насчитывает всего 97 страниц. Как не сложно догадаться, если у Дель Торо были проблемы с раскрытием персонажей и некоторых сюжетных моментов в формате 108 страниц, уменьшение объема вряд ли могло исправить ситуацию.
Я не буду вновь пересказывать сюжет и ограничусь лишь основными различиями между более поздним и более ранним драфтом:
- Сценарий полностью лишился закадрового голоса главного героя, а вступительная часть с плаванием экспедиции в Антарктику значительно сократилась.
- Кое-где история заметно потеряла в масштабе. Были удалены некоторые локации и действующие лица. Также из сценария вырезали эпизоды с ожившими Старцами и их битвой с шогготами.
- По сравнению с ранней версией, этот сценарий уделял заметно большее внимание теме временных аномалий. Во время изучения города герои периодически попадали в места, время в которых текло намного быстрее, чем в остальном мире (т. е. что-то вроде «Интерстеллара» наоборот, где за час ты физически стареешь на несколько лет). Из-за этого некоторые персонажи умирали от глубокой старости.
- Дель Торо избавился от идеи использования соли для борьбы с шогготами. В новой версии их уничтожали при помощи огня.
- Скрипт сделал заметный уклон в сторону боди-хоррора. Он стал более кровавым и в не появились созданные шогготами существа, состоящие из отдельных частей поглощенных ими людей. Нечто подобное мы можем увидеть в короткометражке «Зигота» Нила Бломкампа.
- Концовка сценария все еще предполагала явление вызванного шогготами Ктулху. Но при этом, из нее удалили упоминание о самоубийстве главного героя.
В целом, вторая версия сценария удивила меня. С одной стороны, хоть вступление и заметно уменьшилось в объеме, но местами оно стало даже более эффективным в плане подачи материала и основных сюжетных моментов. Но вот вторая половина, откровенно говоря, вышла еще более скомканной и хаотичной, чем в предыдущей версии. Все события разворачивались слишком быстро, безликие герои стремительно отправлялись на тот свет в режиме пушечного мяса, а малый хронометраж не позволял как следует проникнуться впечатляющими моментами и атмосферой.
В плане второплановых персонажей более поздний сценарий тоже регрессировал. Скрипт лишился Ларсена (единственного второплановика, кто хоть немного выделялся), роль же остальных окончательно свелась к сюжетным функциям. Также после прочтения второй версии я окончательно удостоверился, что по какой-то причине Дель Торо явно пытался превратить «Хребты» в своеобразное переосмысление «Нечто». Тут и подозрительно схожие сюжетные элементы, и изменение концепции шогготов и даже щедрое использование слова thing (с добавленным через дефис именем персонажа) для обозначения ассимилированных героев.
Вообще, после некоторых раздумий, я пришел к выводу, что многие проблемы этих двух сценариев проистекали из того, что на самом деле Дель Торо лучше всего даются не обычные люди, а всякие удивительные создания, существа из потустороннего мира и прочие не такие как все. У него есть талант заставить зрителя сопереживать диковинным изгоям, в то время как заурядные хомо сапиенсы обычно предстают в образе злодеев. Но проблема в том, что в случае с «Хребтами» эта формула просто не работала. Бестиарий Лавкрафта по определению не является тем, чему можно хоть как-то симпатизировать. Это настолько враждебная нам сила, что один ее вид способен свести человека с ума. И, на мой взгляд, именно из-за этого Дель Торо не сумел выдать то, что он как мы все знаем, способен. По крайней мере, в прочитанных мною скриптах.
Как бы то ни было, сразу после завершения работы над самым первым драфтом, Дель Торо обратился к студии Warner Bros, занимавшейся дистрибуцией в Штатах «Лабиринта Фавна», с предложением снять фильм. Там некоторое время поизучали материал, но в итоге так и не решились запустить его в производство.
После этого Дель Торо решил попытать удачи с Universal, для которой он как раз начал снимать сиквел «Хеллбоя». Там его ждал более теплый прием. Хоть по итогу фильм и не оправдал возложенных финансовых ожиданий (чему немало способствовала неудачная дата релиза - кино вышло в прокат за неделю до «Темного рыцаря» и было, в буквальном смысле, растоптано им), студия решила не прекращать сотрудничество. Так что Дель Торо получил добро и продолжил разработку проекта. Благо, что через некоторое время у него появилась достаточно весомая поддержка. Изначально, на главную роль в «Хребтах» метил Джеймс Макэвой, но затем ими заинтересовался имевший куда более звездный статус Том Круз. Следующим пополнением в команде стал великий и ужасный Джеймс Кэмерон. Он согласился спродюсировать кино, в то время как Дель Торо обязался снимать его в новомодном формате 3D.
Кэмерона и Дель Торо связывают давние дружеские отношения. Когда в 1997 году отца Дель Торо похитили, Кэмерон предоставил ему миллион долларов, который был затем уплачен бандитам в качестве выкупа
Что касается Круза, то на тот момент ему уже было под 50 лет, в то время как главный герой в момент начала событий сценария был значительно моложе. Но благодаря введению в сюжет временных аномалий это в принципе не должно было стать каким-то сдерживающим фактором. По ходу истории протагонист серьезно старел и к финалу Дайер фактически превращался в старика. И, что немаловажно, в скрипте была сцена, где он весьма резво убегал по льду от преследовавшего его Ктулху.
Я рассказал лишь про две версии сценария «Хребтов безумиях» но, насколько мне известно, их было написано намного больше. Также нельзя не упомянуть и про внушительную подготовительную работу. Проект обзавелся многочисленными концепт-артами, съмочный сценарий был раскадрован, также были созданы детальные дизайны всех основных существ.
И вот, летом 2010 года было официально объявлено, что фильм получил зеленый свет. Съемки картины должны были начаться в мае 2011 года. Но, даже несмотря на наличие Круза и Кэмерона и эффектную презентацию, которую Дель Торо назвал лучшей в своей жизни, руководство Universal серьезно нервничало. Дело в том, что бюджет проекта оценивался в 150 миллионов долларов. Напомню, что тогда (как, впрочем, и сейчас) Дель Торо не являлся особо кассовым режиссером. Тот же второй «Хеллбой» с трудом собрал лишь 160 миллионов (при 80-миллионом бюджете), и на тот момент это было лучшим достижением в его карьере.
Не улучшало настроение студии и то, что «Хребты» имели рейтинг R, в сценарии практически не было женских персонажей, и отсутствовали какие бы то ни было намеки на хэппи-энд. И вот, в какой-то момент нервы руководства Universal не выдержали. Чиновники объявили Дель Торо, что 150 миллионов это все же слишком много для проекта со столь узкой потенциальной аудиторией. Ему настоятельно посоветовали переработать сюжет под PG-13.
Позже, вспоминая эту историю, Дель Торо признал, что возможно ему стоило бы поступить по умному и на словах согласиться с требованиями студии, а затем изыскать способ спустить идею на тормозах. Но режиссер не стал хитрить. Он категорически отверг предложение Universal, прямо заявив, что не станет делать кино с подростковым рейтингом.
После этого судьба «Хребтов» была предрешена. В марте 2011 года, всего за два месяца до начала съемок было объявлено об отмене проекта. В Universal решили сделать ставку на два «надежных» фильма с рейтингом PG-13. Ими стали «Морской бой» и «47 ронинов». Оба по прежнему занимают места в топе наиболее убыточных картин всех времен. После отказа Universal Дель Торо принял последнюю попытку спасти проект и отправился на студию 20 Век Фокс. Но там не захотели заниматься материалом, сославшись на то, что проект слишком похож на грядущий «Прометей».
Крах «Хребтов» стал большим ударом для Дель Торо (по словам режиссера, получив официальное уведомление от студии, он проплакал все выходные). Ведь ранее он фактически отказался от «Хоббита» ради возможности снять этот фильм. В итоге, чтобы хоть как-то отвлечься от негативных эмоций, Дель Торо подписался на «Тихоокеанский рубеж». По иронии судьбы, ранний сценарий «Рубежа» был намного более мрачным и серьезным нежели, итоговый фильм. Но Дель Торо намеренно решил выдержать кино в более легком духе. Скорее всего, чтобы максимально дистанцироваться от «Хребтов».
Подводя традиционные итоги стоит сказать, что исходя из двух имеющихся сценариев я, конечно, не могу назвать «Хребты» Дель Торо потерянным шедевром с точки зрения сюжета. В них было достаточно много слабых мест и текст явно можно было бы улучшить. Но тут естественно есть несколько «но». Как я уже сказал, сценариев было написано куда больше, чем два. И я не знаю, насколько сильно они отличались от прочитанных мной версий. Могу лишь надеяться, что когда-нибудь более поздние драфты тоже станут достоянием общественности. Интересно, что когда-то Дель Торо пообещал, что в одни прекрасный день он опубликует все наработки по проекту, чтобы каждый смог оценить, какое кино мы потеряли. Этого пока так и не произошло, но надежда, как говорится, умирает последней.
А так, судьба «Хребтов» конечно до боли напоминает BioShock - другую несостоявшуюся экранизацию тех лет с огромным бюджетом и рейтингом R, которую Universal зарезала буквально за месяц до начала съемок ради блокбастерного мусора в виде все тех же «47 ронинов» и «Морского боя». Как я уже когда-то сказал, если уж выбирать, на чем терять деньги, то уж лучше бы студия профинансировала фильм, чье название сейчас было бы не стыдно произносить. Да, возможно «Хребты безумия» Гильермо Дель Торо и не стали бы идеальной экранизацией. Но что-то все же подсказывает мне, что независимо от кассовых сборов и различных недостатков, их бы все равно отлично помнили и по сей день.
Для желающих финансово поддержать:
https://yoomoney.ru/to/410012753539930Web Money (USD): Z550553330247