«Вспомнить все» - 30 лет. Десять интересных фактов о фильме

Jun 01, 2020 09:15

Сегодня исполнилось ровно 30 лет со дня выхода в прокат «Вспомнить все» - одного из классических блокбастеров эпохи VHS, появившегося на стыке двух киноэпох и вобравшего в себя лучшее из них. К 25-летию картины Пола Верховена я уже писал подробнейший материал, посвященный ее созданию и ранним сценариям. Но по случаю новой круглой даты я решил еще раз вспомнить наиболее интересные факты из истории этого проекта.



Картине потребовалось 16 лет, чтобы добраться до большого экрана

«Вспомнить все» является одним из самых известных долгостроев в истории Голливуда. Проект родился еще в 1974 году, когда никому не известный Рональд Шусетт решил попробовать свои силы в кинематографе и выкупил за целую тысячу долларов права на киноадаптацию рассказа Филипа К. Дика «We Can Remember It for You Wholesale».


Шусетт достаточно быстро понял, что не сможет в одиночку написать сценарий экранизации. К счастью судьба вскоре свела его с другим начинающим кинематографистом Дэном О`Бэнноном. О`Бэннон быстро набросал первые 30 страниц сценария. А затем началась длинная вереница событий, из-за которых следующие несколько лет незаконченная рукопись пролежала на полке. Режиссер Алехандро Ходоровский пригласил О`Бэннона в Париж заниматься спецэффектами и дорабатывать сценарий для его экранизации «Дюны». Однако затем фильм был отменен и О`Бэннон без гроша в кармане вернулся в США. Перед молодым автором нависла серьезная угроза ночевать на улице. Поэтому он, заручившись поддержкой Шусетта, решил по-быстрому написать сценарий на продажу. Его выбор пал на давний сюжет об астронавтах, севших на неисследованной планете и столкнувшихся там с неизвестной формой жизни…


Следующие несколько лет прошли для друзей под знаком «Чужого». Его успех позволил О`Бэннону и Шусетту заняться более амбициозными проектами - в том числе и вернуться к экранизации Дика.О`Бэннон дописал первый вариант сценария, а вскоре Шусетт заключил сделку с компанией Дисней, охватывавшую несколько проектов, в числе которых был и будущий «Вспомнить все». Правда, через некоторое время руководство мышиного дома потеряло интерес к материалу Дика. Но, к счастью для Шусетта и О`Бэннона, им заинтересовался продюсер Дино Де Лаурентис.

Для фильма были написаны десятки различных сценариев

«Вспомнить все» вошел в голливудскую историю не только как долгострой, но и как фильм, для которого было написано очень большое количество различных сценариев. Их точное число вряд ли когда-то станет известным, но речь идет не менее чем о сорока вариантах от нескольких авторов. Дюжину из них написал Дэвид Кроненберг. Именно он был изначально назначен Дино Де Лаурентисом на должность режиссера проекта.








Если начать подробно описывать все различные ранние сценарии «Вспомнить все» и их отличия от итогового фильма, пожалуй, получится небольшая книга. Я уже как-то делал пересказ одного из скриптов Кроненберга, кому интересно, вот ссылка. Также в сети можно найти множество различных концептов, созданных в те времена, когда канадец еще стоял у руля проекта. Так что мы вполне можем составить определенное визуальное представление о том, как бы выглядел его фильм.


Отмечу лишь одну важную деталь. Во всех этих ранних скриптах, какими бы красочными, причудливыми и странными они не были, имелось кое-что общее. Их действие однозначно разворачивалось в реальности. Авторы почти никак не пытались обыграть идею того, что все, что мы видим, происходит лишь в голове главного героя.

Ричард Дрейфус должен был сыграть главную роль

Сейчас крайне сложно представить кого-то другого вместо Арни в роли Дага Куэйда. Австрийский дуб прекрасно вписался в кроваво-безбашенную атмосферу фильма Пола Верховена. Тем необычнее, что во времена, когда «Вспомнить все» занимался Дино Де Лаурентис, создатели хотели сделать ставку на совсем другой типаж. Они планировали взять на главную роль актера, который бы как можно меньше походил на мускулистого героя боевиков тех лет, и скорее напоминал обычного бухгалтера.


По сути, «Вспомнить все» проделал тот же путь что и «Терминатор». И там и там создатели изначально хотели взять актера, который бы смог слиться с толпой, но в итоге роль досталась Шварценеггеру

Некоторое время создатели рассматривались кандидатуры Джеффа Бриджеса и Кристофера Рива, но в итоге Де Лаурентис утвердил Ричарда Дрейфуса. Актер активно включился в работу над сценарием и постоянно вносил предложения по поводу своего персонажа.

Но Дэвид Кроненберг не одобрил этот выбор. Он видел в главной роли Уильяма Херта и попытался убедить продюсеров изменить решение, что в итоге привело к конфликту между ним и Дино Де Лаурентисом. Другим спорным вопросом стала общая стилистика фильма и концовка. Продюсеры хотели легкий финал с прицелом на сиквелы, Кроненберг же настаивал на более мрачной и экзистенциалистской концовке.


В итоге, между Де Лаурентисом и Кроненбергом состоялся жесткий разговор. Продюсер заявил режиссеру, что все его идеи слишком похожи на творчество Дика и потому никому не интересны, в то время как зрителям нужно что-то в духе «Индианы Джонса» на Марсе. Услышав это, Кроненберг заявил, что отныне «Вспомнить все» для него мертв, и покинул проект. По иронии судьбы, вскоре после этого Дрейфус устал ждать начала съемок и тоже ушел.

«Вспомнить все» чуть не начали снимать в 1987 году с Патриком Суэйзи

Увольнение Кроненберга привело к кадровой чехарде. Де Лаурентис сменил еще нескольких режиссеров пока, в конце концов, не утвердил кандидатуру Брюса Бирсфорда. Что касается исполнителя главной роли, то эту вакансию занял стремительно набиравший популярность Патрик Суэйзи. В итоге, Де Лаурентис объявил, что съемки картины начнутся летом 1987 года в Австралии. Рабочие даже начали возведение соответствующих декораций.


По словам участвовавших в производственном процессе лиц, версия сценария, по которой планировали снимать фильм с Суэйзи, была куда менее серьезной, нежели предыдущие работы, и скорее выдержана в стилистике картин Спилберга. Однако она тоже так и осталась на бумаге. Незадолго до начала съемок производственная компания Дино Де Лаурентиса обанкротилась. Казалась, что на этом в истории «Вспомнить все» будет поставлена жирная точка. Однако у фильма нашелся неожиданный спаситель: Арнольд Шварценеггер.

Шварценеггер лично пригласил Пола Верхувена

Шварценеггер давно присматривался к «Вспомнить все», но пока права на фильм находились в руках Дино Де Лаурентиса, ничего не мог предпринять: итальянский продюсер наотрез отказывался рассматривать его кандидатуру. Но банкротство все изменило.


Актер обратился к студии Carolco с предложением выкупить права на рассказ под гарантию своего личного участия в фильме. Владелец Carolco Марио Кассар был известен своей склонностью идти на риски. И он принял предложение Арни.


После этого Шварценеггер лично обратился к Полу Верховену с предложением снять фильм. Он уже давно хотел поработать с голландским режиссером и даже лоббировал свою кандидатуру на роль Алекса Мерфи в «Робокопе» - но еще на стадии эскизов стало понятно, что австриец в костюме Робокопа будет похож на человечка из рекламы Michelin. Так что дальше общих разговоров дело не пошло. Но теперь Шварценеггер решил повторить попытку.


Арни удалось заразить своим энтузиазмом Верховена и тот согласился взяться за фильм. В свою очередь, режиссер взял в проект Майкла Айронсайда, вернув ему «должок». Дело в том, что именно Айронсайд был изначальной кандидатурой Верховена на роль Алекса Мерфи. Но, как и Арни, он оказался слишком велик для костюма Робокопа и потому так и не получил роль в фильме.

«Вспомнить все» снимали в Мексике

Съемки картины начались весной 1989 года в Мехико. Создателям очень приглянулся «бетонный» архитектурный стиль некоторых строений мексиканской столицы, прекрасно сочетавшийся со стилистикой технототалитарного будущего. Нашли свое применение и природные ландшафты. Именно в пустыне неподалеку от Мехико снималась финальная сцена, в которой героев выбрасывает на марсианскую поверхность.


По одной печально известной «традиции», со временем практически все приехавшие в Мексику киноделы слегли с различными пищевыми отравлениям.  Больше всего досталось Верховену: к концу съемок рядом со съемочной площадкой постоянно дежурила скорая, готовая в случае надобности оказать помощь голландцу.


К слову, именно во время этих изнуряющих съемок в Мексике, у Верховена и Шварценеггера зародилась идея так и не снятого пеплума « Крестовый поход»

Одним из немногих счастливчиков, избежавших сей печальной участи, был Арни. За три года до этого актер отравился во время съемок в «Хищнике» (он тоже снимался в Мексике), и наученный тем горьким опытом, теперь ел только еду, которую ему доставляли прямиком из Штатов. Правда, хоть в этот раз Шварценеггер и обошелся без отравлений, ему не удалось избежать нескольких производственных травм: в частности во время эпизода драки в отеле, он сломал палец на правой руке.

Фильм принес Оскар Робу Боттину

На момент создания, «Вспомнить все» являлся одним из самых дорогостоящих фильмов в голливудской истории. Его бюджет составил 65 миллионов долларов. К тому моменту технология CGI уже существовала и ее даже использовали в фильме - в сцене, где Куэйд проходит через рентген в метро.


Но все же, абсолютное большинство визуальных эффектов были созданы традиционными методами - с помощью миниатюр, макетов, грима и аниматроники. В качестве наглядного примера можно привести классическую сцену, где главный герой снимает сломавшуюся голову-маску. Это настоящий механизм, внутри которого находилась реплика лица Шварценеггера.


За все это нам стоит поблагодарить команду, которую возглавлял небезызвестный Роб Боттин. Именно он создал спецэффекты в «Нечто», и по сей день считающиеся эталоном докомпьютерной эпохи.


Парадоксально, но при этом «Нечто» не принесло Боттину вообще никаких наград - только госпитализацию из-за нервного истощения. Лишь спустя 8 лет справедливость восторжествовала. За работу над «Вспомнить все» Боттин удостоился заслуженного  Оскара.

На протяжении фильма нам несколько раз рассказывают, чем он закончится

«Вспомнить все» можно любить за многое: экшн, хулиганский стиль, черный юмор, классические фразы Арни. Но лично для меня главным плюсом фильма является его сюжетный дуализм. С одной стороны, кино можно спокойно смотреть как очередной зрелищный боевик со Шварценеггером. С другой, все события фильма вполне возможно происходят исключительно в голове главного героя.


За это нам стоит сказать спасибо Полу Верховену. После прихода в проект он решил переделать историю таким образом, чтобы в фильме одновременно существовало две реальности. В одной хороший парень убивает плохих и освобождает Марс. В другой, все это является фантазией человека, неудачно купившего фальшивые воспоминания, а белый свет в финальных кадрах означает, что ему начали делать лоботомию.


В самом фильме можно найти множество ключей, указывающих на второй вариант. В сцене, где Куйэд приходит в корпорацию Rekall, продавец воспоминаний Боб говорит герою, что в конце своего путешествия убьет злодея, получит девушку и спасет планету. Перед началом имплантации, мы видим на мониторе серию красочных концептов, в том числе и картинку с показанной в финале инопланетной машиной, создающей атмосферу. А один из техников упоминает про голубое небо на Марсе.


Но, пожалуй, самой важной сценой является разговор Куэйда с доктором Эйджмайром, где тот точно предсказывает все, что случится дальше: стены реальности рухнут (буквально через минуту злодеи взрывают стену номера), Куэйд будет то спасителем сопротивления, то другом главного злодея Кохагена, затем мы увидим фантазии с пришельцами, но в итоге все закончится тем, что героя подвергнут лоботомии.


Конечно, на все это можно найти и контраргументы. В конце концов, Верховен снимал фильм так, чтобы каждый мог выбрать сам, какой вариант ему нравится больше, и потому намеренно включил в кино пару деталей, свидетельствующих против теории фантазии. Но все же, именно этот подход с «двумя реальностями» возвышает для меня «Вспомнить все» над большинством фантастических боевиков той эпохи.

«Вспомнить все» неодкратно перемонтировали по требованию MPAA

Подготовка к релизу «Вспомнить все» проходила в весьма хаотичном режиме. Во-первых, из-за сложностей с созданием некоторых эффектов пост-продакшн фильма серьезно затянулся. При этом, вместо того, чтобы выделить создателям дополнительное время, в Carolco наоборот сдвинули дату премьеры на две недели раньше.


Ну а во-вторых, свою лепту внесло MPAA, первоначально присудившее картине рейтинг X. Из-за этого Полу Верховену пришлось многократно переделывать картину, чтобы снизить уровень насилии. Наибольшим изменения подверглась сцена в метро, где главный герой использует одного из пассажиров в качестве живого щита.


В результате, у создателей попросту не осталось времени, чтобы организовать хоть один тест-просмотр картины. «Вспомнить все» вышло в формате «как есть». Позже некоторые из создателей картины даже высказывали мнение, что будь у них хотя бы одна дополнительная неделю, они смогли бы внести некоторые изменения в структуру картины, что бы ее только улучшило.

У «Вспомнить все» мог быть сиквел

Несмотря на все это, «Вспомнить все» стал одним из главных кинохитов 1990 года, войдя в пятерку самых кассовых фильмов в международном прокате. У  Пола Верховена вышло именно то кино, которое он хотел снять - кровавый и веселый аттракцион, нанизанный на тему фальшивой реальности.


По идее, при любой из двух возможных концовок фильма, рассказанная в нем история была определенно завершена. Но, конечно же, Голливуд не был бы Голливудом, если бы не попытался поэксплуатировать успех «Вспомнить все».


Вскоре после выхода фильма один из авторов его финального сценария Гэри Голдман выкупил права на несколько рассказов Филлипа К. Дика, среди которых было и «Особое мнение». Далее, в голове Голдмана созрел хитрый план: вместо того, чтобы сделать самостоятельный фильм, попытаться привязать его к уже существующему успешному проекту.


В итоге, на светя появился достаточно странный сценарий, озаглавленный «Вспомнить все 2». Формально, он являлся сиквелом картины Верховена. Его действие разворачивалось на Марсе, главным героем был ставший комиссаром полиции Куэйд, во второй половине даже появлялся безрукий Рихтер (персонаж Майкла Айронсайда). Но при всем при этом привязка к событиям оригинального фильма была крайне и крайне условной. Читая сценарий, лично я не ощутил практически никакой связи между ним и картиной Верховена. Герои ни разу не вспоминали события прошлой части, не использовали показанные в ней технологии, да и общая стилистика была совсем иной. На мой взгляд, автор просто переименовал персонажей и место действия в надежде выдать это за сиквел «Вспомнить все».


Хотя не могу не отметить, что в скрипте Голдмана был из самых безумных финалов, что мне доводилось читать. Главный злодей хотел разбомбить Марс, сбросив на него спутник Деймос. Но Куэйд срывал этот коварный план, протаранив Деймос… Фобосом. Как тебе такое, Майкл Бэй?

В итоге из этого начинания ничего не вышло и со временем «Особое мнение» получило самостоятельную экранизацию. Из начального сценария Голдмана в него попал только эпизод с автоматической автомобильной фабрикой и пара общих идей, вроде ищущих героя роботов-насекомых.


Но этим дело не закончилось. После банкротства Carolco, права на «Вспомнить все» выкупила компания Dimension. Ее глава, ныне печально известный Харви Вайнштейн, решил попробовать себя на ниве создания блокбастера. И вот, в 1998 году все тот же Гэри Голдман, а также Рональд Шусетт, написали сценарий для, как бы сейчас сказали, настоящего продолжения «Вспомнить все».


К сожалению, он так и не стал достоянием публики. Все, что о нем известно - это несколько кратких пересказов. Судя по ним, авторы попытались развить тему Верховена с двумя реальностями. Например, в их работе была сцена, в которой Куэйд просыпался в больнице в окружении своей жены Лори (персонаж Шэрон Стоун), доктора Эйджмайера и продавца воспоминаний Боба. Они убеждали героя, что все случившееся было лишь сном, и он провел в коме шесть месяцев.


Но, конечно же, со временем выяснялось, что все не так просто. В дальнейшем Куэйда обвиняли во взрыве космического лифта, он бежал во Владивосток, где встречал свою маму, а затем с ним связывалось марсианское сопротивление и подтверждало, что события предыдущего фильма произошли на самом деле. Также мы узнавали, что Мелина (персонаж Рэйчел Тикотин) погибла. Что касается воскрешения Шэрон Стоун, то судя по всему, авторы хотели объяснить ее возвращение клонированием. В имеющихся описаниях говорится, что в скрипте была сцена, в которой Куэйд сражался аж с дюжиной ее клонов.


В конце концов, Куэйду удавалось раскрыть очередной заговор, победить плохих парней и Марс, наконец, обретал долгожданную независимость. В финале героя награждали, он произносил торжественную речь, но внезапно в толе гостей на секунду мелькал доктор Эйджмайер. А это означало, что все произошедшее могло являться частью очередной фантазии.

Был и другой сценарий, написанный Мэттью Сирюльником. Он использовал ряд элементов из работы Голдмана и Шусетта, но при этом добавил к ним здоровую порцию гигантомании. В его сценарии злодеи сбрасывали на Солнце турбиниевую бомбу. В результате, оно начинало расширяться, уничтожало Меркурий и грозило испепелить Землю. В итоге, Куэйд спасал нашу планету, взрывая Марс, после чего Земля занимала его орбиту.

В концовке этого сценария герой приходил в себя в компании Rekall и в последующем узнавал из новостей об уничтожении красной планеты. По всей видимости, зритель должен был сам решить, то ли герой услышал про гибель Марса в коме и перенес это в свои фантазии, либо же он действительно спас мир, а злое правительство решило скрыть правду.


Не имея возможности прочитать эти скрипты я, разумеется, не могу делать какие-то глобальные выводы об их качестве. Вайнштейну вроде бы понравился сценарий Голдмана и Шусетта, в то время как тот же Сюрильник  назвал его «нападением на английский язык» (к сожалению, мне неизвестно, что Голдман и Шусетт сказали, прочитав работу самого Сирюльника). Что же касается моего мнения, то конечно отрадно, что все эти авторы попытались развить тему оригинального фильма. Но, на мой взгляд, попытки продолжения фильмов Верховена редко когда оказываются удачной идеей, что только подтверждается имеющейся практикой.

В любом случае, все решила позиция Шварценеггера. Вначале, он вроде бы выразил заинтересованность в проекте. Но прочитав имеющиеся сценарии, актер счел их слишком сложными. Известно, что в последующем Арни несколько раз встречался с Вайнтшейном, но в итоге они так ни о чем не договорились. В итоге, актер все же отказался от предложения сыграть в сиквеле и вместо этого решил сняться в «Шестом дне».


Что же касается «Вспомнить все», то со временем права на кино выкупила Sony, решившая, что его ремейк это именно то, чего с нетерпением ждут зрители по всему миру. Фильм вышел в 2012 году и благополучно провалился в прокате. Впрочем, я совершенно не удивлюсь, если вы уже совершенно забыли про сам факт существования ремейка. Благо, что для этого даже не нужно проходить процедуру стирания памяти.

Для тех, кто хочет финансово поддержать:


Или Web Money (USD): Z550553330247

экшн, экранизация, Кино, фантастика, Пол Верхувен, альтернативный сюжет, Арнольд Шварценеггер, киноюбилей

Previous post Next post
Up