«Каракульская начальная общеобразовательная школа».
МАЛАЯ МОЯ РОДИНА
Выполнила: обучающаяся 3 класса Ниязова Диляра
Руководитель: Кучукова Дамира Зиятдиновна
2013
Задачи:
-рассказать о земляках-каракульцах, культурных традициях, обычаях, преданиях о деревни Каракуль;
-найти любителей истории, всех тех, кому интересно прошлое, настоящее деревни Каракуль;
-помочь в поиске необходимой информации для написания рефератов, докладов и прочего по темам касающимся истории сибирских деревень.
План:
1. Предание о селении Каракуль.
2. Сведения из архивов.
3. Старая деревня.
4. Занятия каракульцев.
5. Переселение.
6. Связь с потомками.
7. Из мечети-в школу.
8. Колхоз.
9. Война.
10. Совхоз.
11. Настоящее деревни Каракуль.
12. Каракуль - живописный уголок.
13. Праздники.
14. Люблю свою Родину!
1.Предание о селении Каракуль.
Меня зовут Ниязова Диляра Ильдаровна. Учусь во втором классе, живу в деревне Каракуль Большереченского района. Это маленькая деревушка всего лишь в одну улицу. В позапрошлом, 2011 году нашей деревне исполнилось 350 лет, и я заинтересовалась прошлым моей малой родины. По данным архива посёлка Большеречье, селение Каракуль основано в 1661 году, но эти данные спорны. Скорее всего, эта запись относится к нынешней, новой деревне, которая переехала со старого места к озеру Каракуль. Причина переезда дошла до нас по преданиям, которые помнят старожилы -обмелело и заросло озеро Хаккуль, на берегу которого стояла деревня. Не стало питьевой воды и нечем стало поить многочисленную скотину.
2. Сведения из архивов.
В «Обзоре местности Тарского округа» от 1854 года читаем: «…юрта Каракульская - на северном берегу озера Каракуль, дворов 21, в них мужского пола 60 душ. Селение расстоянием от города Тары, где их волостное управление…в 75 верстах, от большой дороги в 40 верстах…» (из архива Омской области).
Читаем «Первичные материалы переписи 1897 года»: «…Тобольская губерния, Тарский округ, Бухарская волость, деревня Каракуль (41 лист).
Каракуль, деревня при озере Каракульском.
Наличного населения - 112 душ мужского пола и 112 душ женского пола, из них:
- бухарцев - 100 душ мужского пола и 105 душ женского пола;
- коренных татар -12 душ мужского пола и 7 душ женского пола.
Главы хозяйств:
1) Абдуллатипов Аптрафик, 66 лет, бухарец
2) Антемиров Ниясмухамет, 59 лет, бухарец
3) Аппасов Абдулла, 59 лет, бухарец
4) Аппасов Кучамшугур, 50 лет, бухарец
5) Аптуллин Русей Аширбакиевич, 48 лет, бухарец
6) Бабин Мухамет Алимхасан, 21 год, бухарец
7) Исматуллов Мухтасетдин, 17 лет, бухарец
8) Курманбакин Умар, 50 лет, инородец
9) Маметбыгин Абубакир, 39 лет, бухарец
10) Мурсафиров МухаметСафир, 39 лет, бухарец
11) Мурсафиров Нияз Сафир, 39 лет, бухарец
12) Мухамадеев Аптулла, 44 лет, бухарец
13) Мухамадеев Аптрашит, 48 лет, бухарец
14) Мухамадеев Аптулла Катыр, 52 лет, бухарец
15) Мухамадеев Аптулла Малик, 50 лет, бухарец
16) Мухамадеев Аюп, 42 лет, бухарец
17) Мухамедеев (Мухамадеев) Мухаммед Сафар, 41лет, бухарец
18) Мухаметбагин Челяметдин, 55 лет, бухарец
19) Мухаметов Тачетдин, 50 лет, бухарец
20) Ниясмугаметов Мухамадей, 57 лет, бухарец
21) Ниясов Абдуль-Карим, 48 лет, инородец
22) Речапов Мухамет Али, 66 лет, бухарец, (при хозяйке, т.е. глава семьи - жена)
23) Сабарметова Муххорям,49 лет, бухарка
24) Сабармухаметов Авас, 22 года, бухарец
25) Сулейманова Хурья Авасбакеевна, 33 года, бухарка
26) Фаткуллин Курманбаки, 45 лет, инородец
27) Фаткуллин Мухаметкалы, 38 лет, инородец
28) Хисаметдинов Абдул Джалил, 52 года, бухарец
29) Хисаметдинов В(Ф)ахретдин 59 лет, бухарец
30) Хисаметжинов Дельмухамет, 46 лет, бухарец
31) Шамшетдинов Мухамадей, 44года, бухарец
32) Шихов Абдулчапар Мухамедклипович, 41год,бухарец
33) Шихов Аптрахман Мурсафирович, 42 года, бухарец
34) Шихов Аптулла Аширбагович, 73 года, бухарец (имел 2 дома)
35) Шихов Аптуназир Аширбагинович, 35 лет, бухарец
36) Шихов Бустан Назирович, 58лет, бухарец
37) Шихов Измаил Шамшетдинович, 57лет, бухарец
38) Шихов Муфтихетдин Абраимович, 21год, бухарец
39) Шихов Мухамадей Ниясмухаметович, 50лет, бухарец
40) Шихов Мухаметкалы Ниясмухаметович, 60лет, бухарец
41) Шиховы Мухтасетдин и Бустия (других сведений нет)
Шихов Аптуназир Аширбагинович и Шихов Аптрахман Мусафирович занимались извозом и во время переписи отсутствовали, т.к. были на Ирбитской ярмарке. Большинство жителей деревни являются земледельцами-хозяевами», (из архива г. Тобольска).
3. Старая деревня.
Существует место старой деревни: «Иске Йорт»- «Бывшая деревня». Там же выделяется «Тура-Йорт» -дом Головы. Это в середине поля, возле озера Хаккуль, не доезжая до нынешней деревни 1 километр. Кладбище до сих пор является действующим.
В раскопках обнаружено множество орудий труда земледельцев - серпы, мотыги, остатки мельничных жерновов, а также украшения, которые свидетельствуют о добротной жизни наших предков.
4.Занятия каракульцев.
а)Земледелие.
Хозяйство было довольно сложным. Главными отраслями хозяйства были земледелие, охота, рыболовство, скотоводство, собирательство и торговля. Крестьяне выращивали малое количество сельскохозяйственных культур - рожь, пшеницу, овёс, ячмень, гречиху, просо. Для посева, обработки и сбора урожая использовались примитивные сельскохозяйственные орудия - серпы, косы-литовки, цеп, деревянные вилы, грабли и лопаты. Основными пахотными орудиями служили - простая одноконная деревянная соха с железным сошником, а позднее - одноконный плуг. Сжатые хлеба вязали в снопы, а те складывали в копны и позднее скирдовали. После просушки снопы перевозили на ток. Для очистки намолоченного зерна пользовались деревянными лопатами, а для сгребания - специальными приспособлениями. Довольно часто хлеба многим семьям не хватало до нового урожая.
б)Охота.
Традиционно каракульцы занимались охотой и рыбной ловлей. Охота была пешей. При проверке капканов и ловушек в некоторых местах ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники-промысловики в сезон охоты жили в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек. Существовал обычай пешей охоты на лис с нагайкой. Охотились с кречетом. Зайцев ловили петлями. На колонка, горностая и глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в которых служили рыба или мясо, ловушки давящего типа (басмак). На утку и куропатку ставили петли. При охоте на волков употребляли чекмеры - дубинки из дерева с утолщённым концом, обитым железной пластиной. Волков так же ловили западнями. Использовали черканы и самострелы. Ставили разнообразные волосяные петли и силки.
в)Рыболовство.
Село окружает 11 озёр, и поэтому рыболовство также играло важную роль в пропитании и хозяйственной деятельности деревни. Большую часть рыбы продавали зимой в мороженом виде на ярмарках. Орудием ловли были всевозможные крючки, сети, сетевые запоры и неводы, кривды, которые иногда плели из покупных ниток. Ловили рыбу и удочками (кармак), широко были распространены орудия лова корзиночного типа: морды.
Каракульцы были скотоводами, разводили лошадей, овец, крупно - рогатый скот. Скотоводство обеспечивало население мясом, шкуры животных и шерсть использовали для изготовления одежды и обуви, а также для утепления жилья. Продукты животноводства использовали для обмена и торговли.
г)Животноводство.
В хозяйстве большое значение имела лошадь. Её использовали для езды верхом, перевозки грузов, распашки полей. Кроме этого, лошадь была основным источником мяса и конского жира. Поэтому уходу за лошадью и её кормлению наши предки придавали первостепенное значение.
В 1871 году в Каракуле насчитывалось 10 хозяйств, население составляло 41 человек. В 1911 году -34 двора, в 1912 году -30 дворов и население 176 человек, из них 161 -бухарского происхождения.
5.Переселение.
В 1907 году из татарских деревень, находящихся на территории нынешней Омской области - Уленкуль, Каракуль, Янаул и другие, собрались и тронулись в путь несколько групп семей. Целью их путешествия был ислам, а местом, куда они отправились, - мусульманская страна Турция. Хотя Россия - многонациональная страна, и здесь их не притесняли, а в деревнях были свои мечети, эти люди оставляли своих родителей, близких родственников и ехали искать лучшей доли. Шли долгих два года. Они не знали русского языка, начали голодать, болеть, многие умерли. Дошла всего половина людей, выехавших из России…В Турции вновь прибывших эмигрантов встретили приветливо. За гостеприимный приём, который оказал татарам Султан-Паша, народная память сохранила его образ в устном фольклоре - шутливых рифмовках, сочинённых острословами. Турецкое правительство разрешило новым подданным самим выбрать место для поселения и предоставило все возможные условия для жительства. Природа на большей территории этой страны скупая, в основном голая жёлтая равнина, которой не хватает влаги. Новым поселенцам приглянулся небольшой ручеёк, напоминающий речушку на Родине. Здесь и остановились. Свою деревню назвали «Богределик» - в честь горы, изнутри которой течёт ручеёк. Начали строиться. Улочки до сих пор носят данные ими названия: у янаульцев своя улица: Янаул урамы, у каракульцев своя: Каракуль урамы. Улицы ровные, расположены параллельно друг к другу, соединяются переулками. Они отличаются от старинных восточных улиц, не имеющих чёткой упорядоченности.
6. Связь с потомками.
Сейчас с потомками тех переселенцев налажена связь, каждый год они приезжают на историческую родину. Рискнув уехать столь далеко от родины, наши соотечественники решили, что они во чтобы то ни стало должны сохранить свою культуру, самобытность, татарский язык. Для этого браки заключались строго между односельчанами. Этой традиции стараются следовать и сейчас. Вот почему по прошествии века мы так легко общаемся со своими родственниками. Они сохранили ещё тот, дореволюционный язык, язык предков, который в обиходе и у нас. Из турецкого языка они используют только слова, обозначающие современные явления.
7. Из мечети-в школу.
Раньше все дети обучались в медресе при мечети. В 1928 году привезли в деревню несколько возов брёвен для постройки новой мечети. Но из-за политических и экономических событий она так и не была построена. Из этих брёвен в 1930 году была построена светлая, просторная начальная школа (в данное время в здании располагается магазин). Первым учителем в новой школе работал мугаллим из деревни Черналы - Рачапов Ибрахим. В 1932 году стал учительствовать Ниязов Ахметсафа, тоже из Черналов. Примечательно, что в школе уже тогда было организовано питание для школьников. Парт не хватало из-за большого количества детей, желающих учиться, поэтому учащихся рассаживали по 3 человека.
В 1930 году в деревне был организован колхоз имени С.М.Кирова. Председателем колхоза стал Чумаров Халит Абдрахманович, бухгалтером Мирзачанов Сибгат Мирзоевич.
8. Колхоз.
Наступил 1937 год. Колхоз окончательно встал на ноги. К этому времени в хозяйстве уже было 12 плугов, можно было обрабатывать дальние поля, которые до этого «отдыхали». Весной 1938 года было вспахано 100 гектаров земли и получен небывалый урожай. Все склады были забиты, учётчик Иноятов Абдулбар Сафеевич привозил зерно и ссыпал к людям прямо на пол, потому что все закрома были полные.
9. Война.
С началом Великой Отечественной войны все годные к службе каракульцы отправились на защиту Родины. К сожалению, только считанным удалось вернуться живыми. Из 48 ушедших на фронт на поле боя погиб 31 человек, в их числе мой прапрадедушка с бабушкиной стороны Кучуков Фурат Мухамадеевич . Каждый год мы, учащиеся школы, на их могилу мы возлагаем цветы и венки. Спасибо, деды, за победу!
10. Совхоз.
В 1950 году Каракульский колхоз и Черналинский колхоз объединили в Форпост Аптрашитово. В 1961 г. колхоз стал относиться к Евгащинскому совхозу. В 1972 году хозяйство деревни Каракуль стало называться «4 отделение Уленкульского совхоза». Отделение работало в полную силу, здесь была животноводческая и полеводческая бригада. Количество КРС составляло 400 голов, дойных коров 150, телят 140, лошадей 50. Имелось тракторов гусеничных-15, колесных -5, комбайнов-5. Но в страну пришла перестройка, и в 1993 году всю скотину и технику перегнали на центральную усадьбу. Таким образом, Каракульского отделения совхоза не стало.
11. Настоящее деревни Каракуль.
Сейчас в Уленкульском сельском поселении образован СПК и 9 фермерских хозяйств. СПК обрабатывает 5 682 гектаров земли, насчитывает 773 головы КРС, 280 дойных коров. Надой от фуражной коровы составляет 1 тонну молока. Экономические показатели сравнительно выше, чем в других хозяйствах района. Директором СПК является Кармушакова Наиля Рачаповна, которая родом из Каракуля. В настоящее время в деревне Каракуль проживает 56 человек. Из них 12 детей. Личное подворье держат 20 семей. Самому старшему жителю деревни, Хасановой Маучуде Мухамадеевне, нынче исполнится 90 лет. Она - первая ученица Каракульской начальной школы. Когда в 1930 году открылась школа, она поступила учиться в 1 класс. Самому юному жителю, Мухамадеевой Рузанне, 4 года.
12. Каракуль-живописный уголок .
В Каракуле сейчас действует начальная школа и магазин. Каракуль «Чёрное озеро» - очень живописный и тихий уголок Большереченского района. Со всех сторон он окружён озёрами:
Олы (Большой) Каракуль, где расположена деревня;
Кеце (Малый) Каракуль;
Олы (Большой) Сарбалык;
Кеце (Малый) Сарбалык;
Лятеп-куль (по имени старожила);
Карагайлы (Сосновое);
Олы (Большой) Татугыс;
Кеце (Малый) Татугыс;
Кыл (Тонкий) Татугыс;
Торнакуль (Журавлиное);
Хаккуль (Правдивое), где раньше располагалась деревня.
Раньше Каракуль относился к Колосовскому району с русскоязычным населением. Переплетение двух культур сохранилось в топонимике. Возле русской деревни Чапаево есть озеро с татарским названием «Цуцкакуль» (Свиное), а между Плотниковом и Каракулем есть поле с русским названием «Дальнее». С жителями этих двух сёл - с давними соседями, каракульцы хранят добрые, почти родственные отношения. Например, наша семья ездит в Плотниково поздравлять знакомых со Светлой Пасхой, а они приезжают к нам на Сабантуй.
13. Праздники.
Сабантуй, Ураза-Байрам, Курбан - Байрам, День Победы, Хатер кюн (День Памяти усопших) - это традиционные праздники, на которых принимает участие всё население деревни от мала до велика. Из них Ураза-Байрам и Курбан - Байрам религиозные праздники, Сабантуй-праздник, привезённый в Сибирь переселенцами из Поволжья, День Победы празднуется с 1945 года. А День Памяти отмечается сравнительно недавно. К этому дню приготовления начинаются заблаговременно. В конце апреля жители сообща приводят в порядок территорию кладбища. Собирают пожертвования, назначают время праздника, очищают поляну, прилегающую к кладбищу. 12 июня в деревню съезжаются все, кому дорога родная земля, кто хочет встретиться с родными, с односельчанами, вспомнить ушедших в мир иной. С утра на поляне хлопочут 3-4 уважаемые жителями женщины - хозяйки, которые в нескольких больших казанах варят мясо баранов, купленных вскладчину, картофель. В назначенный час на большой поляне начинается хатым (чтение сур из Корана - священной книги мусульман на арабском языке) :расстилаются ковры и дорожки, и все усаживаются, чтобы послушать молитву и проповедь муллы в честь покойных. После выполнения необходимых при этом условий, расстилаются скатерти и женщины - хозяйки разносят традиционное для хатым угощение: горячую баранью шурпу, выпечку и сладости. Угощение через родственников обязательно передают и больным, которые не смогли прийти на хатым. На этих праздниках каждый год участвую и я.
14. Люблю свою родину!
Мне очень нравится наблюдать степенность стариков, мудрые лица бабушек, радостные от встречи лица приезжих малознакомых людей, беззаботность малышей. И я думаю: как хорошо, что у нас одна на всех общая родина, что всех нас объединяет общее прошлое, наши общие предки, облюбовавшие эти прекрасные места для моей любимой деревни с милым названием Каракуль! Это родина моего прадеда Ниязова Халита Сальмановича, моего деда Ниязова Начипа Халитовича, моего отца Ниязова Ильдара Начиповича и моя родина - Ниязовой Диляры Ильдаровны. Я желаю своей деревне, чтобы она жила ещё много-много лет!
Библиографический список:
1. Воспоминания старожила деревни Каракуль Латыпова С.К., 1997 год.
2. Доклад Д.З. Кучуковой на праздновании 350-летнего юбилея деревни Каракуль, 2001 год
3. «Живи, моя деревня» (деревня Каракуль: история, традиции, люди…), Д.А.Кучукова, ФГОУ СПО «Тарский сельскохозяйственный техникум», реферат, Тара,2005. «Расселение татар Тарского Прииртышья», С.Корусенко, газета «Татар доньясы», апрель, 2011.
4. «Историческая справка. 1) Из архива Омской области. 2) Из архива г. Тобольска», С. Корусенко, газета «Татар доньясы», июнь, 2011. «Традиционные занятия сибирских татар», Э.Курманова, газета «Татар доньясы», декабрь, 2007.
5. Справка из Большереченского районного архива, 1995 год.
6. Музей истории Уленкульской СОШ, экспозиция «Орудия охоты и земледелия». Руководитель: Рахмангулова З.А.
7. Фотографии из личного альбома Кучуковой Сагимы Гафуровны.
8. Фотографии из личного альбома Ниязова Халита Сальмановича.
9. Фотографии из личного альбома Ниязовой Риммы Фархатовны.
10. «Частичка моей Родины в далёкой стране-Турции», З. Ниязова, газета «Татар доньясы», ноябрь,2004.
http://kuchukova1961.blogspot.ru/p/blog-page_28.html