Корусенко С.Н.
История деревни Казатово - один из ярких примеров «зарождения и смерти» сельских поселений Сибири. Любой населенный пункт, будь то город, деревня, село, аул, юрты, хутор и т.п. - это живой организм, который рождается вместе с людьми, его основавшими, и умирает вместе с людьми, его покинувшими.
В конце 2014 г. ко мне обратился житель дер. Кошкуль Большереченского района Галиахмет Алиакбарович Хусаинов с просьбой выяснить время основания дер. Казатово, где родился он и его предки, самой деревни фактически уже не существует. Бывшие жители деревни считают, что она была основана в 1645 г. Всего лишь несколько лет назад Г.А. Хусаинов стал идейным вдохновителем и организатором постановки памятного знака на месте деревни. Знак, по рассказам Галиахмета, представляет собой «замурованные в фундаменте 3 металлические трубы», на которые приварен лист, оформленный художником.
На листе изображен план деревни примерно 1960−х гг. с пронумерованными домами и список жителей (глав семей) по домам. План был сделан по памяти самого Галиахмета, а также, как отметил Г.А. Хусаинов, «бабушки помогли».
К настоящему времени краски пожухли, а кое-где и истерлись. Сейчас планируется постановка каменной стелы с указанием года основания деревни. Так, не выезжая в этнографическую экспедицию (поэтому «поле - без поля»), я стала исследовать историю деревни. Учитывая, что более 20 лет я проработала в архивах Москвы, Омска, Тары, Тобольска, накопился довольно значительный материал, состоящий из копий различных документов.
И самой стало интересно: как возникла, развивалась и исчезла эта деревня; является ли ее история отражением тех исторических процессов, которые происходили в России и Сибири на протяжении XVII - XX вв.; действительно ли можем отнести основание деревни к XVII в.?
Научные интересы, связанные с изучением этносоциальной истории татар Сибири в аспекте генеалогических исследований, явились отправной точкой изучения истории дер. Казатово, т.к. именно через генеалогии мы можем проследить преемственность населения.
К тому же Г.А. Хусаинов утверждал, что все его предки жили в этой деревне с ее основания. Это явилось дополнительным стимулом реконструировать, по возможности, генеалогии жителей деревни.
Реконструкция генеалогий татар сопряжена с рядом трудностей, связанных с неустоявшейся фамильной системой - в документах фамилией являлось отчество, в связи с чем с каждым поколением появлялась новая фамилия. Основным источником для реконструкции генеалогий служат первичные материалы ревизий населения последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. (татары, как и все инородческое население Сибири, стали учитываться с 4-ой ревизии 1782 г.) и Первой всероссийской переписи населения 1897 г.
Первые сведения о заимке Казатовской встречаются в материалах 6−ой ревизии (1811 г.), из которых становится очевидным, что сама заимка в официальных документах стала фиксироваться уже после проведения 5-ой ревизии (1795 г.): «Ревизская сказка 1811 года ноября дня Тобольской губернии Тарской округи Бухарской волости вновь заселившейся после пятой ревизии заимки Казатовской, от бухареттина Аширбаги Сафарова, о состоящих в оной мужеска пола бухарцах» (Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в городе Тобольске», л. 51). Здесь переписано 5 семей, из них 2 семьи переселились из дер. Киргапской, 1 - из дер. Речаповой, 1 - из г. Тары. Еще одна семья состояла из одного человека Кучукова Кармышака 15-ти лет, неизвестно откуда взявшегося. Две семьи из Киргапской (сейчас - дер. Кыргап) - это родственные семьи дяди Тюлякова Уразмамета и его племянника Авасова Назира.
Выявить родственную связь позволили материалы этой же ревизии по дер. Киргапской, где главой семьи записан Авас Тюляков, умерший в 1803 г., а про остальных написано, что «по согласованию общества переселились для хлебопашества во вновь заведенную заимку Казатовскую в 1797 г., где и в сказках показаны» (Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в городе Тобольске», л. 28). Также в сказках по дер. Речаповой имеются сведения о Сафарове Аширбаге, который переселился с той же формулировкой в 1796 г. в заимку Казатовскую.
Имеются сведения и о семье Реимбаки Азанова из Тары в сказках по Таре, по которым два его сына - Авасбага Реинбагин со своим братом Маметеем переехали в Казатовскую (записаны в сказках по Казатовской одной семьей).
А еще один сын Маметбага со своей семьей остался жить в Таре. Однако из материалов 10−ой ревизии населения (1858 г.) выяснилось, что его сын Маметбагин Назыр со своей семьей переселился сюда же по указу Тобольской казенной палаты от 24.07.1857 г. за № 8088. Таким образом, данное поселение было основано бухарцами в конце XVIII в.
Возникает вопрос о том, почему же местные жители считают временем основания деревни 1645 г. Конечно, как всегда существуют некие мифологемы среди населения, а «удревление» поселения - это очень частое явление. Но, может быть, в основе исторической памяти жителей отложились и некие реалии? Массовое переселение бухарцев в Сибирь началось в XVII в. В Тарском уезде первоначально бухарцы селились, в основном, на правобережье Иртыша в местах расселения местных сибирских татар, за исключением г. Тары, находящемся на левобережье, где была Бухарская слобода. В конце XVIII - начале XIX в. бухарцами был основан куст поселений на левобережье Иртыша на территории современного Большереченского, отчасти Колосовского районов Омской области, куда входит и дер. Казатово.
С момента своего поселения в Сибири бухарцы стали активно скупать земли в разных местах. Бухарцы в отличие от местных татар активно занимались земледелием, а левобережье Иртыша (фактически лесостепь) было более приспособлено для земледелия, чем правобережье (в большинстве это зона смешанных лесов и тайги), поэтому земли бухарцы приобретали именно здесь, где в дальнейшем и возникли бухарские поселения. В Тарской дозорной книге 1701 г. описаны земли бухарцев, а также наложенные на них налоги за владеемые ими земли. В описаниях земель встречаются топографические объекты, которые отчасти позволяют локализовать их. И вот здесь, несомненно, привлекает внимание описание земель братьев Тохтиных, один из которых - Абдрахман, живет в Таре, а еще двое (Баян и Бабазан) − в юртах Киргапских. Землями «с насеянным хлебом на Казатове» братья владеют совместно «по челобитью с 193 (1685) г. и выписи 1701 г. (Российский государственный архив древних актов).
Занятия земледелием предполагают хотя бы временное пребывание возле мест посевных площадей, поэтому данные земли были явно освоены братьями Тохтиными и с точки зрения проживания там. Тем более, что дети Абдрахмана Тохтина из Тары Шагазан и Шихмет, как написано в дозорной книге, «живут в особых юртах». Официально заимка Казатовская была зафиксирована лишь в конце XVIII в. Именно в этот период потомки братьев Тохтиных окончательно переезжают на левобережье Иртыша, как уже отмечалось, из Тары и дер. Киргапской. Упоминания о братьях Тохтиных и владеемой ими землей встречается также в документах XIX в. Например, в «Ведомости по Тарскому округу о количестве владеемой бухарцами земли», где под номером 18 «Юрт Казатовских общего владения бухарцев» отмечено, что владеют этой землей «по данной памяти из бывшей Тарской приказной избы в 7195 (1687) году 26 апреля на имя нынешних владельцев бухаретина Абтрахмана да Баянки Тохтина с товарищами» (Исторический архив Омской области). Расхождение в датировке документов (1685 г. и 1687 г.) о владении связано с тем, что в первом случае говорится о челобитной с просьбой выделения земли, а во втором - это уже официальный документ (отводная память), который выдавался на основании решения Тарской приказной избы. Таким образом, основание поселения можно с уверенностью отнести ко второй половине XVII в. Возможно даже принять и более раннюю дату - середину XVII в., т.к. Абдрахман Тохтин родился в Таре, отец же его был приезжий бухарец. Учитывая, что к 1701 г. у Абдрахмана были взрослые дети, которые жили «в отдельных юртах», можно с большой долей вероятности принять, что отец Абдрахмана появился именно сразу же после появления указа Михаила Федоровича 1645 г., направленного на привлечение бухарцев к поселению в Сибири.
Корусенко С.Н., к.и.н., ведущий научный сотрудник Омского филиала
Института археологии и этнографии СО РАН
опубликовано в газете "Татарский мир" №8 за 2016 г.
Продолжение следует