Новый запуск Space X и испытание прототипа европейского челнока IXV

Feb 08, 2015 12:46

На ближайшее время намечено несколько достаточно интересных запусков о которых стоит рассказать. Во-первых, сегодня в 23-10 по времени UTC (так что у большинства уже будет завтра) состоится следующий запуск Falcon 9, в рамках которого в точку Лагранжа L1 будет выведен аппарат Deep Space Climate Observatory (DSCOVR), который был построен еще в конце 1990-х (!) годов и изначально должен был выводиться на орбиту трагически завершившейся миссией шаттла «Колумбия» STS-107. Однако после смены американской госадминистрации, финансирование было урезано и спутник был положен на склад, где и пролежал более 13 лет.




И вот, спустя более чем десятилетие DSCOVR все же отправляется в космос. Помимо непростой судьбы аппарата, запуск интересен тем, что это первый груз выводимый Space X за пределы земной орбиты. Ну и конечно же все с нетерпением ждут вторую попытку мягко посадить первую ступень ракеты. Инженеры учли опыт предыдущего запуска, залив в ступень значительно больше гидравлической жидкости. Так что, как пошутил Илон Маск, по крайней мере теперь она должна будет взорваться по другой причине.


Следующее интересное событие намечено на 11 февраля, когда с космодрома Куру во Французской Гвиане должен состояться старт легкой ракеты-носителя «Вега». На ее борту будет находиться аппарат IXV (Intermediate EXperimental Vehicle), который совершит свой первый суборбитальный полет.  IXV является экспериментальным беспилотным аппаратом созданным ESA в рамках проекта по отработке технологий, необходимых для создания космического корабля, способного к многократным космическими полетам и посадке на космодром.

Длина аппарата составляет 5 метров, ширина 2.2 метра, высота 1.5 метра. Сухой вес IXV равен 480 килограммам, вес при максимальной нагрузке - 1845 килограмм. Во время запланированного на 11 февраля испытания IXV отделится от ракеты-носителя на высоте 320 километров, подымется до высоты 420 километров, а после совершит спуск по баллистической траектории, войдя в плотные слои атмосферы со скоростью 7.7 километров в секунду, таким образом сымитировав возвращение космического корабля с низкой околоземной орбиты. Продолжительность всего испытания составит 100 минут.



Схема испытания
В первом полете у IXV не будет крыльев. Войдя в плотные слои атмосферы (в этот момент температура его корпуса достигнет 1700 ºC), он выпустит парашют и приводнится в Тихом океане, где будет подобран кораблем. С помощью IXV инженеры ЕКА надеются проверить надежность теплозащиты, отработать технологию спуска и собрать информацию о поведении аппарата. В будущем эта информация будет использована при создании уже полноценного многоразового космического корабля, который будет предзначен для доставки грузов на МКС, а возможно также сможет использоваться и для доставки на орбиту экипажей.

И наконец, небольшая новость о еще одном космическом эксперимента, в этот раз связанном с кораблем, уже запущенным ESA на орбиту. 27 февраля от МКС отстыкуется  космический грузовик (ATV) «Жорж Леметр». Его ждет вполне стандартная судьба большинства подобных аппаратов - сгорание в атмосфере над Тихим океаном. Однако в этот раз космическая рутина будет разбавлена попыткой заснять процесс сгорания аппарата изнутри него самого. На борт  ATV будет установлена инфракрасная камера BUC, которая будет записывать происходящее внутри него со скоростью 10 кадров в секунду.


Камера BUC и сфера SatCom
Собранная информация будет сохраняться на установленную в связке с камерой сферу SatCom, которая оборудована теплозащитой, позволяющей выдерживать температуру в 1500 °C. После того, как на высоте 70 - 80 километров ATV распадется,  SatCom попытается установить контакт со спутниками системы «Иридиум» и передать им всю собранную информацию. Авторы эксперименты надеются, что прибор успеет сделать это в промежутке между тем, как плазменный фронт, окружающий входящие в атмосферу обломки корабля рассеется и сфера ударится о поверхность океана.


ATV «Жорж Леметр»

Астрономия, космос, space x

Previous post Next post
Up