КАК РЕБЕНОК УЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ

Jul 30, 2017 23:58

Оригинал взят у anna_zhulidova в КАК РЕБЕНОК УЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ

Одни из нас доверяют миру, любят людей вокруг и уверены в том, что все получится. Другие беспокоятся, переживают, напрягаются о завтрашнем дне и полагают, что ни на кого нельзя особо рассчитывать. Как и в каком периоде детства формируются эти черты и что мы, родители, можем сделать, чтобы помочь своим детям?
Первый год жизни - период, в который малыш узнает, каков мир. Он рождается и попадает в определенную среду. Эта среда может быть доброжелательной, теплой, любящей, спокойной и безопасной. А может быть холодной и неприветливой.
Руки матери могут держать нежно и уверенно, приятно обволакивать, сообщая младенцу, где заканчивается его тело. А могут держать слишком крепко, сковывая, словно уменьшая малыша, мешая ему толкаться и двигаться. Или руки матери могут быть слишком слабыми - по ощущениям ребенка такими, словно могут его в любой момент уронить. В таких руках расслабиться сложно.
Мама может смотреть на младенца, когда держит его, а может отвернуться и говорить с врачом. Может смотреть с любовью, улыбаясь. А может с отвращением. Или страхом. Или недоумением. Или раздражением. Или усталостью. Или холодно, мимо, задумавшись о чем-то своем.
Сразу после рождения ребенка могут положить маме на живот и дать грудь. И тогда малыш почувствует родные ему запах, тепло материнского тела, теплое сладкое молоко во рту. А могут отдать незнакомой медицинской сестре, на руки которой будут надеты перчатки. Ребенок может оказаться рядом со своей мамой, на ее кровати, у груди. А может - в отделении новорожденных. С ярким светом и непонятными звуками.
Мама в первый год жизни может быть расслабленной и счастливой, а может - тревожной, суетливой, беспокоящейся. Или чем-то расстроенной, депрессивной. Или уставшей, она может просто не иметь сил. Или раздраженной борьбой с родственниками.
Ну и так далее: ребенка могут положить в коляску, а могут посадить в слинг в обнимку с мамой; могут дать грудь или бутылочку; родители могут практиковать совместный сон или метод контролируемого плача по Споку; малыш может проводить в мокрых полных подгузниках пару часов, а может не успевать даже почувствовать дискомфорта; мама может быть всегда на виду и в свободном доступе, а может уехать на пару месяцев на учебу, оставив ребенка бабушке.
Все это вместе взятое, множество различных факторов - формирует для ребенка представление о том, каков мир. Формирует не на ментальном уровне, конечно, а при помощи ощущений. Потому что малыш может испытывать спокойствие, расслабленность, уверенность, счастье, а может - напряжение, тревогу, страх. Опираясь на эти переживания, младенец бессознательно делает заключение: "мир хороший", или "миру можно доверять", или "мир опасный", или "расслабляться нельзя", или "лучше всегда быть в напряжении", или "меня могут предать" и т.д. Это такое базовое, фоновое ощущение, с котором мы постоянно живем.
Если сформулировать одним словом то, что необходимо ребенку для того, чтобы получить знание о том, что мир - хороший, этим словом будет принятие. Мир должен принять ребенка, чтобы ребенок мог ему доверять. Принять в теплые, любящие руки матери. Улыбнуться ему, подготовить ему уютное, безопасное место. Любить его просто так, потому что он родился, принимать все его особенности как данность.
Когда ребенка принимают, он может себя уступить. Уступание - это шикарное слово для описания сложного и важного процесса. Я узнала это слово совсем недавно, на обучении подходу Руэллы Франк. Раньше я говорила, что, благодаря принятию, ребенок доверяет. Но чувствовала, что что-то не так. Доверие - это про какую-то взрослую часть, про отношения на равных. Чтобы доверять, нужно стоять на ногах - ребенок еще этого делать не может. Младенец не просто доверяет, он делает гораздо больше - он себя именно уступает. Он просто отдает себя миру, отдает себя в руки маме. Он словно сдает себя - делайте со мной что хотите, я в ваших руках, я всецело вам доверяю.
Люди с хорошо взрощенной способностью себя уступать готовы доверять и отдаваться. Отношениям, своему делу, увлечениям. Мир для них хорош, безопасен, ресурсен, на него можно положиться. Их тела умеют расслабляться и отдыхать. Они знают, что все получится. И что даже если что-то не получится - все хорошо.
Люди, у которых имеются сложности с уступанием себя, напряжены. В прямом и переносном смысле. Они напрягают свои мышцы, формируя всевозможные зажимы и психосоматические заболевания в разных частях тела. Им сложно расслабиться. Они боятся упасть спиной назад в сугроб или - знаете такое тренинговое упражнение - в руки друзей. Им страшно, небезопасно, они не могут доверять ни друзьям, ни снегу. И их можно понять, и их не нужно уговаривать это делать. Постоянная тревога о том, что будет, как сложится сегодняшний день, получится ли задуманное, не возникнет ли новых сложностей. Доказательства предательства друзей, близких. Мы ведь выбираем в отношения тех людей, что подтверждают нашу картину мира.
Когда мир не принимающий, его нужно контролировать. Поэтому то, что рождается на том месте, где в более благополучной ситуации выросло бы уступание - контроль. Нужно постоянно быть начеку, следить, планировать, рассчитывать. Контролировать не только себя, но и других. В шапке или без шапки ушел ребенок. Куда поехал муж. Что там у меня в ежедневнике на февраль 2020ого. И т.д.
Если узнаете себя - идите в терапию. Начать пробовать уступать себя миру и расслабляться - можно. У меня такой опыт есть. Терапия - это как раз та среда принятия и любви, в которой уступание любит расти.
Тот же совет и для тех, кто хочет помочь своим детям - идите в терапию. Чтобы принимать своего ребенка, вам нужно расслабиться. Если вы напряжены, вам трудно. Если вы напряжены, напряжены все. Расслабляясь, доверяя миру, вы становитесь спокойной и счастливой, способной любить, принимать себя и своих детей, улыбаться им, быть с ними без всяких тревог. И тогда он вам себя уступает.

Дети и мир, Психология

Previous post Next post
Up