Всякие житейские дела..

Jul 28, 2017 16:01

Несколько абзацев из статьи Бакиевой Г.Т. "Мусульманское духовенство у сибирских татар в XIХ - начале XX в.":

Срок службы в звании сельских духовных лиц не ограничивался. Как правило, духовенство выполняло свои обязанности до самой смерти. Так, в 1833 г. прихожане д. Аиткуловой Подгородной волости Тарского округа обращались в Оренбургское собрание с тем, чтобы духовные власти разрешили Абдучалилу Хильвадееву, исправляющему должность муллы уже в течение 30 лет, продолжать исполнять обязанности до его смерти. Из данного дела узнаем, что мулла Абдучалил «точный образец правоверного мусульманина» за время своей службы «приобрел себе сердечную любовь, почтение и высокое уважение прихожан, каковое нами и детьми нашими останется незабвенным».

Немаловажным условием для избрания на должность муллы были личные и нравственные качества. Употребление спиртных напитков и курение табака для любого правоверного было запрещено Кораном. А если в этом было замечено духовное лицо, то это могло стать основанием для отстранения от должности. В 1909 г. в Оренбургское магометанское духовное собрание был направлен приговор жителей юрт Ашеванских Тарского уезда о том, чтобы имама мечети Абитхазана Габдемухаметова освободить от должности и назначить другого. Причиной, по которой прихожане отказывались от указанного имама, являлось то, что «он склонен к пьянству, разврату и неприличному поведению, занимается азартными играми». Оренбургское собрание определило имаму Габдемухаметову «за употребление ранее спиртных напитков сделать выговор с предупреждением о том, что, если он в дальнейшем позволит себе употребление водки, то будет удален от должности».

Представителей мусульманского приходского духовенства могли на время отстранять от должности за злоупотребления или за неисполнение своих обязанностей. … В другом деле от 7 октября 1840 г. приходской мулла д. Себеляковой Тарского округа Исак Мухаметдинов был отстранен от должности на 3 месяца. Причиной удаления от должности было венчание лиц, относящихся к другому приходу.

Деревенские муллы обладали правомочием составлять завещания и объявлять его наследникам. Открытие наследства происходило со дня смерти наследодателя. После того как был засвидетельствован факт смерти, наследники обращались с письменной просьбой к духовным лицам о разделе оставшегося имущества. Например, в 1857 г. сибирская бухарка д. Речаповой Тарского округа Мирбана Емангулова обратилась к указному мулле Аширбаге Речапову с просьбой разделить оставшееся имущество после смерти мужа Башира Курманова. Из дела видно, что кроме просительницы, наследниками являлись родные братья Башира - Абуталип и Мухамеди Шамаметовы. По рапорту муллы соборной мечети г. Тары в Оренбургское собрание раздел наследства был им произведен «при почетных людях на основании правил Алкорана, чем просительница и родственники ее мужа остались довольны».

Иногда, как это показывает следующий пример, завещание составлялось в пользу общины. Так, 13 мая 1912 г. бухарец деревни Аиткуловой Бухарской волости Тарского уезда Тагман Мухаммед Могди Мухаммед-оглы пожертвовал в виде вакфа 500 рублей в пользу служащих при мечетях и медресе имамам и муэдзинам для пользования, 300 рублей назначил для раздачи бедным и сиротам деревни и 1500 рублей на ремонт мечети, находящейся в этой же деревне.

Незаконнорожденные дети по шариату наследовали имущество отца, «ибо одно признание родителей, что ребенок прижит ими, достаточно для установления законности его рождения… и дает им одинаковое с прочими детьми право на наследование». В 1894 г. в вышестоящих инстанциях (Сиротский суд, Окружной суд, Губернское правление) с участием указного муллы Тарской соборной мечети рассматривалось дело по прошению «бухарской жены» Тарского округа деревни Туз-Казанской Туктабиги Рафиковой Ахметовой о наследственных правах ее детей. Как видно из дела, Туктабига родила двух детей от Нигматуллы Тавлетбагина, с которым сошлась, когда ее муж Абдулла Ахметов «безвестно отсутствовал» 11 лет. Прожив 3 года, сожитель умер, оставив после себя недвижимое и движимое имущество. После того, как власти, скрупулезно изучили данное дело, узнали от муллы, что действительно по шариату возможно наследование незаконнорожденными детьми, а соседи Туктабиги, подтвердили сожительство указанных лиц, они приняли решение о правильности притязаний истицы. Однако следует иметь в виду, что, явления, связанные с рождением детей вне брака у сибирских татар, отмечались крайне редко. Об этом говорит и то, что Сиротский суд г. Тары, рассматривая вышеизложенное дело, отмечал, что «подобного приведенного здесь случая, относительно порядка наследования незаконнорожденными детьми из магометан, в практике Сиротского Суда не встречалось».

Указом от 8 июня 1837 г. правительство запретило духовенству наказывать мусульман телесно. Религиозное учреждение могло лишь наложить на виновных духовное покаяние и соблюдение поста (ураза). Позже Оренбургское магометанское духовное собрание подтверждает данный указ постановлением 1875 г.: «Всем муллам строго воспрещается осмеливаться подвергать прихожан за поступки телесным и иным наказаниям и вообще принимать на себя не свойственную их обязанности роль судей». Так, следуя новым положениям, решилось дело татар Тарского округа в 1839 г. о прелюбодеянии Ниясбагина и Бексултаны Чубаровой. Наказание им было назначено в виде наложения поста в 40 дней и чистосердечном раскаянии; Ниясбагину - в мечети, а Чубаровой - у приходского муллы в день по три часа.
Следует отметить, что в исламе сформировалось очень строгое отношение к прелюбодеянию. По нормам шариата за него было установлено наказание в виде 100 ударов плетью, а по обычаям сибирских татар - 39 ударов шелепом (плетью). Например, на «общественной сходке» деревни Тусказанской Бухарской волости Тарского округа 5 мая 1832 г. рассматривалось дело о «прелюбодейной жизни» казака Ишмаметя и Айжи Сеитовой по жалобе мужа Айжи, бухарца Нияза Аширова. Виновным в прелюбодеянии было назначено наказание в виде 39 ударов лозами, которое должно было производиться на сходке. По законам Российской Империи с 1837 г. за прелюбодеяние вводилось светское наказание в виде ареста от 3 до 14 дней, распространявшееся и на мусульман. Прежде чем применить арест, предусматривалось использование более «мягких» видов наказаний: наложение духовного покаяния либо 40-дневный пост.

Оренбургское магометанское духовное собрание и духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII - начале ХХ вв.: Материалы одноименного научного семинара, посвященного 220-летию учреждения религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири (Казань, 18 декабря 2009 г.). - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011.

Тусказан, мечеть, Ашеваны, Хильвадеев, Курмановы, Давлетбагины, Чубарова, Мухаметдинов, Айткулово, Аширов, Речапова, Себиляково, Габдемухаметов, Рычаповы, Сеитовы, Емангулова, Шамаметовы, Ахметовы, Ниязбагин

Previous post Next post
Up