Чему нас учит общение с компьютером

Jun 07, 2009 02:02

Осмыслился тут у нас на днях по ходу дела ещё один важный позитивный момент современности. Дело касается работы с интерактивными приборами, прежде всего - общения с компьютером, но и не только.

В отличие от работы с орудиями в предыдущие эпохи - начиная со времён палки-копалки и вплоть до поздних, достаточно сложных и замысловатых механизмов - работа с современной компьютерной техникой позволяет увидеть, в какой мере результат твоей деятельности зависит именно от ТВОИХ СОБСТВЕННЫХ усилий.

Интерактивная техника, подобно отражающему все твои движения зеркалу, в точности выполняет ТВОИ СОБСТВЕННЫЕ указания; вопреки первому впечатлению, в ней нет иной воли кроме твоей - она задаёт вопросы, на которые ты отвечаешь САМ, выбирая ту или иную стратегию и получая тот или иной результат - без скидки на косность окружающей среды, на непонятливых исполнителей, на невезение с четырьмя временами года и т.д. и т.п. Это очень поучительно! - достаточно быстро становится понятно, что, как говорится, "и в жизни так" - и можно оценить, как много зависит ОТ ТЕБЯ, и в отношении тебя самого (условия жизни, возможности и пр.), и в отношении окружающего мира.

Очень важно, что при работе с приборами этого рода сводится к минимуму воздействие косной материи, которая поглощает все твои усилия, так что ты не видишь результата ни доброй своей воли, ни злой. Раньше возможности свести это воздействие к минимуму не было - и многие хорошие люди, которые очень старались, прилагая усилия ко благу, так и не смогли осознать до конца практический смысл эти усилия прилагать - не получили уверения, подкрепления, положительного опыта - просто оттого, что "по жизни" всё тонет в косности, хотя и складывается в итоге. Потому что складываться-то оно, конечно, складывается - но как именно оно складывается, увидеть не так-то просто. Можно сказать, что связь между усилием воли к добру или ко злу и результатом, воплощением в жизнь, раньше была реально доступна только титанам - либо очень сильным, либо очень цельным людям.

Играет роль даже и тот аспект, что многие не имели раньше возможности явно убедиться, к чему приводит плохое обращение с окружающим, вымещение на нём злости и т.п. - в общении с компом результат такого поведения куда более очевиден, чем в общении, например, с лопатой.

Здесь можно в новом, куда более ясном свете рассмотреть вопрос о власти - о воздействии на мир - о воздействии этим мировоздействием на самого себя и т.д. Мы можем видеть и констатировать, что общеизвестная максима - "власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно" - неверна, поскольку развращает не власть, а вседозволенность. Если окружающее абсолютно в твоей власти, т.е. ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ - то ты и поимеешь назавтра то, что навалял сегодня, и вынужден будешь сам корректировать свои действия, чтобы исправить испорченное, так что для развращения тут много почвы не найдётся. Иное дело вседозволенность - то есть такое положение, при котором другие люди - множество умов, жизней, ресурсов и пр. - служат буфером между тобою и результатом твоей деятельности, превращаются в рессоры твоих ошибок и капризов.

Интересно, что исходный разговор на вышеизложенную тему возник вслед постингу tintos "Дети ели кукурузу". tintos пишет о детях, являющихся героями его постинга: "Они - яркий, но уже достаточно типичный пример нового поколения. Таких становится все больше, их видишь, вернее чувствуешь, когда они оказываются где-то поблизости, очень часто. И здорово, что они приходят на смену. Такие, в отличие от предыдущих, многое смогут. Из таких, конечно, могут вырасти и хорошие люди и мерзавцы. Но в любом случае это будут интересные, развитые, с большими возможностями люди. Может быть, хорошие, может быть, мерзавцы, но другого уровня. Да и мерзавцев среди таких будет значительно меньше, чем среди нас. Все-таки человек, который многое может в жизни, реже становится мерзавцем. Это как среди профессионалов. Умея что-то делать хорошо, он просто не сможет делать это плохо. Это против его природы." - и ниже, в комментах, добавляет: "В них привлекает свобода, естественность и эффективность взаимодействия со всем, их окружающим. Это все делает их условно взрослыми, но совсем не такими, как мы. Как раз нам чаще всего этого не хватает." - и ещё ниже: "У нас больше жизненного опыта. Но возможностей, в том числе не потенциальных, а которые они могут реализовывать сейчас, каждый день, просто живя полной жизнью, у них на порядок больше. Нам можно от них научиться значительно большему, чем мы можем дать им."

От себя мы можем добавить - всё правильно, мы все растём, и растём не только каждый по отдельности, но и все вместе, всей человеческой семьёй. Рост есть увеличение возможностей - а кому много дано, с того много и спросится, так что ничего удивительного нету в том, что, как сказано в том же обсуждении - "пропасть между хорошими и плохими будет ещё больше, ещё уродливее". Важно только помнить, что пропасть эта - не между плохими и хорошими ЛЮДЬМИ, а между плохими и хорошими ПОСТУПКАМИ, в том числе - мыслями, убеждениями, отношением к окружающему миру и пр.

К.С.Льюис в "Мерзейшей мощи" пишет: "…в мире абсолютно все утончается, сужается, заостряется… <…> раньше было… ну, смутнее, контрасты не так четко выделялись. А потом все станет еще четче, еще точнее. Добро становится лучше, зло - хуже; все труднее оставаться нейтральным даже с виду…" Соглашаясь с К.С.Льюисом принципиально, мы хотим только подчеркнуть, что это происходит не потому, что, как сказано там же, "небо и преисподняя вгрызаются в землю с обеих сторон, пока не проедят ее насквозь" - а потому, что очень многое, более или менее приемлемое или хотя бы терпимое в отношении ребёнка, в отношении взрослого вовсе не является таковым. И очень важно, что для того, чтобы стать подлинно взрослым, человек должен стремиться осознавать и исправлять свои ошибки, изменять своё отношение - прежде всего стремиться научиться относиться к окружающему миру не так, как диктует детская беспомощность человечества ("а пока я маленькая Оленька, разрешите мне быть подленькой" (с)). И мы полагаем, что этот процесс роста сейчас вполне наблюдаем, несмотря на все современные ужасы бытия - об этом свидетельствует хотя бы распространение движений в защиту природы, растущий интерес к личному общению с животными, вообще увеличение внимания и уважения к "не-подобным-себе." Всё это существует - несмотря на…, и несмотря на…, и несмотря на. Всё это существует, именно потому на эту тему и ведутся столь жаркие дебаты.

Совершенно замечательно, на наш взгляд, написал об этом здесь bocconon:

"... И, конечно, рано или поздно, может быть, через миллион лет человечество вырастет до того состояния, когда Бог перестанет людям быть любящим опекающим Отцом. То есть, конечно, любящим и опекающим Бог не перестанет, просто изменится качество каждодневного общения человечества с Богом. Люди перестанут быть детьми и сами станут как боги. У человечества появятся свои дети, нуждающиеся в опеке, а Бог станет дедушкой, Который как всякий дед будет баловать внуков больше, чем Своих детей. Собственно, Бог однажды сказал уже древним евреям: вы - боги. Сказал на вырост, как перспективу, далекую, но достижимую. Но для этого нужно пройти еще миллионы и миллионы шагов. Часть здесь, а какую-то часть, я уверен, человечеству неизбежно придется прошагать и в Царстве Небесном, чтобы эволюция завершилась и дети стали наконец взрослыми."

А что касается очень интересного аспекта - начала этого процесса роста, детства человечества и приручения животных - то на эту тему мы рано или поздно выложим-таки отдельную статью.

В качестве иллюстрации - картинка под названием:
"Общение с лопатой и общение с компьютером. Личные впечатления"


Эссе, Нравственно-философское, Богословское, Пасторальное, Природа и цивилизация

Previous post Next post
Up