Космические итоги 2018 года (часть 1)

Dec 26, 2018 09:00

Вот и подошел к концу 2018 год. По старой традиции я решил подвести его краткие космические итоги и вспомнить наиболее впечатлившие меня события. Ввиду того, что материал получился большим, для удобства я разбил его на два отдельных поста. Что ж, как говорится, поехали.



Удивительные приключения Tesla, Starman`а и первой ступени Falcon 9
Пожалуй, я начну свой список с наиболее эффектного космического события уходящего года - первого запуска Falcon Heavy. Говорите, что хотите, про Илона Маска, но он определенно знает, как обставить все с размахом, достойным «Звездных войн». Прямая трансляция, музыка Дэвида Боуи, сюрреалистичные кадры нарезающего круги вокруг земного шара кабриолета с манекеном за рулем - такое зрелище определенно не может оставить равнодушным.



Также нужно иметь в виду, что помимо эффектной внешней обертки, пуск все же имел и вполне конкретную коммерческую цель: прорекламировать Falcon Heavy. И с ней он тоже справился, поскольку SpaceX уже получила ряд заказов на тяжелый носитель.

image Click to view


Ну, а в продолжение темы эффектных кадров с ракетами SpaceX конечно же, нельзя не упомянуть историю с неудачным возвращением первой ступени Falcon 9, выводившей на орбиту корабль снабжения Dragon. Из-за отказа гидравлического насоса рулей-стабилизаторов ее закрутило, в результате чего она направилась в океан. Но за несколько секунд до касания воды двигатели смогли стабилизировать ступень и она даже успела выпустить посадочные опоры, после чего достаточно плавно приводнилась у побережья Флориды. Со стороны все смотрелось весьма эффектно. По мне так кадры подобных блестящих неудач являются куда более действенной рекламой технологических возможностей, нежели традиционные PR-материалы.

image Click to view


Даже с учетом этой осечки, в целом дела у SpaceX обстоят весьма неплохо. В этом году компания ввела в строй «финальную» модификацию Falcon 9 (версия Block 5). Одна из ее ступеней уже успела слетать в космос трижды, в то время как ни одна предыдущих модификаций не совершила более двух космических полетов. Так что ждем следующего года, на который у SpaceX запланированы первые коммерческие миссии Falcon Heavy и пилотируемые полеты Dragon 2.

Гонка малых носителей набирает обороты

2018-й во многом прошел под знаком малых носителей. Практически ежедневно появлялись новости о той или иной частной компании или стартапе, разрабатывающем собственную легкую или сверхлегкую ракету. Как правило, они сопровождались оптимистичными корпоративными заявлениями, рисующими картины скорого покорения аэрокосмического рынка.


Думаю, не нужно быть большим экспертом, чтобы понять, что даже при реализации существующих проектов спутниковых созвездий, рынка малых носителей никак не хватит на всех. Абсолютное большинство нынешних стартапов так и не взлетит. На мой взгляд, сейчас самое время принимать ставки на компании, которые все же сумеют дойти до конца и выжить.


Пока что в наиболее выигрышной позиции находится Rocket Lab. В начале года компания осуществила успешное испытание ракеты Electron. Затем были две коммерческие миссии. И Rocket Lab продолжает набирать обороты. Если между первым и вторым запуском Electron прошло 10 месяцев, то второй и третий запуск разделило чуть больше одного месяца. Недавно компания открыла новое производство ракет, а также начала строительство второй стартовой площадки в США. Впрочем, ничего другого и не приходилось ожидать. В ситуации, когда у компании есть преимущество в несколько лет над конкурентами, она пытается застолбить за собой как можно больший сегмент рынка.


Основной вопрос заключается в том, кто же будет следующим. А список претендентов весьма велик. Virgin Orbit близка к тому, чтобы начать испытания носителя Launcher One, запускаемого по схеме воздушного старта. Firefly Aerospace обзавелась стартовой площадкой на базе Ванденберг и планирует осуществить космический запуск до конца следующего года. На 2019-й запланированы и первые полеты платформы для воздушного старта Stratolaunch Systems.


Не стоит забывать и про менее громкие имена, вроде Astra Space, Exos Aerospace, Interstellar Technologies... Их первые суборбитальные тесты завершились неудачами, но вряд ли эти компании решили заняться ракетами, чтобы уйти после первой же осечки.

image Click to view


А еще есть Китай, где за последние годы открылось не менее полусотни различных аэрокосмических стартапов. Конечно, можно долго спорить по поводу степени их «частности» (многие используют слегка модифицированные версии армейских баллистических ракет средней дальности), но не учитывать этот фактор было бы ошибкой. OneSpace Technology и iSpace уже осуществили успешные суборбитальные запуски. Landspace даже предприняла попытку отправить спутник в космос. Первый блин правда вышел комом, но что-то подсказывает, что этим дело не ограничится. Так что, можно с уверенностью сказать, что гонка малых носителей продолжится и в следующем году.

В ожидании космического туризма

Не исключено, что 2018-й войдет в историю как последний год без регулярных суборбитальных туристических рейсов. Ведь, по крайней мере, две компании вплотную приблизились к тому, чтобы начать подобную деятельность. Речь о Blue Origin с их системой New Shepard и Virgin Galactic с космопланом SpaceShipTwo.


Начнем с Blue Origin. Во время проводившихся в 2018 году тестов, New Shepard достиг высоты в 107 км, преодолев линию Кармана, принятую в качестве условной границы между земной атмосферой и космическим пространством. Также компания успешно испытала систему аварийного спасения экипажа. По всему видно, что носитель практически готов к пилотируемым полетам. Дело осталось за малым - посадить внутрь испытателей, а затем начать продажу билетов на рейсы.


Признаться, для себя я уже успел «списать» Virgin Galactic. Бесконечные заявления Ричарда Брэнсона о том, что нужно еще чуть-чуть подождать и его компания начнет возить туристов в космос начали восприниматься как стандартный набор слов, за которым не стоит никакой конкретики. Но в этом году Virgin Galactic все же удалось сдвинуться с места, на котором она топталась последние годы. Компания начала серию испытательных полетов космоплана SpaceShipTwo. Во время последнего рейса он поднялся на высоту 82 км, что выше 50-мильной отметки, принятой ВВС США в качестве условной границы космического пространства.


Конечно, 82 км ниже, чем 100 км у Blue Origin. Но все же прогресс Virgin Galactic очевиден. К тому же, в следующем году FAI может принять решение снизить высоту линии Кармана до 80 км. В этом случае вопрос несовпадения определений «космоса», используемых обеими компаниями, решится сам собой.


Рассказ о космическом туризме, разумеется, был бы неполным без очередного упоминания о вездесущей SpaceX. Наверно, хорошо быть Илоном Маском. Пока остальные компании соревнуются в том, кто обеспечит пассажирам больше секунд в невесомости, он обещает недельный рейс к Луне. И нам даже известно имя человека, купившего на него билет. Им стал 42-летний японский миллиардер Юсаку Маэдзава.


Маэдзава должен отправиться к Луне на корабле Starship, ранее известном как BFR. Он пройдет на расстоянии 200 км от лунной поверхности, обогнет спутник, после чего вернется на Землю. Маэдзава будет лететь не один. Вместе с ним в полет отправятся восемь «людей искусства». Речь о живописцах, скульпторах, фотографах, музыкантах, режиссерах, писателях, модельерах, архитекторах и т.д. Они будут выбраны в рамках проекта Dear Moon. Полет для них станет бесплатным - Маэдзава выкупил весь рейс.


Ориентировочно, лунный туристический полет должен состояться в 2023 году. Впрочем, даже Илон Маск уже начал признавать, что очень любит называть крайне оптимистичные (читай - невыполнимые) сроки реализации подобных проектов. Но глава SpaceX уверяет, что сделает все возможное, чтобы Маэдзаве не пришлось ждать слишком долго.

Космические красоты от ESO

В последние годы наблюдательная астрономия пережила настоящий расцвет. Технологии вроде адаптивной оптики, искусственных звезд и комбинирования световых потоков позволили добиться повышения качества изображений, которое и не снилось ученым прошлого. Наиболее наглядно, на мой взгляд, это проявляется в работе Европейской Южной Обсерватории ESO. За 2018-й год она не раз порадовала нас удивительными изображениями различных объектов как Солнечной системы, так и глубокого космоса. Без лишних слов, просто приведу несколько наиболее впечатливших меня примеров.


Вот изображение поверхности красного гиганта R Скульптора, удаленного от нас на 1200 световых лет.


Изображение протопланеты, формирующейся в газопылевом диске вокруг новорожденной звезды.


Снимок Нептуна.


Тройная звездная система, в которой в будущем должна вспыхнуть сверхновая.


Таймлапс вращения экзопланеты.

image Click to view



Концепт поверхности экзопланеты, вращающейся вокруг звезды Барнарда. Ее удалось открыть в том числе и благодаря усилиям ЕSO.


Концепт межзвездного объекта Оумуамуа. Наблюдения телескопов ESO подтвердили, что объект движется с небольшим ускорением, что знатно оживило дискуссии по поводу его происхождения и природы.


Ну а в качестве завершения - очень даже земной снимок. На нем запечатлен фундамент будущего Чрезвычайно Большого Телескопа ESO. Он будет обладать составным 39-метровым зеркалом, способным собирать в 15 раз больше света, чем самые мощные из существующих сейчас телескопов. Остается лишь гадать, что мы увидим, когда мега-обсерватория вступит в строй в 2024 году.


Рандеву с астероидами

В межпланетных исследованиях 2018-й год прошел под знаком малых планет. В июне японская станция «Хаябуса-2» завершила 3.5-годовой перелет и достигла 900-метрового астероида Рюгу. Далее началось самое интересное. «Хаябуса-2» приступила к десантированию на поверхность малой планеты флотилии небольших роботов.


В сентябре станция сбросила на Рюгу пару прыгающих роверов MINERVA-II1. Они успешно передали на Землю первые в истории фотографии с поверхности астероида, а также данные измерений со своих датчиков. Нельзя не отметить и успешную реализацию механизма подпрыгивания, с помощью которого MINERVA-II1 перемещались по Рюгу. В целом, в JAXA так впечатлились их результатами, что решили снабдить аналогичными аппаратами станцию MMX, которую планируют запустить к Фобосу в 2024 году.


Затем настал черед более крупного аппарата MASCOT, разработанного инженерами из Франции и Германии. Он также успешно выполнил возложенные на него задачи.


Но одну операцию все же пришлось перенести на следующий год. Речь идет о взятии пробы астероидного вещества. Поверхность Рюгу оказалась намного более скалистой, чем предполагали планетологи. Поэтому специалисты миссии решили устроить дополнительные тренировки, чтобы как можно тщательнее отработать всю процедуру. Скорее всего, забор грунта Рюгу состоится где-то в январе-феврале 2019 года.


В начале декабря другой автоматический разведчик достиг своей цели. Речь идет об американской станции OSIRIS-REx и 500-метровом астероиде Бенну. По забавному совпадению, по форме Бенну оказался очень похож на Рюгу  и его поверхность точно так же покрыта большим количеством камней, которые могут осложнить процедуру взятия пробы его вещества. Но об этом мы узнаем уже в следующем году, когда OSIRIS-REx приступит к выполнению основной части своей научной программы.


Для желающих поддержать

Астрономия, osiris-rex, космос, хаябуса, spacex, eso

Previous post Next post
Up