Каким мог быть сюжет третьего фильма бондианы с Тимоти Далтоном

May 19, 2020 09:01

К середине 1980-х франшиза про агента 007 начала выдыхаться. После крайне успешных «Шпион, который меня любил» и «Лунного гонщика», собравших лучшую кассу со времен раннего Шона Коннери, финансовые показатели последующих картин стали постепенно ухудшаться. Конечно, владельцам «официальной» бондианы из Eon Productions удалось справиться с угрозой появления альтернативной франшизы (пару лет назад я подробно писал про эту странную историю, где фигурировал сценарий с атакующими Нью-Йорк робоакулами) - она ограничилась лишь одним фильмом. Но все равно, зрители постепенно теряли интерес к похождениям агента 007.


Другой проблемой был поиск нового Бонда. К моменту съемок «Вида на убийство» даже сам Роджер Мур откровенно признавал, что он уже слишком стар, чтобы продолжать играть непобедимого британского супершпиона и эту роль стоит отдать кому-то помоложе. В Eon Productions отлично это понимали и сразу же после выхода «Вида» начали масштабные поиски актера на замену. Перебрав все перспективные кандидатуры, продюсеры остановили свой взор на Пирсе Броснане. Он как раз отснял четвертый сезон сериала «Ремингтон Стил», который должен был стать последним - из-за падения рейтингов канал NBC принял решение не продлевать шоу.


Радостный Броснан еще не знает что вскоре его договоренность с EON будет аннулирована
Но кто-то совершил крупную ошибку и преждевременно слил информацию о кастинге прессе. Новость о том, что Броснан станет новым Бондом, резко увеличила интерес публики к актеру. Как следствие, рейтинги «Ремингтон Стил» заметно выросли. В результате в NBC решили сделать ход конем и, найдя лазейку в контракте Броснана, продлили сериал на пятый сезон. В свою очередь, в EON решили не ждать, когда актер освободится, и отозвали свое предложение. По слухам, продюсер Альберт Брокколи был взбешен из-за того, что проделали в NBC и не хотел, чтобы телевизионщики заработали за счет ассоциации Броснана с Бондом. Так актер потерял возможность сыграть 007 еще в 1986 году.


Несложно догадаться, что после того, как Броснан лишился роли Бонда, интерес к нему быстро иссяк и рейтинги сериала снова поползли вниз. В результате, «Ремингтон Стил» снова закрыли. В этот раз, окончательно.


Из-за невозможности нанять Броснана, EON пришлось обратиться к «запасному» актеру. Им был Тимоти Далтон. Его первый бондовский фильм «Искры из глаз» хоть и не стал суперхитом, но в целом считался успешным. Кино понравилось зрителям, да и сборы продемонстрировали положительную динамику.

Следующей далтоновской картиной стала «Лицензия на убийство». В этот раз создатели приняли решение сделать более приземленный и мрачный фильм про агента 007. Сам Далтон был только за. Он хотел создать образ, который бы заметно отличался от предшественников и был максимально похож на книжного Джеймса Бонда. Так на свет появилась «Лицензия на убийство».

К сожалению, зрители не оценили новый подход. По сей день «Лицензия» остается наименее успешной с коммерческой точки зрения картиной бондианы (если учитывать фактор инфляции). Да, за счет международного проката кино не провалилось, но и в категорию хитов его тоже сложно занести. На мой взгляд, это не очень справедливо. Конечно, «Лицензию» не назовешь лучшим фильмом про Бонда, но она определенно заслуживала куда большего.

Тем не менее, эта осечка поначалу не остановила маховик бондопроизводство. В EON планировали сделать еще один фильм с Далтоном -  благо, что у последнего был заключен контракт на три картины. Уже в следующем 1990 году продюсер Майкл Уилсон в соавторстве со сценаристом Альфонсом Руджиеро подготовили 17-страничный аутлайн для 17-го фильма бондианы.

Датированный 8 мая 1990 года аутлайн открывался со сцены взрыва секретной химической лаборатории в Шотландии. Он был осуществлен при помощи взлома одного из промышленных роботов. Для расследования дела британские власти привлекают 007. Правда, этому не очень рад Найджел Юпланд: молодой чиновник из министерства обороны, считающий, что дни агентов два нуля ушли в прошлое и весь отдел нужно закрыть.

Вскоре Бонду удается установить, что к взрыву как-то причастна Конни Уэбб - занимающаяся высокотехнологичным шпионажем и взломами американская наемница, в прошлом выполнявшая заказы в том числе и для МИ-6. Тем временем уничтоживший лабораторию неизвестный злоумышленник отправляет британским властям сообщение: через 72 часа он взорвет один из правительственных объектов в Гонконге. Поэтому Бонд отправляется на встречу с Уэбб в Токио, выдавая себя за продавца новейшей микросхемы. Та как раз только что провернула очередное дело, проникнув в принадлежащий якудза небоскреб.

Перед тем, как отправиться на задание 007 спрашивает, какое спецоборудование ему положено, и получает ответ, что никакого: правительство свернуло финансирование соответствующей программы и дни шпионских гаджетов закончены. Тем не менее, Q делает прощальный подарок. Ему приказано разобрать новейший Aston Martin, но у него не подымается рука уничтожить свое творение. Поэтому Q отдает машину Бонду «покататься».


В Токио Бонд знакомится с Денхольмом - находящимся на пенсии британским агентом. Тот помогает ему организовать встречу с Конни. В процессе традиционного для бондианы общения в номере отеля в него врываются якудза, пытающиеся узнать, что Конни делала в их здании. Бонду и девушке удается сбежать. После погони, она устраивает знакомство 007 со своим работодателем - гонконгским миллиардером Генри Чингом, по совместительству являющимся главным злодеем всей этой истории.

Бонд встречается с Чингом во время торжественного приема, организованного властям Гонконга. Вначале все идет хорошо, но затем к столику подходит один из почетных гостей. Оказывается, Найджел Юпланд тоже приглашен на встречу. По глупости он сообщает Чингу, что Бонд работает в разведке, чем рушит его легенду. Раздосадованный 007 уходит, а Чинг решает устранить агента и поручает задание своему лучшему убийце. Следует наиболее зрелищная сцена аутлайна. Хитман устраивает засаду на Бонда, используя машину, оснащенную множеством различных хитроумных устройств вроде ракет и компьютерного автопилота. Во время схватки 007 теряет свой Aston Martin, но все же выходит победителем из этой автомобильной дуэли.


Вскоре с Бондом связывается агент китайской разведки Ми Вай, после чего 007 отправляется в Поднебесную. Мы узнаем, что Чинг не очень рад перспективе передачи Гонконга Китаю (да и вообще, он не очень любит Китай, потому что его папа был гоминьдановским генералом, убитым китайским агентом). Поэтому он придумал план, как этого не допустить и отомстить Поднебесной. Чинг купил крупнейших производителей электроники и модифицировал поставляемые в Великобританию и Китай микросхемы таким образом, чтобы через них получить доступ к управлению роботами, используемыми на наиболее важных объектах. Чинг собирается использоваться своих троянцев, чтобы шантажировать правительства двух стран требуя, чтобы они дали Гонконгу независимость (а, он, соответственно, станет его правителем). В противном случае, Чинг начнет уничтожать инфраструктуру Великобритании и Китая. Чтобы доказать серьезность своих намерений, он уже саботировал китайскую АЭС. Теперь же Чинг намерен захватить контроль над британской подлодкой и нанести ядерный удар по Шанхаю.


В одном из эпизодов аутлайна нам также показывали, как Чинг разбирался с якудза, не желавшими продавать ему свою компанию. По сюжету, переговоры проходили в бронированном помещении внутри небоскреба. Получив отказ, Чинг покидал здание. После этого сверху спускалась превращенная в гигантский огнемет тележка для мойки окон, которая полностью выжигала помещение
Вернувшись в Гонконг, Бонд пытается убедить Найджела Юпланда арестовать Чинга. Но тот отказывается верить 007 и отстраняет его от дела. Вскоре люди Чинга снова пытаются убить Бонда. Разумеется, наш герой выживает, а вот Ми Вай умирает. Не имея поддержки со стороны начальства, Бонд может рассчитывать лишь на Денхольма и Q. С их помощью он проникает внутрь секретного бункера Чинга, откуда тот руководит своими операциями и освобождает Конни.

За этим следует наиболее забавная сцена аутлайна. Бонд натыкается на красивую девушку, с которой как нам показывали до этого, Чинг соответствующим образом проводит свое свободное время. Вот только выясняется, что это не человек, а секс-бот, который по совместительству еще и обучен карате. Но конечно, никакой робот не может устоять перед напором 007. Разобравшись с секс-ботом и охраной, Бонд  саботирует систему подачи воды. В результате бункер затапливает и Чинг с его прислужниками тонут, так и не успев начать британо-китайскую войну. Бонд и Конни спасаются. Конец.

Что ж, с драматургической точки зрения картины про Бонда, как правило, не могут похвастаться какими-то сверхъестественными сценарными изысками. И этот аутлайн не исключение. Единственная, без всяких оговорок действительно поразившая меня вещь - совершенно безумная сцена с секс-карате-ботом.  Жаль, что она не попала на большой экран. Так этот эпизод из первого «Остина Пауэрса» смотрелся бы еще забавнее.

image Click to view

С другой стороны, такие нереализованные работы все же по-своему интересны. В крупных франшизах нередко бывает, что какая-то старая идея может внезапно всплыть спустя много лет. И прочитанный мной аутлайн 1990 года содержит на удивление много таких моментов. Скажем, речь о том, что подразделение два нуля устарело, перекочевала в «Золотой глаз», а Найджел Юпланд весьма напоминает персонажа Эндрю Скотта из «Спектра». Тема Гонконга, сотрудничество с китайской шпионкой и антагонист, пытающийся развязать войну между Великобританией и Китаем, были в «Завтра не умрет никогда». Битву со злодеем, у которого есть машина с функционалом в стиле Бонда нам показали в «Умри но не сейчас». Эпизод, в котором Бонд и Конни катаются на лыжах в горах и их засыпает небольшой лавиной, напоминает сцену из «И целого мира мало». Ну а тема отказа от гаджетов вполне себе успешно эксплуатировалась в последних картинах с Крейгом.

image Click to view

На мой взгляд, если бы этот аутлайн был переработан в полноценный сценарий, по которому затем сняли фильм, он был бы достаточно успешным по меркам франшизы. В целом из этого материала вполне можно было бы сделать достаточно динамичное кино, которое явно бы привлекло больше зрителей, чем «Лицензия на убийство».

А вот если сравнивать аутлайн с реально снятым «Золотым глазом», то второй на мой взгляд выигрывает. В картине Мартина Кэмпбелла были более оригинальные и запоминающиеся экшн-сцены, заметно больший размах и здорово подымающая настроение клюква. Да и бывший агент два нуля в роли злодея (и исполнении Шона Бина) мне лично кажется более интересным, чем гонконгский бизнесмен. Хотя не могу не отметить, что в аутлайне присутствовал достаточно интересный подручный антагониста, у которого имелся смартган с системой самонаведения. Впрочем, я совершенно не удивлюсь, если что-то такое покажут в следующем фильме про Бонда. В конце концов, если уж брать старые идеи, то все.

Так почему же в итоге описанный мной сюжет так и остался на бумаге? Изначально казалось, что третий фильм с Далтоном это решенный вопрос. Продюсеры наняли Ричарда Майбаума для превращения аутлайна в полноценный сценарий, начали подбор режиссера и съемочных локаций в Гонконге и даже показали промопостер будущего фильма на Каннском кинофестивале. Планировалось, что он будет выпущен в конце 1991 года. Однако затем в дело вмешалась сделка по продаже компании MGM.

Изначально, дистрибуцией всех фильмов про Бонда занималась United Artists, что было урегулировано соответствующим соглашением с EON. В 1980-х United Artists вошла в состав MGM, но тогда это никак не сказалось на франшизе. В 1990 году компания Qintex захотела приобрести MGM, однако так и не смогла формализовать сделку. Вскоре на сцене объявился новый покупатель -  Pathé Entertainmen. Ее руководство попыталось провернуть хитрую схему: оно взяло крупные авансы у кредиторов, рассчитывая вернуть их за счет продажи прав на фильмы из каталога MGM. Ну а чтобы как можно скорее получить деньги, в Pathé решили распродавать их по заниженной цене.

В EON предсказуемо не оценили эту идею и подали в суд, обвинив Pathé в том, что подобная сделка нарушает условия исходного соглашения с United Artists. Вскоре последовали иски и от других затронутых компаний, которым не понравилась идея быстрой продажи прав по дешевке. Растянувшиеся почти на два года судебные тяжбы фактически парализовали работу студии, остановив все работы над новой частью бондианы. В итоге, так и не сумев вернуть средства кредиторам, к концу 1992 года конгломерат MGM-Pathé обанкротился.

После проведенной в 1993 году реорганизации MGM, в EON наконец снова приступили к работе над следующей частью бондианы. За время судебных тяжб СССР прекратил свое существование, поэтому продюсеры решили сделать это центральной темой следующего фильма и начали работу над сценарием с нуля. К тому моменту срок действия контракта Далтона уже истек. Сам же актер несколько раз менял свою позицию по поводу возвращения к роли Бонда. В конце концов он согласился сняться в 17-м фильме.

Но было одно очень существенное «но». Далтон был согласен сыграть Бонда лишь один раз, в то время как продюсеры хотели подписать новый контракт на несколько фильмов. В итоге актер так и не рискнул связывать себя долгосрочными обязательствами и сделка не состоялась. Мне жаль, что так получилось. Лично я бы посмотрел на еще одного далтоновского 007. Мне всегда казалось, что его Бонда недооценивали и обстоятельства не дали до конца раскрыть его потенциал. Но как известно, у всех актеров наступает стадия, когда они устают от роли 007 и хотят двигаться дальше. Просто в случае с Далтоном эта усталость наступила не во время съемок очередного фильма, а во время их пятилетнего ожидания.

Ну а больше всех от этой чехарды и ухода Далтона выиграл Пирс Броснан. Хоть и на восемь лет позже, чем предполагалось, он все же получил возможность примерить на себя образ 007 и помог вдохнуть новую жизнь во франщизу. Впрочем, это уже другая история.

альтернативный сюжет, экшн, сиквел, Обзоры сценариев, 007

Previous post Next post
Up