О сценарии “Терминатор: Генезис”

Oct 23, 2014 10:02

26 октября исполнится ровно 30 лет с момента выхода на экран одной  бессмертной классики Джеймса Кэмерона. К сожалению, чтобы получить возможность снять “Терминатор”, молодому канадскому режиссеру пришлось продать все права на него за сумму в 1 доллар. Это решение себя оправдало - успех фильма запустил карьеру Кэмерона и сделал его тем, кем он сейчас является. Но и как у любой медали, у  этой ситуации есть и оборотная сторона: уже с самого начала права на детище не принадлежали своему собственному создателю.

Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, Кэмерону удалось снять сиквел, которым он закрыл для себя и я надеюсь значительной части обычных зрителей тему путешествующих из будущего роботов. На мой взгляд, неважно, смотрите вы “Терминатор 2: Судный день” с театральной концовкой или запускаете концовку специального издания - суть от этого не меняется. С художественной точки зрения франшиза была завершена в сцене, где плачущий Джон Коннор наблюдает за тем, как его друг исчезает в расплаве. Будущее изменилось, все арки персонажей были закрыты, месседж доведен до зрителей и заботливо пояснен закадровым голосом.



В этой ситуации создатели любых продолжений были изначально обречены на то, чтобы начать свою работу с большого плевка в главную тему второй части. Но разумеется, продюсеров не слишком волновали такие тонкости. Ностальгия сильная штука, и вышедшее в 2003 году “Восстание машин”,  которое больше смахивало на самопародию, тем не менее смогло окупиться и даже принести какую-то прибыль.

Затем, права на франшизу снова поменяли владельцев и в 2009 году последовала новая попытка снять что-то по вселенной “Терминатора” и в виде “И придет спаситель”, основным вкладом которой в мировую культуру была аудиозапись того, как Кристиан Бэйл устраивает разнос неудачливому оператору. Несмотря на наспех присобаченным рейтинг PG-13, сборы “Спасителя” оказались еще меньше чем у “Восстания машин”, и в итоге выпустившая кино компания Halcyon вскоре подала на банкротство, а права снова ушли в свободное плавание. Особый интерес истории придавало то, что по слухам, права на франшизу должны вернуться Кэмерону в 2019 году - а значит времени, чтобы попытаться срубить денег, остается  все меньше и меньше.


И вот, права достались Skydance Productions. Очередные хозяева не стала терять времени даром и  уже весной этого года начала съемки фильма с названием “Терминатор: Генезис”, который выйдет в прокат 1 июля 2015 года. При этом, фильм должен стать ребутом и как обычно положить начало новой трилогии (впрочем, то же самое в свре говорили и про “Восстание” и про “Спасителя”).  Сами создатели характеризуют свой фильм как “Терминатор” встречает “Назад в будущее 2”. Так что, я решил проверить их заявления и на досуге ознакомился с 130 страничным сценарием за авторством Лаэты Калогридис и Патрика Люссье, датированным 17.07.2013 года.

И что я хочу сразу сказать  - готовьтесь, впереди много спойлеров и пересказа частей сюжета - так что если вы сохранить незамутненное восприятие вплоть до премьеры фильма летом 2015 года, лучше дальше не читайте. Просто без этого мне  будет сложно объяснить, что именно готовы вывалить продюсеры на головы ничего не подозревающих зрителей.

Начинается все действие с подозрительно знакомой сцены в Лос-Анджелесе 2029 года, где мы наблюдаем битву людей и машин, а голос за кадром начитывает вполне знакомый текст про судный день, миллиарды погибших людей и т.п. Правда сам голос принадлежит Кайлу Ризу, а не Саре Коннор.


Разумеется, все теперь строго в рамках PG-13. Помните, как в первой части Арнольд засадил кулак в панка? Теперь терминаторы лишь бескровно сворачивают шеи. Недаром кто-то из создателей упоминал в каком-то из интервью, что теперь это семейное кино.

Далее, мы переносимся в штаб Джон Коннора. Пока армия Сопротивления чтобы выиграть войну штурмует бункер в горах Шайенн, где расположен электронный мозг Скайнета, Коннор, его лучший друг Кайл Риз и другие вояки готовятся совершить налет на лагерь, где Скайнет истребляет людей. Но на самом деле Коннор считает что лагерь это лишь прикрытие для лаборатории, где спрятана машина времени.

Сам лагерь, должен сказать, устроен достаточно странно: туда время от времени приезжают грузовики с пленниками, которыми управляют водители-терминаторы, затем пленников выводят из кузова, заводят в гигантские печки и сжигают. Зачем людей вообще тащить в какой-то лагерь ради убийства,  если можно то же самое сделать на месте, авторы  разумеется не поясняет.

Итак, доблестные бойцы незаметно для терминаторов въезжают на грузовике на один из самых охраняемых объектов Скайнета и начинают атаку изнутри. Далее, появляются вертолеты Сопротивления, одним из которых управляет Риз. Прямо на вертолете он залетает в ангар, после чего куча в ходе большой экшн-сцены терминаторы  убивают всех членов экипажа и окружают Риза и находившегося на борту Коннора, чтобы затем выключиться в рещающий момент. Оказывается, Сопротивление  взяло штурмом бункер Скайнета в Шайенских горах и уничтожило ИИ. И это делает всю начальную сцену полностью бессмысленной.

Далее следует сцена, подозрительно напоминающая сцену из начального сценария Кэмерона к “Судному дню”. Коннор и его отряд находят машину времени, после чего решают отправить Риза в 1984 год на перехват первого Т-800.

Риз залазит в машину времени, процесс хронопортации начинается, а затем один из бойцов Сопротивления внезапно оказывается Терминатором суперпродвинутой модели Т-5000 - он превращается в стаю нанороботов,  по описанию похожих на помесь черного масла из “Секретных материалов” и наноботов из “Превосходства” и берет мозг Коннора под контроль. Запертый в машине времени Риз ничего не может поделать и отправляется в прошлое.

1984 год. Первый Т-800 хронопортируется рядом с мусорным грузовиком. Далее, идет переснятая сцена из первого фильма - Т-800 смотрит на город, а затем идет к панкам, чтобы раздобыть одежду. Следует тот же самый диалог, который неожиданно прерывается фразой “Тебе не понадобится одежда!”. Тут на сцену выходит другой (более старый) Т-800 и устраивает рукопашную с молодым Т-800. Два терминатора борются, новоприбывшая  модель вроде одерживает вверх, но затем  напарник старого Т-800 подстреливает нехорошего робота из противотанкового ружья.


Опять же, почему нельзя было это сделать когда голый Т-800 задумчиво разглядывал город?

Далее мы переносимся к Ризу. Он  хронопортируется в переулок, отбирает у бомжа штаны, затем за ним гоняется полиция, Риз отбирает у копа револьвер и требует чтобы тот назвал дату… и внезапно оказывается, что коп - это Т-1000. Риз пытается бежать, но дорогу ему перекрывает полицейская машина, за рулем которой “напарник”  Т-1000 -  Т-850 (тоже плохой). Риз пытается спрятаться в магазине (параллельно обуваясь в кроссовки Nike - ребут-ребутом, но и про повторный продакт-плейсмент забывать нельзя), плохие терминаторы окружают его - тут в витрину въезжает автомобиль, за рулем которого находятся Сара Коннор и старый Т-800.


Кадр со съемок

Сара говорит Ризу “Пойдем со мной если хочешь жить”, после чего следует длинная сцена погони. В конце концов, беглецы укрываются на каком-то автомобильном кладбище и после этого, мы переносимся во флэшбек Сары. 1973 год, ей 9 лет и она отдыхает на озере. Внезапно появляется Т-1000, который убивает ее родителей и пытается ликвидировать Сару - но тут на помощь приходит Т-800 с базукой, который спасает девочку.


Играть Т-1000 будет Ли Бён Хон (кстати, мне нравятся его корейские фильмы - но вот в Голливуде он обычно снимается не пойми в чем). Между прочим, если вы думаете что кто-то в сценарии даст объяснение тому, откуда взялся старый Т-800, Т-1000 и  другие модели, откуда они все это знали… вы ждете напрасно.

Флэшбек заканчивается, и Сара уже в 1984 году рассказывает, как Т-800, которого она ласково называет Папаня, заменил ей семью. Особенно хорош следующий монолог:

Слушай, отдай Папане немного уважения. Он учился с самого момента прибытия сюда. У него не было понятия, как следует воспитывать детей. Поэтому он провел исследования. Читал книги. Смотрел “Улицу Сезам”. Между лекциями о том, как уничтожать киборгов-убийц и выжить в ядерном холокосте водил меня в музеи и зоопарки.


Вы уже чувствуете потенциал для отдельного семейного спин-оффа, посвященного папане-терминатору который смотрит “Улицу Сезам”?
Далее, на свалку прибывают Т-850 и Т-1000. Пока Риз кое-как убивает Т-850, Сара заманивает Т-1000 в ловушку и растворяет его в кислоте.  Далее, у валяющегося в отключке после драки с Терминатором Риза случается видение из будущего - он вспоминает сцену из своего альтернативного 2017 года, в котором родители дарят ему айпод на день рождение, где установлено некое очень продвинутое приложение Генезис, которое появится в онлайн-доступе через пару дней и произведет переворот в сфере интернета. Разумеется, Генезис это очередная версия Скайнета, которую нужно уничтожить.

К счастью, старый Т-800 построил из найденных на свалке частей (ну, я может немного утрирую, но смысл примерно такой) машину времени и герои могут отправиться куда угодно. Но к сожалению, вместо того чтобы отправиться в 33 год и спасти Иисуса (ну или хотя бы в 1955 год, чтобы убить создателя машины времени) они  решают отправиться в 2017 и уничтожить Генезис. Наверно, чтобы максимально усложнить себе задачу и иметь как можно меньше времени, они решают выбрать дату прибытия всего за пару дней до конца света 2017. Правда Т-800 не может повторно путешествовать во времени, и потому он остается в 1984 ожидать прибытия героев в 2017, из-за чего его плоть постареет на 33 года.


Новый Риз, новый Джон, новая Сара и почему-то старый Т-800

Итак, на 50-й странице наши герои оказываются в 2017 году, оказываются в больнице  и вскоре встречают…. Джона Коннора, который прибыл сюда из 2029 года. Вскоре выясняется, что нанороботы Т-5000 овладели телом Джона и сделал из него терминатора - по сути, очередную вариацию Т-1000. ТермиДжон вернулся в прошлое, устроился в Сайбердайн системз и помог Майлзу Дайсону и его сыну создать очередной Скайнет. Таким образом, ТермиДжон становится главным злодеем ребута: после того как у него не получилось уговорить родителей стать частью машинного разума, он решает убить их, чтобы те не помешали триумфу искусственного интеллекта.


Что ж, теперь по крайней мере понятно почему на роль Коннора взяли Джейсона Кларка.

Далее следует очень, очень много экшн-сцен. Еще более старый Т-800 и Джон дерутся несколько раз, есть сцена погони на вертолете, битва в полицейском участке, появляется абсолютно бесполезный персонаж детектива-алкоголика, который помогает героям… и как будто нам этого было мало, мы узнаем что эти годы для прикрытия Т-800  работал в Сайбердайн, но затем его сократили во время кризиса.

В финале, Т-800 жертвует собой, чтобы взорвать Скайнет  и ТермиДжона. Риз говорит расстроенной Саре, что “если машина могла любить, то она любила ее”. Сара в ответ произносит еще более ванильную фразу: “Он был не машиной. Он был моим Папаней”.  А затем, оказывается, что во время взрыва остатки Т-800 попали в емкость для изготовления Т-1000, вследствие чего на него попал жидкий металл, и проапгрейдил киборга. Трио героев счастливо уходит в закат, но поскольку до 2019 надо успеть отснять еще хотя бы два фильма, то в финальной сцене нам показывают, что в подвале Сайбердайн находилась секретная комната, где только что было закончено создание Т-5000.

Знаете, в одном из интервью Джей Кортни сказал, что новый “Терминатор” это фильм о любви. И он абсолютно прав. Это фильм о любви. О любви к деньгам, ради которых можно как угодно извращать сюжеты и вертеть некогда любимым персонажами во все стороны, лишь бы хоть как-то завлечь публику в кино. Причем, если в США у ленты может и не быть больших перспективы -  в силу низких сборов предыдущих частей и того, что Шварц там давно не пользуется особой популярностью - то за счет выросшего мирового проката я думаю, что создатели отобьют бюджет. А далее будет и вторая и третья часть и даже боюсь представить, какие еще сюжетные откровения нас будут там ждать.

В сценарии Калогридис и Люссье море экшн-сцен, но тут нет никаких попыток хоть что-то обосновать, подвести под фильм хоть самую слабую, но мысль. Чувствуется, что авторам уже давно просто нечего сказать и все что остается, так это играть на чувстве ностальгии и обыгрывать по очередному кругу одни и те же фразы, и перерабатывать одни и те же сюжеты. Разумеется, я должен сказать, что поскольку этот сценарий датирован июлем 2013, а съемки начались весной 2014, то теоретически сюжет итоговой ленты мог измениться: по крайней мере, создатели говорили о том, что часть действия будет происходить еще и в 1991 году, да и не лишним будет вспомнить как после утечки сценария "Спасителя", его финал был переснят.

Однако все остальное более чем соответствует тому, что к настоящему моменту известно о ребуте: кадрам со съемок, упомянутым сюжетным  подробностям и кастингу. Так что, может часть деталей и будет другой, но общий итог от этого вряд ли изменится.  Я бы сказал, что “Терминатор” стал комиксом: абсолютно неубиваемые герои; экшн которого много, но который лишился всякой  брутальности и остатков здравого смысла;  Скайнет, который превратился в типичного комиксного суперзлодея, который сколько его не уничтожай постоянно возвращается, и который вместо того, чтобы убить героев обязательно должен рассказать свой план, что позволит им спастись и остановить его; и конечно финал, с обязательной сценой после титров (или во время титров), показывающей, что ничего не закончено и вам обязательно надо сходить на продолжение.

Не знаю как вы, но я после ознакомления с сценарием “Генезиса”,  пожалуй лучше пересмотрю сегодня вечером настоящего “Терминатора”. Того самого, 1984 года, где был один несокрушимый злодей, чья поступь до сих пор вызывает дрожь, и один смертный герой, у которого не было никаких суперспособностей и который отчаянно пытался остановить киборга и спасти человечество, несмотря на то, что все шансы были против него. Ведь классика, в отличии от Т-800 из нового “Генезиса”, не стареет.


ребут, экшн, Обзоры сценариев, терминатор, арнольд шварценеггер, фантастика

Previous post Next post
Up