Омская мечеть в дореволюционный период

Dec 18, 2018 15:18

Наталья Лебедева

В начале 20-х годов XIX века был поднят вопрос о строительстве мечети в г. Омске. Данная проблема имела политическое значение. Генерал-губернатор Западной Сибири П. М. Капцевич в январе 1824 г. вошел в Сибирский комитет с предложением о разрешении построить в Омске мечеть. В ноябре вопрос был решен положительно и было обещано субсидирование в течение трех лет, начиная с 1826 года. В монографии В. И. Кочедамова автором проекта мечети ошибочно названы Булыгин и Маковецкий. Но С. А. Булыгин только переработал проект 1811 года для Петропавловска. Достоверную информацию мы получаем из дела «О постройке в крепости Петропавловской в городе Омске магометанских мечетей». Монументальное сооружение в стиле классицизма с элементами мусульманской архитектуры было построено по проекту архитектора А. М. Скородумова.

В январе 1824 года Степан Аникиевич Булыгин по плану архитектора А. М. Скородумова составил смету на строительство мечети на сумму 594439 рублей. Сибирский комитет Министерства внутренних дел одобрил просьбу генерал-губернатора Западной Сибири П. М. Капцевича в строительстве в Омске мечети и дал заключение: «Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведен не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года». Строил мечеть командир Сибирского инженерного округа инженер-полковник (с 1827 г. генерал-майор) Степан Аникиевич Булыгин (1770-1830). Возводилась она с небольшими отклонениями от проекта, с 1827 по 1829 годы. В 1827 году была выделена сумма в 56000 рублей на реализацию проекта. Мусульмане Омска внесли пожертвования на строительство мечети, большую сумму в 3384 рубля, внес генерал-губернатор П. М. Капцевич.

Постройка была осуществлена в несколько уменьшенном виде. Мечеть в плане была «четырехлепестковой». Полуцилиндрические стены с высокими арочными окнами завершались четверть­сферическими покрытиями. Центральный объем венчался широким невысоким восьмериком с люнетом на каждой грани, купол был в форме полусферы. С юга и севера находились прямоугольные минареты с восьмигранным, прорезанным арками верхним ярусом и широкими гранеными куполами со шпилями над ними. В длину здание составляло 13 сажень, в ширину - 91/2 сажени, в высоту (с куполом) - 8 сажень 2 с четвертью аршина. По сравнению с первоначальным проектом купол мечети был уменьшен с 5,5 сажень до 4. Минареты и купол были окрашены в зеленый цвет, три золоченных шпиля с шарами завершались полумесяцами из белой жести, окна украшали ажурные решетки. Высота минарета составляла 13 метров, главного купола 14 метров. Отапливалась мечеть голландскими печами.

Возведение столь значительного и яркого по архитектонике здания, по замыслу русского правительства, должно было привлечь южных соседей-кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству с российской администрацией.

В процессе строительства возникали две проблемы: место расположения и кадры рабочих. Первоначально было назначено возведение мечети на площади Казачьего форштадта, но казачество выступило против, так как намеревалось построить на этом месте православный храм. Поэтому участок для нее выделили в Новой Слободе рядом с почтовой конторой. На работы были командированы военнослужащие.

Для открытия мечети в 1829 году был приглашен священно­служитель - ахун Мухаммед Шариф Абдрахманов. В 1840-е годы волнения в степи становились все ожесточеннее. Когда меры административного воздействия были исчерпаны, генерал-губернатор Петр Дмитриевич Горчаков обратился с просьбой к ахуну Омской мечети успокоить население, поддержавшее восстание Кенесары Касымова. В урочище Кара-Агач недалеко от Акмолинска ахун Мухаммед встретился с местной знатью, принявшей его, как подобало сану. Он во многом предсказал исход волнений и просил всех вернуться на места прежних кочевок. Те, кто послушался ахуна, откочевали поближе к пограничной линии.

Мечеть стала гарантом для многих родителей, что их дети, обучаясь в омских учебных заведениях, не поменяют веру.

Рядом с мечетью был построен деревянный большой дом для приезжающих из степи родоначальников и послов. Из казны было выделено жалование: имаму - 300 руб., муэдзину - 200, надзирателю - 180, трем сторожам - 210; на отопление и освещение - 400, всего 1280 руб. в год.

В начале XX века в Омске было две мечети, которые назывались соборными. Описанная нами - первая, находилась на углу ул. Аптечной и Почтовой, вторая - на Семинарской ул., муллой в ней был Ниаз Мухам. Сулейманов. При обеих мечетях были мектебе. На Почтовой площади находился пансион для русских и киргизских детей. Общество попечения об учащихся мусульманах возглавлял Г. Г. Маннафов.

источник: http://www.omsktime.ru/projects/church/mechet.html

Манапов, мечеть, Абдрахманов, 1821-1830, Сулейманов, Омск

Previous post Next post
Up