А завтра была война.

Sep 27, 2021 11:41

27 сентября.

Ровно год назад в этот день началась война. Даже не верится, что уже прошел год с этих событий.

До сих пор помню это утро. Мы договорились с подругой поехать в Омер Атчылыг, посмотреть на лошадей. И проснувшись, мне сказали: "Началась война".  Я сказала: "Та, опять на пару дней и все свернут". Следующей новостью стало отсутствие интернета, который отключили по всей стране. Вот это уже показалось мне странным. Зашла в вотсап, прочитала аналогичные сообщения от подруг и увидела отсутствие сети.

Мы собрались и поехали с друзьями, как и планировали, за город. По дороге подруга спросила: "Слышали обращение президента?" и мы сказали, что нет. Она сказала: "У меня аж мурашки побежали после слов "Qarabağ bizimdir, Qarabağ Azərbaycandır". Я спросила мол, а что раньше такого не было? И они сказали нет. Раньше с такими призывами с телевидения не обращались. И что мол это может означать, что все серьезно.

Помню, что на обратном пути мы гадали, через сколько война окончится - неделю или раньше. Не первый раз же уже бывало открывались бои. И закрывались.

Но война не закончилась ни через пару дней, ни позже. Я соблюдала нейтралитет по поводу всех высказываний в сети на тему военных действий, поскольку не считала нужным вмешиваться в политические перепалки или писать о чем-то в "закрытом" аккаунте, к которому ни у кого нет доступа - никогда не понимала смысл подобного. Поэтому я просто смотрела на все, что происходит и ждала, когда это закончится. Как обычно.

А потом случилась Гянджа.
Через неделю после начала войны и продвижения наших войск в сторону освобождения оккупированных земель.
И для меня это изменило все.

Помню, как мне сказали, что бомбят Гянджу, и я даже не поняла, что это значит. Бомбят? Лолшто? Как можно просто взять и начать бомбить город? Мы что в каком-то голливудском боевике или документалке про войну? Но именно так все и было. Мы пошли смотреть новости и увидели в прямой трансляции разрушенные дома. Момент атаки и взрывы. Враг и раньше постоянно обстреливал близлежащие к границе с оккупированными землями города - Тертер, Агдам. Но бомбить Гянджу? Город в центре страны с мирным населением? Ночью? До этого они уже пустили парочку пробных ракет днем - помню видео с мужчиной на улице и разлетевшимися стеклами торгового центра. Но атаковать ночью было уже верхом наглости.

И после этого я вступила в информационную войну на просторах твиттера, где у меня был открытый аккаунт. Я написала небольшой гайд на тему того, как работает твиттер и как лучше всего писать и какие хэштеги ставить. Гянджа стала поворотным моментом для многих людей, которые ранее не подключались к войне. Но теперь вся страна активно пользующаяся соцсетями и желающая хоть как-то помочь и внести свой вклад подключилась к этой войне "за освобождение".

Потом были драматичные выступления президента с перечнем освобожденных территорий и видео с криками радости в кафе, где собирались люди посмотреть на выступление. И таких видео было много. Поздравления беженцев с освобождением их районов. Была и обратная сторона у этого ликования. Было много ужасающих кадров с поля боя. Таких, которые я лично уже не смогу развидеть, а хотелось бы.

Помню, как война закончилась. Посреди ночи мне сообщили, что "все". Война закончилась так же внезапно, как и началась. А потом мы услышали громкий хлопок в небе. Очень громкий. Как громкий, но гулкий взрыв. Лебединая песня поверженного врага. Пущенная на город ракета, отбитая нашим ПВО. На наш город, замечу. Но об этом уже не писали в СМИ и не поднимали шумиху, потому что понимали, что это уже ничего не изменит в сложившейся ситуации, если только не усугубит, а кровопролития дальнейшего никто не хотел. В любом случае, все закончилось очень резко.

Помню 8-9 ноября. День, когда сообщили, что взяли Шушу. И народные празднования, на которые мы тоже пошли.

Можно много и долго размышлять о политике и расстановке сил, спорить о деталях произошедшего, о том, кто был прав, а кто виноват, плохо ли это быть милитаристом или плохо быть пацифистом в условиях войны - споров было очень много. И остается для некоторых. Много мутных неразрешенных вопросов. Но я стараюсь смотреть всегда на все глобально: 30 лет назад нацию сломали предательством и удачной расстановкой сил с другой стороны. Кто бы что ни говорил, но мы все росли в неверии ко всему, страхе, что завтра у нас отберут наше имущество, как это случилось с беженцами, страх, что беженцы в ужасе отберут что-то у тебя, в подавленном состоянии от ежегодных шествий в память о 20 января, наши дневниик были исписаны трагедиями, связанными с оккупацией земли - мы росли сломанным поколением, как ни крути. И сейчас я рада осознавать, что нынешнее поколение таким уже не будет. Оно будет расти с светлой, но уже не болящей в груди памятью о трагедиях 30 летней давности и с праздниками - днями победы и прочим. Торжественно. И говорю я это все, как человек, чьи родители прошли через первую войну, потеряли друзей и близких там, а кто-то и часть семьи, как я. Меня война тоже не обошла стороной. Поэтому я стараюсь игнорировать все эти дурацкие споры, которые были и будут, пока рядом будет происходить несправедливость. Просто так устроена жизнь. Каждый сам выбирает, как смотреть на мир вокруг себя. И я выбираю ту часть, в которой мы наблюдаем национальное возрождение. Я никогда в жизни еще не видела такой сплоченности вне поля боя, как в прошлом году. Когда все были как одно целое независимо от национальностей или языка. И это было круто. Именно это я запомню и буду рассказывать своим детям.

А сегодня день поминовения. Так что почтим память всех погибших. Они сражались за Родину.

хроника*, Что случилО_ось?...

Previous post Next post
Up