Татарские мухаджиры от Сибири до Коньи

Jul 29, 2019 17:18

Мухаджирами называют мусульман, которые, стремясь сохранить свою веру, бывают вынуждены уехать из родных мест. В 1907 году татары покинули Сибирь и обосновались в Конье, преодолев около 7000 километров, чтобы спастись от преследования со стороны властей. Здесь образовалась татарская деревня Богруделик, в которой проживают сибирские мухаджиры, сохраняя свой язык, культуру и самобытность. Турецкий журналист Исмаил Демирбаш рассказывает о том, как он посетил эти места по следам татарского просветителя Абдурашида Ибрагима.

Такие названия, как Базар Мухаджиров, Махалля Мухаджиров, Арабская махалля, Казанское медресе, Татарская мечеть показывают, что в Конье издавна был жив дух ансаров - сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в.), которые приняли мусульманских мухаджиров из Мекки, бежавших из родного города, оставив все. Посмотрим на выдающихся людей, которые сделали Конью Коньей: Мауляна Джалаледдин Руми - из Балха (Афганистан), его учитель Шамсуддин - из Табриза (Иран), отец Садруддина Кунави Маждуддин Исхак и его учитель -родом из Андалусии (Испания).

Вместе с друзьями мы посетили деревню Богруделик, чтобы лично от потомков татарских мухаджиров послушать грустную историю их расставания с родиной, а также найти следы татарского просветителя Абдурашида Ибрагима, которым я восхищаюсь с самого того момента, как познакомился с его биографией.

По имени султана Мехмеда V Решада эта деревня раньше называлась Решадия, а по имени Абдурашида Ибрагима ее называли Решидли. Если бы ее наименование осталось прежним, то она служила бы напоминаем об этом выдающемся деятеле. Кем для Анатолии является Мехмет Акиф, тем же является Абдурашид Ибрагим для Сибири, Азии, Японии и Кавказа. Если бы я выбирал себе муршида, духовного наставника, то вне всяких сомнений, это был бы он. Он объездил весь мусульманский мир - Азию, Европу, Африку и Ближний Восток, занимался призывом к исламу, участвовал в Итало-турецкой войне, в Сарыкамышской операции. Абдурашид Ибрагим является великим человек, который оказал влияние на движения исламского возрождения в России, Японии, Китае.

В своей книге «Алям-и ислам» («Исламский мир») Абдурашид Ибрагимов описывает те страны, которые посетил в 1907-1910 гг. Мехмет Экиф Эрсой сказал об этом автобиографическом труде: «Я давно не помню, чтобы читал до такой степени искреннюю и производящую такое глубокое впечатление книгу». Этой заметки недостаточно, чтобы в полной мере описать все заслуги татарского просветителя. Если позволит Аллах, я посвящу ему отдельную длинную статью. Именно Абдурашид Ибрагим привез татар в Конью из деревни Тара Тобольской губернии. Сам он жил здесь в период с 1925 по 1930 гг. Когда советско-турецкие отношения улучшились, то под давлением русских дипломатов Абдурашид Ибрагим был выслан из Стамбула в эту деревню, тогда получившую известность как Решидли. Здесь жила его дочь. В 2011 году умер его ученик Хаджи Мехмет Хаким Огуз, также являвшийся жителем этого селения - сохранились тетради, в которых он вел записи уроков своего наставника.

Богруделик расположен в 135 км от Коньи, в 35 км от Джиханбейли. Сразу обращает на себя внимание порядок и чистота, царящие в этой деревне. Рахматулле Куртарану, который встречает нас, я говорю: «Ваша деревня очень красивая». Он отвечает мне стихами на татарском языке:

Арабыз сигез юл,
Сигезе дә тигез юл.
Мине ташлап ятны сѳйсәң,
Сытма тотсын сигез ел.

(Восемь дорог между нами,
Все восемь дорог прямые.
Если другого полюбишь и бросишь меня -
Да поразит тебя малярия на восемь лет)

Деревня в самом деле состоит из восьми улиц - четырех вдоль и четырех поперек. Рахматулла приглашает нас в гости, где его жена Зулейха готовит нам стол в саду со знаменитыми татарскими пирогами. К нам присоединяется Локман, который долгие годы жил в Европе. Слушая, как они разговаривают между собой по-татарски, мы пытаемся понять их речь.

Рахматулла, как мы выяснили в беседе, является и поэтом. Он прочитал нам стихи, исполнил песни, аккомпанируя на национальных музыкальных инструментах. Пригласил нас на международную конференцию, посвященную татарам. Сам он в этом году участвовал в одном из таких мероприятий, прошедших в Башкортостане. Заодно посетил и родину предков - Тару. Рахматулла хранит в своей памяти такие энциклопедические знания о татарах и столько рассказов, что выслушать всех их просто нет времени. Он знает тысячи татарских стихов и песен. В то же время, у него золотые руки. Рахматулла отвечает за электричество, здравоохранение и финансовые дела деревни.

Локман рассказывает: «Татары искусны в разных ремеслах. Наши деды, переселившиеся в эти места, помогали жителям всех окрестных деревень в разных делах. Они научили их печному ремеслу, кузнечному, портному, плотницкому. Мы, татары, любим животных, особенно лошадей. В прошлом мы ели конину и пили кумыс. Раньше коней для воинских частей в Конье выращивали в нашей деревне. В молодости я занимался торговлей лошадьми. Когда они покидали нашу деревню, то плакали. Лошади, которых мы продавали соседним деревням, убегали и возвращались к нам».

Я поинтересовался: «Название Решитли красивее, почему его поменяли?» Рахматулла показал нам источник, из которого берет воду вся деревня: «Вот из-за него. Богруделик переводится как «дыра, расположенная с краю». Дыра, имеется в виду, родник».

В деревне примерно 400 домов. В ней живут и курды, переселившиеся сюда из Вана, Битлиса и Агрыдана. Здесь царит атмосфера братства. Когда я совершал намаз в деревенской мечети, то почувствовал себя в Туркестане или Монголии. Татары являются религиозным народом - сказывается влияние исламских ученых, прибывавших из Бухары в Сибирь. Они привязаны к своим традициям и обычаям. В деревне все еще чувствуется влияние Абдурашида Ибрагима. Его здесь называют «бабаем».

Наша беседа так затянулась, что мы не заметили, как стемнело.

Мы прощаемся с Локманом, Рахматуллой и Зулейхой с чувством, что еще не сказали всего друг другу. Договариваемся встретиться в Конье, покататься на лошадях. Наше расставание было печальным, потому что мы все еще находимся под впечатлением от выслушанного нами горького рассказа о переселении. Когда последние дома селения остаются позади, я подумал: «Вся жизнь - переселение. Мы просто не знаем, кто, когда и куда будет вынужден переселиться».

Перевод Гульсарии Ахметьяновой
http://islamosfera.ru/tatarskie-muxadzhiry-ot-sibiri-do-koni/

Турция

Previous post Next post
Up