Проект “AZORIAN”

Aug 21, 2014 12:06

40 лет назад, в августе 1974 года своей кульминации достиг проект “AZORIAN”, который по своей сложности и амбициозности некоторые сравнивали с полетом на Луну. К сожалению, его цель была куда менее благородной и как нельзя лучше характеризовала эпоху Холодной войны, когда обе стороны не жалели абсолютно никаких ресурсов и не останавливались ни перед чем, чтобы достичь любого возможного преимущества над соперником.

Все началось в 1968, который оказался весьма трагичным для подводных флотов многих стран: израильский “Дакар”, французская “Минерва”, американский “Скорпион” и наконец, советская К-129 - все они погибли в том году, унеся с собой жизни своих экипажей.


Что касается К-129, то субмарина перестала выходить на связь в марте 1968 года - считается, что катастрофа произошла 8 марта, когда гидроакустическая противолодочная система США SOSUS зафиксировала одиночный взрыв в Тихом океане. После того, как подлодка перестала выходить на связь, что не предвещало ничего хорошего, советский ВМФ предпринял массированную поисковую операцию, которая продлилась свыше двух месяцев, но не принесла никаких результатов. Подлодка и ее экипаж из 98 человек были признаны погибшими. Разумеется, в соответствии с советской практикой, о потере К-129 официально не сообщалось.

Однако история “К-129” на этом не закончилась. Вряд ли когда-нибудь появится устраивающая всех версия того, что на самом деле случилось с ней: выдвигалась масса предположений, начиная от затопления подлодки через шноркель, срабатывания двигателей ракет, столкновения с американской субмариной, и заканчивая откровенно бредовыми теориями вроде того, что подлодку угнали агенты КГБ, которые хотели запустить ядерную ракету по Пирл-Харбору, но по тупости вместо этого случайно ее взорвали. Каждый может выбирать то, во что ему проще верить - фактом остается то, что благодаря данным SOSUS к лету 1968 США смогли установить точное местонахождение К-129. Она покоилась на глубине 5600 метров, на расстоянии почти 3000 километров от Гавайских островов.

Атмосфера Холодной войны сделала свое дело и кому-то в голову пришла неизбежная мысль - а почему бы втайне не поднять подлодку? Тогда можно было бы получить доступ к советским шифрам, секретные документам и кодовым книгам. Отдельный интерес представляло советское ядерное оружие - на борту К-129 находилось три ракеты Р-21 и две торпеды с ядерными боеголовками. К тому же, СССР не заявлял о потере корабля, а значит "нашедшая" ее сторона стала бы ее владельцем. И вот в 1969 году началась разработка проекта “AZORIAN”, целью которого была добыча со дна советских секретов.

После исследования останков К-129, выяснилось, что субмарина развалилась на несколько частей. Чтобы заполучить все желаемое требовалось поднять 42 метровую носовую часть К-129, которая представляла наибольший интерес для разведки. Оставалось всего ничего - собственно придумать, как именно осуществить этот трюк, успех которого изначально оценивался где-то в 10%. В итоге, для осуществления этого необычного заказа была выбрана компания Hughes Tool Со, владельцем которой был эксцентричный миллионер-затворник Говард Хьюз. Говорят, услышав о том, что именно хочет ЦРУ, конструкторы первым делом поинтересовались, какие именно вещества употребляют сотрудники агентства, но затем разумеется приступили к работе.

Денег на все это дело никто не жалел, что в итоге чуть не привело к закрытию проекта из-за астрономических расходов. Но коронная формулировка “вопрос национальной безопасности ” сделала свое дело, и работы над подъемом К-129 продолжились. В ноябре 1971 года на верфях Пенсильвании было заложено судно “Гломар Экспорер”, а уже в ноябре 1972 года спущено на воду. На все, начиная от разработки концепции и заканчивая первыми испытаниями, ушел всего 41 месяц и 350 миллионов долларов - с учетом инфляции, сейчас бы эта сумма составила 1.7 миллиардов.


В это же время, на верфях в Сан-Диего строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват “Клементина”. Подобное рассредоточение было призвано обеспечить большую секретность операции.


“Гломар Эксплорер” представлял собой однопалубное двухвинтовое судно водоизмещением в 50 000 тонн с “центральной прорезью” (т.н. “лунным бассейном”), над которой размещались огромная стабилизированная вышка и две подвижные колоны, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками, кормовым расположением машинного отделения.

“Лунный бассейн” (его размеры составляли 60.6 на 22.5 на 19.8 метров) занимал почти треть судна и служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата и частей поднятой подлодки. Длина К-129 составляла 100 метров, так что учитывая размеры дока популярная версия о том, что дескать подлодку собирались подымать целиком не соответствует действительности - она бы просто не влезла туда. Да и собственно сейчас уже никто не скрывает, что основной целью была 42-метровая секция субмарины. Снизу “лунный бассейн” закрывался днищевыми листами с резиновыми уплотнителями.


Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1-мостовой кран; 2-главная палуба; 3-«лунный бассейн»; 4-А-образная рама; 5-наружный подвес кардана; 6-внутренний подвес кардана; 7-основание грузового устройства; 8-вышка; 9-трубоподающий лоток; 10-тележка трубоподающего лотка; 11-трубоперегрузочный кран; 12-подъемник для труб. Техническое описание взято отсюда.

По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение сторонних наблюдателей, так как официально судно должно было заниматься геологоразведкой на морском шельфе. После серии испытаний на Восточном побережье, в 1973 году “Гломар Эксплорер” был переведен на Западное побережье, где его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.



Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 метров, над ней встал “Гломар Эксплорер”; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили "Клементину" внутрь судна - в “Лунный бассейн”. Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась работа по подготовку захвата к подъему субмарины.

Как сейчас известно, советская разведка получила информацию о том, что американцы планируют поднять К-129, но первоначально такая операция была сочтена невозможной с технической точки зрения. Однако чем меньше времени оставалось до часа Х, тем все более настойчивыми становились подобные сообщения. В конце концов, к информации отнеслись всерьез. Однако из-за того, что СССР не знал местонахождение К-129, то все что могли предпринять советское командование, это лишь разослать указание кораблям сообщать о любой подозрительной активности в Тихом океане.

В июле 1974 года “Гломар Эксплорер” прибыл на место и начал спуск глубоководного захвата “Клементина”. Для этого использовалась трубная колонна, которая собиралась краном из секций, длиной 18.2 метра. Чтобы достичь дна, всего потребовалось свыше 300 таких секций.



Работы растянулись более чем на месяц - почти все время рядом с “Гломар Эксплорер” кружилось два советских корабля. У американцев разыгралась паранойя, и они всерьез опасались вертолетного десанта, из-за чего даже завалили ящиками вертолетную площадку. Однако, несмотря на то, что пребывание “Гломар Эксплорер” в Тихом океане явно соответствовал определению “необычной активности”, все подъемные работы проводились под водой и были надежны скрыты от посторонних наблюдателей. Потому, в конце концов советские корабли удалились, не зная что прямо под их носом находились обломки К-129.

9 августа операция завершилась и “Гломар Эксплорер” лег на обратный курс. Вопрос заключается в том, что именно удалось поднять. Наиболее популярная версия, которую озвучивали в том числе и некоторые из участников операции, гласит, что при подъеме на высоте примерно 1500 метров часть клешней захвата не выдержала и разломилась, отправившись на дно вместе с основной частью субмарины. Поднять удалось лишь 12 метровую секцию К-129, в которой было найдено шесть тел, из которых три были опознаны по документам. Их поместили в контейнеры (тела были радиоактивны) и захоронили в море, проведя отпевание.

image Click to view


Видеозапись похорон

В опубликованном в 2010 старом докладе ЦРУ, который правда наполовину состоит из вымаранных цензурой белых пятен (но если кто хочет почитать - вот ссылка) есть также упоминания о радиации и следах плутония, источником которого по всей видимости являлась одна из торпед, заряд обычного ВВ которой сдетонировал при катастрофе.

Разумеется, не все согласны с этой версией. Как и положено любой тайной операции, существует много альтернативных мнений о ее успешности, начиная от того, что дескать удалось поднять всю подлодку и заканчивая тем, что на самом деле целью “AZORIAN” было что-то совсем другое, а подъем К-129 был использован в качестве прикрытия.

Несмотря на то, что 40 лет назад Сноудена еще не было на свете, ситуация с секретностью в американских спецслужбах было не намного лучше современной. Уже в феврале 1975 года вся эта история стала достоянием американских газет, которые наплевав на все просьбы ЦРУ подумать о национальной безопасности, напечатали рассказ о попытке поднять К-129, после чего об этом узнал весь мир. С тех пор проект "AZORIAN" оставил большой след в культуре, став основой для нескольких художественных произведений.


Даже по прошествии 40 лет, эта история продолжает захватывать воображение своей сложностью, размахом и драматизмом. Жаль лишь, целью этого поистине уникального проекта, сочетавшего в себе ряд прорывных инженерных решений было не расширение границ возможного и покорение морских глубин, а кража подлодки, которая при этом юридически была "бесхозной". Всего на данный проект ушло свыше 800 миллионов долларов и этих денег в то время хватило бы, чтобы отправить еще несколько экспедиций на Луну. Впрочем, когда в выборе между наукой и вопросами национальной безопасности предпочтение отдавалась первой?  Хотелось бы написать, что с тех пор мир изменился и  все стало абсолютно по другому - но я в этом почему-то не уверен.

оружие, Холодная война

Previous post Next post
Up