Спасибо
saccovanzetti за ссылку на "
Preliminary Analysis of the Voting Figures in Iran’s 2009 Presidential Election" от The Chatham House. Не то, чтобы это исследование сказало много нового, но оно с цифрами и графиками на руках подтвердило "проблематичные" моменты результатов президентских выборов в Иране, прежде всего то, что в ряде мест и даже в целых двух провинциях явка была более 100%, и во-вторых, резкий рост голосования за Ахмадинежада среди национальных меньшинств и селян, что частично взаимосвязано, так как национальные меньшинства больше живут на селе. Это не на сто процентов опровергает результат и тем более не означает, что это может объяснить 11 миллионов разницы в голосах, но это закономерно должно вносить сомнения в результат. Но для меня сомнения всегда (не только в этом случае) вносит отсутствие прозрачности выборов: доступа к подсчету бюллетеней, протоколам. Даже России такая прозрачность чаще всего есть (хотя ее пытаются прижать) и мы можем вполне информированно оценить процент фальсификаций. Скажем, на основании полных результатов выборов и подсчета голосов на президентских выборах в России в 1996 г. я могу с веростностью в 100% сказать, что на них действительно победил Ельцин, а Зюганов проиграл, хотя фальсификации тоже были. Или же у нас есть стопроцентно точные данные о том, что Медведев как минимум набрал достаточно голосов для победы в первом туре, хотя опять-таки фальсификации в его пользу были. Это не гарантирует отсутствия споров и даже "революций": на Украине тоже была достаточная прозрачность, как минимум несравнимая с Ираном (правда и результат был слишком близкий для того, чтобы он ставился под сомнение даже при минимальном масштабе фальсификаций). А вот в других местах нам дают готовые цифры результатов и делайте с ними что хотите. Собственно, мы даже не знаем был ли в Иране реальный подсчет голосов или нет. Поэтому я вообще отвергаю сам подход, что бремя доказательств лежит прежде всего на нас (публике, наблюдателях). Это прежде всего обязанность государства обеспечивать прозрачность выборов и таким образом доказывать результат. К тому же я убежден. что в конечном итоге это и для самого государства дешевле обойдется - это уже "охранителям" на заметку. Но так или иначе, отсутствие прозрачности я всегда трактую не в пользу выдаваемого конечного результата. Поэтому анализ цифр из Ирана это конечно хорошее и нужное дело, но пока режим не обеспечит прозрачность выборов, я считаю нас всех в праве в любом случае ставить под сомнения результаты выборов.