В дополнении
к сканам этой статьи размещаю ее текст.
статья первая
(статья эта написана на наречии ишимских татар Саргацкой волости академиком В.В.Радловым и помещена в его сборнике “Образцы народной литературы тюркских племён” Часть IV. Сиб. 1872 г., стр. 212-215. В том же году переведена им на немецкий язык. Настоящий русский перевод сделан с татарского оригинала, продиктованного В.В.Радлову муллою Ильясом.).
Мы слышали от своих отцов и дедов, что в прежнее время в Тобольском Искере жил хан по имени Ахмет-Кирей (см. об этом хане в V вып. “Ежегодника Тобольского Губернского музея” в статье Н.Ф.Катанова.). В его время умер шейху'ль-ислам (глава мусульманского духовенства.) Искерской земли, и хан Ахмет-Кирей послал к хану города Бухары человека сказать ему: “пришлите к нам какого-нибудь великого шейху'ль-ислама”. После этого Бухарский хан отправил к Ургенчскому (т.е. Хивинскому) хану человека с письмом, в котором заказывал: “пошлите в Искерскую землю какого-нибудь шейху'ль-ислама”. В то время Ургенчским ханом был некий человек, по имени Алагул (“Алагул” - хивинский хан Алла-Кули, сын Агатай-хана и внук Аминек-хана, приходившийся Чингисхану роднею (в XIII колене).). В то время в Ургенче был один великий шейху'ль-ислам. Алагул просил этого шейху'ль-ислама, говоря: “отправьтесь в Искерскую землю”. Шейху'ль-ислам согласился. У Алагула был великий визирь, по имени мулла Муса (“Муса” - рус. Моисей.), у этого муллы Муссы было [51] 9 сыновей, из которых старший, по имени Якуп (“Якуп” - рус. Яков.), был весьма учёный человек. Вышеупомянутый шейху'ль-ислам стал просить у муллы Муссы его старшего сына муллу Якупа, чтобы взять его с собою в Искерскую землю. Мулла Муса также согласился отпустить [сына]. После этого шейху'ль-ислам и мулла Якуп с ахунами (“ахун” - старший мусульманский священник.), мирзами (“мирза” - писарь.) и слугами отправились в священную Бухару ([в тат. оригинале] “Бухара и Шериф”.) в числе 500 человек. Бухарским ханом был Аб-лейс. Бухарский хан принял с большим почётом шейху'ль-ислама и муллу Якупа и через несколько дней, присоединив к ним ещё некоторое количество учёных, отправил всех, в числе 1000 человек, в Искерскую землю. Хан Ахмет-Кирей, оказав великие почести шейху'ль-исламу, мулле Якупу и прочим муллам, дал каждому должность. Имя шейху'ль-ислама было Ширбет-шейх. Спустя год хан Ахмет-Кирей скончался, и на его место сел хан Кучум. Мулла Якуп, сын визиря Муссы, приехавший вместе с Ширбет-шейхом, отправился к устью Ишима, в Саргацкую волость у реки Иртыша, чтобы учить детей грамоте, а народ религии. У устья Ишима построили дом; там он и провёл жизнь. У муллы Якупа был сын мулла Юнус (“Юнус” - рус. Иона.), у муллы Юнуса был сын также по имени мулла Якуп; у этого [муллы Якупа] был сын Касмак. Во время Касмака из Москвы (в тат. оригинале - “Мескеу”.) пришёл Ермак (в тат. оригинале - “Ярмак”.) и взял Сибирь без войны и без драки. Хан Кучум с некоторым количеством народа убежал к верховьям Иртыша. Касмак и остальные люди, не следуя за ханом Кучумом, сделались верноподданными Белого Московского царя и стали здесь жить. В то время у царского величества здесь войска было мало [52].
Киргизы (в тат. оригинале - “казак”, как называют себя и киргизы.) и калмыки приходили и, воюя, уводили в плен молодежь - парней и девиц. Касмак был человек очень сильный, умевший владеть мечом, держать копьё и стрелять из лука. В то время и в других селениях и в других местах были очень сильные люди. Касмак, ставши во главе этих людей, пошёл войною на калмыков и киргизов, приходивших за парнями и девицами, и стал истреблять [врагов], чтобы вернуть [пленников]. Тогдашний Московский царь дал Касмаку меч, лошадь и жалование. Говорят, что некогда существовал об этом и указ царя. У Касмака был один только родной брат, по имени Изенмет, очень сильный и храбрый воин. Старики сказали: “Однажды на берегу Иртыша нам попалась большая лиственница!" А муллы сказали: “Покажи нам какое-нибудь зрелище!” И Изенмет отправился на берег и вывернул с корнем лиственницу. Во время Касмака пришло одно известие: “Вдоль по реке Ишиму идёт калмыцкий начальник с 1000 человек”. Касмак проворно набрал, как с верху Иртыша, так и с низу, богатырей в числе 350 человек и выступил против калмыцкого начальника и его 1000 человек. В то время в степи вовсе не было населения, - русский народ прибыл сюда много позже и заселил лишь некоторые места. Касмак и его 350 человек встретились с 1000 человек калмыков в местности, называемой “Викилянская слобода” и тут же сразились. Начали сражаться тотчас по выходе солнца мечами, копьями и стрелами и после полудни одолели калмыков и обратили их в бегство. Начальник калмыцкий бежал. У него была одна дочь, 18 лет от роду, весьма красивая. Касмак пленил её и увёл, свой платок одёл на шею девицы, одну стрелу бросил с головы этой девицы (В знак того, что она принадлежит ему.) и, приведя к своему брату Изенмету, поручил её ему. Брату своему [Касмак] сказал: “Покарауль эту девицу, пока я не возвращусь!” Потом Касмак сам пустился преследовать калмыцкого начальника. Он догнал его у того места, где теперь [53] стоит город Ишим, и убил. Остальные калмыки убежали. Оттуда Касмак отправился назад. Изенмет оставался караулить. Сын калмыцкого начальника с 40 товарищами переплыл через реку Ишим и пошёл на охоту. Во время охоты, переплыв реку Ишим, [калмыки] увидели, что их войско потерпело сильное поражение: убитые лежат, а остальные убежали. Сын калмыцкого начальника увидел, что его сестру караулит какой-то мусульманин. Сорок человек окружили Изенмета, и Изенмет стал один драться с 40 калмыками. Убил он 31 калмыка, а 9 калмыков остались в живых. Силы Изенмета ослабели. В то время богатыря Эйтэ-Булума, жителя селения Ыйк-Сынгыр, не было дома, и поэтому он отстал от тех, которые пошли на калмыков. Придя домой м услышав об уходе, он пошёл за ними в догонку и увидел, как Изенмет один дерётся с 9 калмыками. Подойдя ближе, он обнажил меч и поотсекал калмыкам головы. Придя в себя, Изенмет увидел, что избавил его от смерти Эйтэ-Булум. В это время вернулся и Касмак и, увидевши это, сказал Эйтэ-Булуму: “Дал бы я тебе скота, да скот есть у тебя, за твою доброту сделаю тебя зятем!” Так он дал обещание и, вернувшись, сделал Эйтэ-Булума своим зятем: у него была красивая сестра по имени Айбат, которую он и выдал за муж. Дочь калмыцкого начальника прохворала три дня и умерла.
Сын Касмака - Тилеумет, сын Тилеумета - Конай, его сын Бикенэ, его сын - Айтпага, его сын - Раймбакы. Сын этого муллы Раймбакы - я, мулла Ильяс (т.е. рассказчик, сообщивший В.В.Радлову этот рассказ). Отец мой Раймбакы мулла умер сто [лет] от роду. Я сообщил слова, слышанные мною от отца.
Родословие муллы Ильяса.
Ильяс (XIX в.) по отношению к Мусе (XVI в.) был в XII колене родства [54].
Муса
Якуп 8 сыновей
Юнус
Якуп
Абд'улла
Салар-суфий
Эйэ-Булум + Айбат Касмак Изенмет
Тилеумет
Конай
Бикенэ
Айтпага
Раймбакы
Ильяс
статья вторая
(Эта статья записана под диктовку из рукописной книги академиком В.В.Радловым в селении Саурац на наречии тобольских татар и помещена в его “Образцах народной литературы тюркских племён” Часть IV. Сиб. 1872 г., на стр. 210-220. На русский язык переведена с татарского оригинала. Немецкий перевод сделан самим же В.В.Радловым в 1872 г.).
Сын Тобыцак-сеида был Алау-дин-сеид (“сеид” (в тат. оригинале “сеит”) - значит “происходящий по линии самого пророка Мухаммеда, от его отца Абдуллы, деда Абдур-Лутталиба и прадеда Хашима (в тат. оригинале “Хашым”).), у этого Алау-дин-сеида [55] было два сына: старший Ярым-сеид и младший Мырали-ходжа, сын Мырали - Дин-Али-ходжа. Этот Дин-Али-ходжа приехал из Тары в Тобольск и сказал: “наш родословный лист во время Ермака (в тат. оригинале - “Ярмак”.) утонул в Иртыше; теперь, если нужно достать родословный лист, надо ехать в Ургенч”. В то время я, Ходжан Шюкюр, сын Юсуф-бия, был ахуном в г. Тобольске. Дин-Али-ходжа спросил у меня совета, и я, ахун Ходжан-Шюкюр, отвечал этому Дин-Али-ходже: “ехать нам - путь дальний и теперь опасный, ехать вам очень трудно, и если доедете благополучно, то трудно будет возвращаться; ехать вам нет никакой надобности, и вы - человек нам хорошо известный. Весь народ знает, что Бухарский хан Абду'лла прислал Хан-сеида из Ургенча к Искерскому хану Кучуму для обучения Сибирского народа исламу. По свидетельству народа и по словам бывшего вместе с вами Шербети-шейха мы напишем вам здесь родословный лист”. Дин-Али-ходжа одобрил эти слова и поездку в город Ургенч отменил. После этого мы пригласили Шербети-шейха и стариков. Был также человек, наш отец Юсуф-бий, во время хана Кучума. Отца нашего теперь в живых нет, от отца же слышали мы, ахун Ходжан-Шюкюр, что Дин-Али-ходжа приехал учить детей исламской религии. Затем мы спросили Шербети-шейха и присутствующих людей. Шербети-шейх дал ответ: “Если вы спрашиваете, то скажу по правде, что знаю и что видел. Это[т] Дин-Али-ходжа происходил от Хашыма (“Хашым” - по ар. “Хашим”, - прадед пророка Мухаммеда, т.е. родоначальник сеидов.
По происхождению он сеид. Из его рода в Бухаре и Ургенче имамы (“имам” - то же, что “ахун”, т.е. старший мусульманский священник, предстоящий во время молитвы) великих людей. Юноши [сеиды] носят перед обоими ушами волосы; это и есть знак происходящих от сеидов. Видя этот знак, и царевичи, и князья, стоя на месте, говорят: “Мир и благословение пророку!” Нас и этого Дин-Али-ходжу Бухарский хан [56]Абду'лла прислал обоих к султану Ахмет-Кирею, старшему брату хана Кучума. Приехали мы сюда к хану Кучуму вместе”. Присутствующие все подтвердили сказанное. После этого Шербети-шейх и 40 человек сообщили нижеописанное нами, как прибыл из Ургенча Дин-Али-ходжа и как послал его хан Абдулла.
Передают так:
“В 980 году гиджры (т.е. по русскому летоисчислению в 1572 г.) Искерский хан Кучум отправил к Бухарскому хану Абдулле посольство с просьбою прислать ещё одного шейха. После этого хан Абдулла сказал ходже Якупу: “Снаряди одного потомка сеида и одного потомка шейха к Сибирскому народу для наставления его в вере”. Затем Бухарский хеким (“хеким” значит правитель, так называют теперь в Туркестане уездных начальников.) сказал: “Кого же бы послать? В городе Ургенче есть некий Ярым-сеид, Ургенчский хеким есть хан-ходжа. Ярым-сеид - учёный и знающий [человек] - не послать ли его?” Затем хан Абдулла сказал хекиму: “Откуда мы пошлём шейха?” Хеким ходжа Якуп сказал: “И шейха пошлите из Ургенча, пошлите Шербети-шейха. Хан Абдулла сказал: “Хорошо, пусть будет так!” Потом хан Абду'лла приказал хекиму: “Ургенчскому хекиму Хан-сеиду пошли одно письмо: пусть он пошлёт происходящего от сеидов Ярым-сеида и происходящего от шейхов (“Шейх” - в тат. оригинале “шайх” - значит здесь то же, что и “ходжа”, т.е. потомок одного из 4 халифов; “шейф”, “ходжа” и “сеид” часто употребляются произвольно в смысле “начальник”, “господин”, “глава”.). Шербети-шейха для обучения вере исламской!” После этого [мулла] Якуп написал письмо хекиму и отправил вУргенч послов, прибывших от хана Кучума. В этом письме он писал:
“По священному повелению и приказанию муфтиев да будет известно вам, Ургенчскому хекиму Хан-сеиду, - по получении с этим хекимом сего письма перепоручите послам хана Кучума, сибирского хана, Ярым-сеида и Шербети-шейха! Хан-сеид-ходжа [57] да проводит потомков сеида и шейха с хорошим почётом и уважением, а сколько нужно расходов, да выдаст их из казначейства! Кроме того, пустьдаст им в спутники 10 человек из хороших людей! Посылаемые люди пусть будут средних лет!”
Послы хана Кучума доставили Ургенчскому хекиму Хан-сеиду письмо хана Абду'ллы, доставили письмо хана Абду'ллы с великим уважением и вежливостью. И те, получив письмо, прочитали его до конца. Этот хеким Хан-сеид-ходжа отправился в управление и послал за двоими Ярым-сеидом и Шербети-шейхом. “Прочитайте это прибывшее сейчас письмо!” - сказал Хан-сеид-ходжа и передал письмо Ярым-сеиду. Ярым-сеид прочитал и передал Шербети-шейху. Прочитал и Шербети-шейх. Они сказали: “Если хан Кучум требует для наставления в вере потомков сеида и шейха и если хан Абдулла приказывает, то мы поедем обучать вере исламской”. Потом мы приготовили всё, что нужно было в дорогу, и отправились в Искер, город Сибирского народа. Через некоторое количество дней мы приблизились к Искеру, на берегу Иртыша, и приехавшие с нами послы отправили весть, говоря, что приехали потомки сеида и шейха. Хан Кучум переплыл со своими слугами через Иртыш и, выехав навстречу, виделся с нами. Мы приехали в Искер вместе с ханом. После этого хан Кучум приказал Ярым-сеиду быть хекимом и находиться при нём. Потом Ярым-сеид пробыл тут два года, и через эти 2 года умер. По смерти этого Ярым-сеида мы, Шербети-шейх, из этого Искера вернулись в Ургенч. Когда мы приехали в Ургенч, хан Кучум опять прислал в Бухару послов, прося передать: “Ярым-сеид умер, а Шербети-шейх вернулся к себе в Ургенч; подле нас теперь нет людей ни для священных повелений, ни для наставления в вере, - пусть пришлют ещё потомков сеида и шейха!” Хан Абдулла приказал хекиму: “Пошли потомка сеида и одного шейха!” Хеким ходжа Якуп сказал: “Раньше ездил Ярым-сеид, теперь пошли опять Али-ходжу (т.е. Дин-Али-ходжу.) [58], сына Мырали-ходжи (“Мырали” то же, что “Мир-Алий”, “Мир-Али”.), младшего брата [Ярым-сеида], пусть он едет с Шербети-шейхом! Так прикажи им!” После этого хан Абдулла приказал хекиму Якупу: “Иди в управление, напиши бумагу: пусть по моему приказанию Ургенчский хеким Хан-сеид пошлёт его, - пусть на место умершего Ярым-сеида пошлёт Шербети-шейха!” Потом ходжа Якуп написал бумагу.
Послы также отправились в Ургенч и письмо подали Ургенчскому хекиму Хан-сеиду с уважением и приличием. Хан-сеид позвал в управление Дин-Али-ходжу и Шербети-шейха. Мы, Шербети-шейх, были дома и пришли в управление, а Дин-Али-ходжа не пришёл. Спросили у посланных: “Где же Дин-Али-ходжа?” Посланные люди сказали: “В школе он даёт уроки”. Затем послали ещё одного человека: “Подожди его на дому и, как только выйдет из школы, приведите его сюда!” Придя из школы, Дин-Али-ходжа был приведён в управление. Хан-сеид-ходжа сказал: “Какой дадите ответ?” Затем Дин-Али-ходжа ответил: “Мы посоветуемся, а через неделю дадим ответ”. Через неделю дали мы ответ: “Пошли нас вместе с этими послами в Бухару; кроме Бухары мы никуда не заедем!” Ургенчский хеким сказал: “Да будет так!” Потом мы приготовили дорожные принадлежности, взяли из казначейства деньги на расходы и отправились в Бухару, куда прибыли через несколько дней. О своём прибытии мы доложили, и хан Абду'лла сказал: “Я велел вам ехать туда за Ургенч! Зачем приехали сюда?” Мы, Дин-Али-ходжа, дали ответ, говоря: “Дорога в настоящее время опасна, - дай нам в спутники Ахмет-Кирей-султана, старшего брата хана Кучума!” После этого он послал вместе [с нами] Ахмет-Кирей-султана и ещё 100 человек. Затем вместе с послами хана Кучума мы прибыли сюда, в Искер. Потом хан Кучум предал своё ханское место Ахмет-Кирей-султану. Этот Ахмет-Кирей ханствовал четыре года, а потом убил его хан Шигай, его собственный тесть, хан степных киргизов. Потом хан Кучум [59] опять стал править Искером. Хан Кучум выдал за Дин-Али-ходжу свою дочь Лейле-Каныш. Несколько лет мы пробыли в городе Искере, затем взбунтовался народ, и хан Кучум умер. Сына хана Кучума - Арслан-султана - отправили к Белому Царю, Великому Царю Московскому. Этот великий царь дал Арслан-султану Кирменскую землю. В городе Искере хан Кучум женился на Лелипак-Каныш, дочери хана Шыгая, хана степных киргизов. От брака хана Кучума с Лелипак-Каныш родился один сын по имени Арслан-султан, и одна дочь по имени Лейле-Каныш, которую он выдал за Дин-Али-ходжу (Миллер (История Сибири, Т.1, §79) и Фишер (Сибирская история, §86, стр. 46), говоря о том, что Кучум первый утвердил магометанскую веру в Сибири, оба основываются на татарских преданиях, слышанных ими от местных русских жителей. Ремезов (Сибирская летопись, стр. 24) говорит, что Кучум достал “абызов” (духовенство) из Казани.).
Перевод и комментарии Н.Ф.Катанова, 1897 г., Казань.
Текст воспроизведён по изданию: Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в г. Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея, Вып. VII. Тобольск. 1897
источник:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Folklor_sib_tatar/text.htm