Несколько абзацев из статьи Бакиевой Г.Т. "Мусульманское духовенство у сибирских татар в XIХ - начале XX в.":
Срок службы в звании сельских духовных лиц не ограничивался. Как правило, духовенство выполняло свои обязанности до самой смерти. Так, в 1833 г. прихожане д. Аиткуловой Подгородной волости Тарского округа обращались в Оренбургское собрание с тем, чтобы духовные власти разрешили Абдучалилу Хильвадееву, исправляющему должность муллы уже в течение 30 лет, продолжать исполнять обязанности до его смерти. Из данного дела узнаем, что мулла Абдучалил «точный образец правоверного мусульманина» за время своей службы «приобрел себе сердечную любовь, почтение и высокое уважение прихожан, каковое нами и детьми нашими останется незабвенным».
Немаловажным условием для избрания на должность муллы были личные и нравственные качества. Употребление спиртных напитков и курение табака для любого правоверного было запрещено Кораном. А если в этом было замечено духовное лицо, то это могло стать основанием для отстранения от должности. В 1909 г. в Оренбургское магометанское духовное собрание был направлен приговор жителей юрт Ашеванских Тарского уезда о том, чтобы имама мечети Абитхазана Габдемухаметова освободить от должности и назначить другого. Причиной, по которой прихожане отказывались от указанного имама, являлось то, что «он склонен к пьянству, разврату и неприличному поведению, занимается азартными играми». Оренбургское собрание определило имаму Габдемухаметову «за употребление ранее спиртных напитков сделать выговор с предупреждением о том, что, если он в дальнейшем позволит себе употребление водки, то будет удален от должности».
Представителей мусульманского приходского духовенства могли на время отстранять от должности за злоупотребления или за неисполнение своих обязанностей. … В другом деле от 7 октября 1840 г. приходской мулла д. Себеляковой Тарского округа Исак Мухаметдинов был отстранен от должности на 3 месяца. Причиной удаления от должности было венчание лиц, относящихся к другому приходу.
Деревенские муллы обладали правомочием составлять завещания и объявлять его наследникам. Открытие наследства происходило со дня смерти наследодателя. После того как был засвидетельствован факт смерти, наследники обращались с письменной просьбой к духовным лицам о разделе оставшегося имущества. Например, в 1857 г. сибирская бухарка д. Речаповой Тарского округа Мирбана Емангулова обратилась к указному мулле Аширбаге Речапову с просьбой разделить оставшееся имущество после смерти мужа Башира Курманова. Из дела видно, что кроме просительницы, наследниками являлись родные братья Башира - Абуталип и Мухамеди Шамаметовы. По рапорту муллы соборной мечети г. Тары в Оренбургское собрание раздел наследства был им произведен «при почетных людях на основании правил Алкорана, чем просительница и родственники ее мужа остались довольны».
Иногда, как это показывает следующий пример, завещание составлялось в пользу общины. Так, 13 мая 1912 г. бухарец деревни Аиткуловой Бухарской волости Тарского уезда Тагман Мухаммед Могди Мухаммед-оглы пожертвовал в виде вакфа 500 рублей в пользу служащих при мечетях и медресе имамам и муэдзинам для пользования, 300 рублей назначил для раздачи бедным и сиротам деревни и 1500 рублей на ремонт мечети, находящейся в этой же деревне.
Незаконнорожденные дети по шариату наследовали имущество отца, «ибо одно признание родителей, что ребенок прижит ими, достаточно для установления законности его рождения… и дает им одинаковое с прочими детьми право на наследование». В 1894 г. в вышестоящих инстанциях (Сиротский суд, Окружной суд, Губернское правление) с участием указного муллы Тарской соборной мечети рассматривалось дело по прошению «бухарской жены» Тарского округа деревни Туз-Казанской Туктабиги Рафиковой Ахметовой о наследственных правах ее детей. Как видно из дела, Туктабига родила двух детей от Нигматуллы Тавлетбагина, с которым сошлась, когда ее муж Абдулла Ахметов «безвестно отсутствовал» 11 лет. Прожив 3 года, сожитель умер, оставив после себя недвижимое и движимое имущество. После того, как власти, скрупулезно изучили данное дело, узнали от муллы, что действительно по шариату возможно наследование незаконнорожденными детьми, а соседи Туктабиги, подтвердили сожительство указанных лиц, они приняли решение о правильности притязаний истицы. Однако следует иметь в виду, что, явления, связанные с рождением детей вне брака у сибирских татар, отмечались крайне редко. Об этом говорит и то, что Сиротский суд г. Тары, рассматривая вышеизложенное дело, отмечал, что «подобного приведенного здесь случая, относительно порядка наследования незаконнорожденными детьми из магометан, в практике Сиротского Суда не встречалось».
Указом от 8 июня 1837 г. правительство запретило духовенству наказывать мусульман телесно. Религиозное учреждение могло лишь наложить на виновных духовное покаяние и соблюдение поста (ураза). Позже Оренбургское магометанское духовное собрание подтверждает данный указ постановлением 1875 г.: «Всем муллам строго воспрещается осмеливаться подвергать прихожан за поступки телесным и иным наказаниям и вообще принимать на себя не свойственную их обязанности роль судей». Так, следуя новым положениям, решилось дело татар Тарского округа в 1839 г. о прелюбодеянии Ниясбагина и Бексултаны Чубаровой. Наказание им было назначено в виде наложения поста в 40 дней и чистосердечном раскаянии; Ниясбагину - в мечети, а Чубаровой - у приходского муллы в день по три часа.
Следует отметить, что в исламе сформировалось очень строгое отношение к прелюбодеянию. По нормам шариата за него было установлено наказание в виде 100 ударов плетью, а по обычаям сибирских татар - 39 ударов шелепом (плетью). Например, на «общественной сходке» деревни Тусказанской Бухарской волости Тарского округа 5 мая 1832 г. рассматривалось дело о «прелюбодейной жизни» казака Ишмаметя и Айжи Сеитовой по жалобе мужа Айжи, бухарца Нияза Аширова. Виновным в прелюбодеянии было назначено наказание в виде 39 ударов лозами, которое должно было производиться на сходке. По законам Российской Империи с 1837 г. за прелюбодеяние вводилось светское наказание в виде ареста от 3 до 14 дней, распространявшееся и на мусульман. Прежде чем применить арест, предусматривалось использование более «мягких» видов наказаний: наложение духовного покаяния либо 40-дневный пост.
Оренбургское магометанское духовное собрание и духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII - начале ХХ вв.: Материалы одноименного научного семинара, посвященного 220-летию учреждения религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири (Казань, 18 декабря 2009 г.). - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011.