Лиля Вагитова
Я песнь пою о нашем Ашеване.
Хочу пройти по улицам его,
А может быть проехать на машине
И взять с собою внука своего.
Родимый край. Роднее нет и краше.
Каким он будет через много лет?
Нам строить будущее наше
И песни петь, как пел когда - то дед.
<...>
С середины 1800 годов стало стекаться население с Европейской части страны. В деревне появились несколько семей казанских татар. В округе появились новые населенные пункты: Малая Ашеванка, Граковка, Фреганка.
<...>
В 1923-24 годах из Ашеван 18 семей переселились на участок Кара куль и назвали свое поселение Кучум. Наряду со скотоводством быстро поднялось хлебопашество. В 1900 годах засевали по 6-7 десятин разных культур: ржи, ячменя, овса, сеяли лен и коноплю. Развивалось промысловая отрасль: добывали деготь и смолу, драли лыко, производили мочало, распиливали пиломатериалы-тес, плахи, делали сани, колеса для телег, телеги, выделывали кожу-сыромятину, шили сбрую для конской упряжи, занимались подледным рыболовством. Для продажи этой продукции и для обмена выезжали в другие места. Часто появлялись скупщики и на месте производилась торговля - обмен.
В 1929-30 годы в стране началась коллективизация и ликвидация кулачества как класса. С этой задачей ашеванцы тоже справились. Были раскулачены и отправлены в Васюган несколько семей. Советская власть круто изменила жизнь народа. Передовыми людьми вместо старой медресе открылась советская школа. Первыми советскими учителями были Алев Зинатула, Рахматуллин Хафиз, Шугуров Начметдин, Исанбаев Сафар. Они учили детей, разъясняли народу политику Советской власти. Началась работа по утверждению советской власти в деревне. Государство помогло бедным крестьянам в приобретении скота, семян, сельхозинвентаря. Три хозяйства работали сообща. Вскоре создали крестьянский комитет из нескольких хозяйств, на базе которого позднее был создан ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). Началась работа по вовлечению крестьянства в артель. Сельхоз артель в Ашеванах была названа колхозом «Новый путь».
Мирный труд был нарушен войной. На войну из деревни ушли около 80 лучших сынов. 47 человек не вернулись. Многие из тех, кто вернулся, умерли от ран и болезней. В настоящее время их только трое. Тыл крепко помогал фронту. Вся деревня платила займы, собирали вещи для фронта. Колхоз давал мясо, молоко, масло, хлеб, лошадей. Ашеванцы внесли достойную лепту для победы. С победой вернулись солдаты.
Колхоз стал заново расти. В 1957 году Тюрметякский колхоз «Красное знамя», Кучумский «Красная заря» и Ашеванский «Новый путь» объединились и образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму». Председателем был избран Мухаметов Мухаметчан. Ашеваны сейчас большое культурное развитое село. В селе есть библиотека, детский сад, сельский дом культуры. Есть средняя школа, где обучаются и воспитываются 78 ученика, работают 14 учителей и 13 человек обслуживающего персонала. Облик села постоянно меняется. В настоящее время (2009г.) население нашей деревни 352 человек, которые проживают в 110 домах.
Источник (там же материал можно прочесть полностью) :
http://letopisi.org/index.php/Из_истории_деревни_Ашеваны_Усть-Ишимского_района_Омской_области Мой комментарий - рассказ несколько сократил, убрав на мой взгляд слегка мифические выводы, кроме того еще не согласен с выводами о прогрессивности раскулачивания и коллективизации, но оставил как есть, не буду нарушать рассказ.