Вачовски. В начале нулевых эта фамилия на некоторое время стала символом успеха и инновационного подхода к блокбастерам. Но счастье длилось недолго. Сиквелы «Матрицы» хоть и были коммерчески успешны, но разочаровали многих поклонников первой части. Следующие же фильмы Вачовски не могли похвастаться и хорошими сборами. Проекты, за которые они бралась, раз за разом проваливались в прокате. Апофеозом полосы неудач стало «Восхождение Юпитер» после которого начало казаться, что кинокарьере Вачовски пришел конец.
Но Голливуд любит давать вторые шансы. В прошлом году студия Warner Bros. объявила о запуске в производство четвертой «Матрицы». Режиссером фильма была назначена Лана Вачовски. Съемки картины уже идут в Сан-Франциско, думаю что все, кто более-менее интересуется проектом, видели недавние фотографии и видео полетов Киану Ривза на тросах. Они, собственно говоря, и сподвигли меня на то, чтобы прочитать сценарий для одного из нереализованных проектов Вачовски, разрабатывшемся ими десять лет тому назад. Речь идет о печально известном Cobalt Neural 9.
Cobalt Neural 9 относится к той замечательной категории работ, увидев краткое описание сюжета которой кажется, что это какой-то пранк. Но прочитав ее лично, убеждаешься, что все даже хуже, чем показалось изначально. В порядке обязательной формальности скажу, что та версия, что попалась мне, датирована 24 июня 2010 года и насчитывает 209 страниц. Ну и на всякий случай предупреждаю, что беременным людям со слабой психикой можно дальше не читать.
Итак, по формату Cobalt Neural 9 должен был представлять собой что-то среднее между мокъюментари, фаунд-футадж и военной драмой. В представлении Вачовски фильм бы выглядел как футуристическая передача, рассказывающая знаменитую историю любви американского морпеха Бутча и иракского солдата Халида, встретившихся во время второй иракской войны.
Действие стартовало в 2067 году с нарезки интервью людей, лично знавших Бутча и Халида, и комментариев цифроархеологов и экспертов по поводу истории конца 20 - начала 21 века. Сценарий напрямую не показывал нам мир 2067 года - но зато показывал живущих в нем людей. Так что исходя из имеющихся описаний, можно составить определенное представление, о том, что как должно было выглядеть светлое будущее по версии Вачовски.
Многие молодые люди из 2067 года описывались как личности не самого определенного гендера, со странными прическами и кастомизированными зрачками. Среди экспертов, дававших интервью для передачи, были «артолог», «викитор», «диджимайнер» и мой любимый «министр эротических искусств Содомистана». Что касается примеров имен людей будущего, то на страницах скриптах встречались «Адольфус Какис», «Квинтанилла», «Тех9», «Транс Фат Фо» и «Брит Таника».
Разумеется, люди с такими продвинутыми именами и профессиями по определению не могут разговаривать как люди. Страницы Cobalt Neural 9 переполнены гигантскими комментариями «экспертов» из будущего, содержащими массу псевдоумных разных слов. Вот несколько кратких выдержек чтобы вы могли, так сказать, проникнуться общей атмосферой. «Акт воспоминания - это процесс разблокирования настоящего, получения нового доступа к будущему. Как художница, я вовлечена в этот процесс и полностью осознаю, что акт воспоминания всегда является политическим актом». Или «Перформативность мусульманской ярости, разграниченная таким событием как 11 сентября, дразнит джингоизм нашей патерологии, требуя возмещения ущерба в театре войны». Или «Изучив медиа начала 21 века, которые я называю гикриархатом, вы не найдете в них ничего кроме грубых супергеройских фантазий с эмоционально выраженными диалектическими конструктами подростковой силовой редукции». И такое вот страницу за страницей за страницей.
Но это лишь так, легкая разминка. Постепенно мы переходили к главным героям и их семьям. История Халида была более-менее «стандартной» (насколько это слово вообще может быть применимо к этому сценарию). Мы знакомились с его родней, видели как им приходилось выживать в условиях постоянных войн и нехватки предметов первой необходимости из-за американских санкций и как Халиду приходилось ублажать богатого иностранца, чтобы купить медикаменты для сестры.
Что же касается Бутча, то уже в одной из первых сцен Вачовски во всех графических подробностях описывали сцену яростной (именно это слово употреблено в скрипте) групповой мастурбации подростков в школьном туалете. Далее, по мере того как нас знакомили с историей Бутча в кадре все чаще появлялись «артефакты». Ну, помните как в фильме «Монстро» периодически всплывали кадры, оставшиеся с предыдущей записи на найденной пленке? Тут тоже самое, разве что во время некоторых вставок несколько раз показывается во всех деталях как Бутч занимается сексом - то с мальчиками, то с солдатами. Возможно Вачовски посчитали, что без этого зрители не до конца разберутся в сложном образе героя или чего доброго, не догадаются о его предпочтениях.
Подросший Бутч записывался в армию, гдет вступал в близкие отношения чуть ли не со всем своим подразделением. Затем начиналась вторая иракская война. На подступах к Багдаду отряд Бутча попадал в засаду. Следовала великолепная сцена. Взрывом одному из солдат отрывало руку. Но хлещущие реки крови ничуть не мешали ему сказать Бутчу, что он прекрасен, и попросить о поцелуе.
Наконец, на 84-й странице происходила долгожданная встреча Бутча и Халифа. Конечно, с точки зрения милосердия мне бы не стоило ее описывать. Но увы, после того как я убил несколько часов жизни на писанину Вачовски, я не могу оставить это при себе. Так что извините.
Как же выглядела встреча? Наш главный герой сношался с другим американским солдатом в руинах здания в разгар боевых действий. Внезапно рядом с ними падал снаряд из гранатомета. Солдат отказывался продолжать в столь взрывной обстановке и уходил. Расстроенный Бутч оставался в одиночестве и начинал самостоятельно доводить дело до конца. Тут из тени выходил Халид с автоматом. Между ними происходил очень содержательный диалог, состоящий аж из восьми реплик на двоих. Халид засматривался на хозяйство Бутча, опускал оружие и… ну, думаю вы поняли.
И нет, я не упрощаю. В сценарии Вачовски все происходило ровно так, как я описал. Мне кажется, что даже по меркам порноиндустрии подобная сцена внезапной страсти показалась бы, кхм, не очень убедительной.
Возможно, у кого-то могло сложиться впечатление, что все это тонкая сатира, эдакий стеб Вачовски с традиционных героев голливудских фильмов аля Джеймса Бонда, которые пачками укладывают красоток в постель после пары клишированных фраз. Но мне придется вас разочаровать. После 209 страниц сценария я могу со всей уверенностью сказать, что это никакой не стеб. К сожалению, Вачовски похоже в принципе не умеют ни в иронию, ни в сатиру, ни в обыгрывание штампов. Их подача всегда максимально прямолинейна, а отсылки обладают грациозностью слона в посудной лавке. От первой и до последней страницы Cobalt Neural 9 написан на полном серьезе В нем нет ни одной шутки, черного юмора или попыток деконструкции жанра. Местами работа скорее напоминает политический манифест. Более того, чтобы придать как можно большего драматизма своим описаниям Вачовски не придумали ничего лучше, чем обильно иллюстрировать сценарий фотографиями мертвых иракских детей, пыток заключенных и последствий американских зачисток.
Пример одной из сценарных иллюстраций
Продолжаем. После встречи в руинах в сердцах Бутча и Халида зарождается любовь. Чтобы видеться с возлюбленным Бутч ходит с ним в парандже в ресторан, а затем приглашает его на огромную гей-оргию морпехов в дворце Саддама с танцами в стиле «Матрица перезагрузка». Все это перемежается с комментариями экспертов по поводу динамики их отношений, а также записями различных интервью Джорджа Буша Мл., комментирующего ход войны в Ираке.
Затем наступает черед следующей прекрасной сцены. После очередной ночи любви, Халид выходит подышать свежим воздухом, и перед ним появляется пылевое облаков в виде лица (джинн), сообщающее, что в его руках жизнь президента США. И нет, это не галлюцинация и не видение, потому что Бутч тоже видит джинна, а затем цифровые археологи показывают нам сделанную им фотографию явления.
В какой-то момент отношения между возлюбленными начинают накаляться. Во время терактов Халид теряет большую часть своей семьи. Бутч призывает Халида уехать с ним в США, но он отказывается покидать свою родину. Тогда герой решается на следующий шаг. Бутч надевает красивую парадную форму и проходит через весь Багдад к дому Халида, чтобы попасть на свадьбу сестры. Местные боевики столь удивлены происходящим, что не трогают возлюбленного.
Когда сестра начинает рожать, Халид пытается в экстренном порядке доставить ее в больницу. Но американские военные по ошибке обстреливают машину. Врачам удается спасти ребенка, а сестра умирает. После этого Халид сорится с Бутчем и они расстаются. Бутч возвращается в США, впадает в депрессию и думает о самоубийстве. Через несколько лет судьба снова сводит его с Халидом, который все же переехал в Америку. Увидев любовь своей жизни, Бутч вдруг вспоминает встречу с джинном и предлагает ему убить Джорда Буша Мл.
Небольшой комментарий. Сценарий Вачовски (особенно его вторая половина) обильно напичканы отрывками из различных реальных интервью с Бушем, выставляющих его в демоническом свете. Но с точки зрения показанной истории отношений Бутча и Халида их решение убить Буша абсолютно никак не мотивировано. За предшествующие 180 страниц истории ни один из героев ни разу не упоминал 43 президента США, не говорил о его ответственности за войну и о том, что ему нужно заплатить за ложь, вызвавшую столько боли и смертей. Вся их мотивация основана на эпизоде с джинном, который согласно хронологии событий произошла за пять лет до того, как они вдруг решили убить Буша. По сути, этот момент ппоявляется в сценарии из ниоткуда подобно этому самому джинну. Более того, к этому моменту Буш уже ушел с поста президента. Так что поступок героев в принципе не может ни на что повлиять
Возвращается к сюжету. Итак, Бутч и Халид решают убить Буша. По удачном стечению обстоятельств, Бутч получает приглашение посетить благотворительное мероприятие, где также будет экс-президент. Героям удается пронести внутрь помещения пистолет. В кульминации Халид встречается с Бушем, достает оружие, но так и не решается сделать выстрел. Охрана собирается застрелить любовников, но в этот момент на здание опускается торнадо. Бути и Халид в буквальном смысле исчезают в облаке пыли и властям так и не удается их разыскать. После этого следует интервью с внучатой племянницей Халида. Она рассказывает, что Халид и Бутч выжили. Торнадо подхватил их, опустил на поле для гольфа, после чего они скрылись, успешно изменили внешность, уехали жить в Сан-Франциско и их никто так никогда и не нашел.
Далее следует череда финальных откровений. В будущем внучатая племянница Халида и внучка Буша встретились и влюбились друг в друга. После бесконечных войн в Ираке почти не осталось мужчин, женщины подняли революцию и сбросили оковы, а затем их примеру последовали соседние страны. Теперь ежегодно в Багдад прибывают сотни пар геев, которые посещают места, где встречались их кумиры Бутч и Халид. И хоть в мире все еще хватает зла, но в целом любовь все же побеждает. Конец.
Что ж, бывают хорошие сценарии, бывают плохие сценарии, а бывают вот такие. У меня сложилось впечатление, что как минимум у одного из его авторов (а может и у обоих) в момент написания было что-то вроде расщепления сознания. Потому что этот текст производит впечатления написанного как минимум четырьмя разными личностями. Одна из них фантазировала о прекрасном будущем. Другая пыталась написать серьезную драму о иракской войне. Третья ненавидела Буша. А четвертая просто хотела снять порно.
Я могу лишь гадать, что творилось у Вачовски в голове, когда они писали Cobalt Neural 9. Но факт остается фактом у них получился один из самых безумных сценариев, что я видел. Но самое забавное заключается в том, что если убрать порновставки, неприкрытую политагитацию и безумные повороты вроде спасительного торнадо, то под всем этим можно нащупать костяк истории, на основе которой как мне кажется, можно было бы сделать хоть и провокационный, но при этом достаточно адекватный фильм. Его потом можно было бы выставлять на фестивалях независимого кино и при нормальной режиссуре он вполне мог бы рассчитывать на награды.
К сожалению, при написании сценария у Вачовски напрочь отшибло как чувство меры, так и чувство вкуса. В результате они выдали 209-страничный поток сознания. В какой-то степени, его даже было занятно читать - ведь до самого конца непонятно, какой еще сумасшедший финт подкинут авторы. Также отмечу, что на прочитанной мной версии стоит пометка, что это шестой драфт. Поскольку по мере переписывания сценариев авторам обычно приходится идти на различные творческие компромиссы и исключать самые неоднозначные моменты, остается лишь гадать как же выглядела самая первая версия скрипта и какие безумные элементы были оттуда удалены.
После краткого изложения сюжета Cobalt Neural 9 наверно не нужно объяснять, почему Вачовски так и не удалось его экранизировать. Известно, что в конце 2009 года они провели ряд экранных тестов сцен с актерами, изображавшими экспертов будущего. Кроме того, они попытались найти студию, которая бы согласилась профинансировать проект. Вачовски оценили необходимую для съемок сумму в 20 миллионов долларов, что для современного Голливуда не так и много. Но желающих спонсировать картину почему-то не нашлось. В какой-то момент Вачовски попытались привлечь собственные средства, но этого оказалось недостаточно. Возможно, если бы «Облачный атлас» или «Восхождение Юпитер» оказалось финансово успешным, они все же сумели снять Cobalt Neural 9. Но этого не произошло.
В завершение отмечу, что даже если абстрагироваться от безумных сюжетных поворотов, то с позиции 2020 года история Cobalt Neural 9 выглядит откровенно «датированной», как это обычно и бывает с проектами имеющими столь явный политический подтекст. Иракская война порядком истерлась из американской памяти, а Джордж Буш Мл. уже давно не воспринимается либералами как новое воплощение антихриста. Но, как говорится, никогда не говори никогда. Если четвертая «Матрица» окажется большим хитом, то как знать, возможно, Вачовски решат воскресить проект своей мечты. А почему бы и нет? Замени Ирак на Сирию, а Буша на Трампа - и глядишь, в этот раз проект все же удастся кому-то продать, благо что сейчас есть всякие Нетфликсы. Но даже если мне вдруг явится джинн и пообещает исполнение трех любых желаний, я пожалуй все равно не рискну снова возвращаться к Cobalt Neural 9. Мне более чем хватило и одного раза.