Возможно, не все из наших читателей знают, что в своё время, а конкретно - в XVI веке, РПЦ уже внедряла в народное сознание необходимость празднования в честь Петра и Февронии - причём причины этого усиленного внедрения были не менее грубо-практическими, чем сейчас.
Любопытнейшая, на наш взгляд, статья о том, как и почему это происходило, была опубликована в апреле 1988 в журнале "Вокруг Света".
Автор статьи пишет:
"Получается, что литературный показ свадебного обряда в начале XVI века был делом вполне актуальным: он был нужен христианизирующейся деревне. Острота ситуации, видимо, состояла в том, что для крестьян оказался неприемлемым существовавший обряд, восходящий к женитьбе князя Владимира. И вот для того, чтобы основная часть городского обряда укоренилась в деревне, была создана новая легенда, предельно заземляющая образ князя: он совершает не завоевательный, а глубоко смиренный поход и обретает невесту - не греческую княжну, а русскую крестьянку.
Почему же князь Петр женился на Февронии? В России XVI века он - носитель старого, многовекового христианства. И женился потому, что именно в это время христианство и христианский брак пришли в русскую деревню. Предание рассказывает о малоизвестном, скорее всего нереальном, полулегендарном князе. Он князь чисто номинально и нисколько не вызывает представления о верховной власти. Ведь христианство пришло в деревню не «сверху», не усилиями московского правительства и митрополичьей кафедры. Но тогда почему Феврония вышла замуж за князя Петра и даже была инициатором брака? Да потому, что русская деревня в это время принимала христианство, сосредоточенное до тех пор в городе."
(с)
В. Власов. Почему князь Петр женился на Февронии А что касается чисто морально-этического аспекта столь настойчиво внедряемой в народное сознание истории брака Петра и Февронии - то суть её совершенно замечательно сформулировал некий автор, интригующе поименнованный "Кириллом Гундяевым":
"Незатейливая история о браке по принуждению и ненависти до смертной доски".
И вот теперь, в свете всего этого, хочется поразмыслить вот о чём. Статья В.Власова хорошо объясняет, зачем нужны были эти персонажи для свадебного обряда - то есть, надо полагать, что раз обряд был принят, то народное сознание эту гнусную историю схавало, не смутила она его ничем. Делаем пометочку относительно тогдашнего народного сознания - впрочем, ничего нового, у нас и раньше не было никаких особых оснований его идеализировать. А сейчас? Можно ли считать, что сейчас в народном сознании брак посредством шантажа однозначно воспринимается со знаком "минус"? Или наличие в продаже и на доступе большого количества брошюрок типа "как заставить мужчину на себе жениться" свидетельствует скорее о народном одобрении и востребованности такого рода примеров? И какие, стало быть, перспективы у навязываемого нынче "дня семьи поневоле" в смысле отношения к нему масс?
Что вы думаете про это, а?
P.S. Ну и с прошедшим праздником всех влюблённых!:)))