Ситуация 1. Дело было в Тюмени. Один "ветеран СВО" по фамилии Молчанов пришёл с СВО и захотел устроиться на работу.
- Мне я лично разговаривал с мэром, но результата нет от слова "совсем". Мне предложили одну работу всего лишь. Вакансия преподавателя дошкольного образования. Зарплата смешная: 42 тысячи рублей в месяц. Я говорю: ну, вам самим не смешно? - так сказал бывший военный на круглом столе в Тюменской областной думе.
У ветерана многодетная семья и ипотека.
Ситуация 2. Я таки поддерживаю связь с Белгородчиной, общаюсь. Мне говорят, многие из сельских жителей уже раз-другой "на контракт" сходили: мол, "обычная" зарплата на селе - 35.000 рублей, а военным честно обещанные 205.000 в месяц выплачивают. Ну, убило, конечно, кое-кого: 1-го человека из 18-ти. Но такие риски сельчане считают вполне допустимыми:
- Вероятность 1/18 - это 5,5%. А зарплата - это 585%! Разумеется, выгодно! Ещё пойду.
К чему нужно готовиться администрациям на местах: когда народ таки решит "возвращаться", то
после "военных выплат" на "прежнюю" зарплату - ой, как некомфортно будет. Поэтому нужно:
Во-первых, заранее озаботиться подготовкой соответствующих рабочих мест с достойным уровнем оплаты для трудоустройства бывших фронтовиков. Это может оказаться сложнее, чем кажется: "фронтовик" будет рассчитывать на зарплату от 150.000 рублей и преференции по сравнению со "штатскими" специалистами, не обязательно обладая (вероятнее - НЕ обладая) профессиональным преимуществом в гражданской профессии;
Во-вторых, подготовить "морковки" типа "включения в кадровый резерв на замещение руководящих должностей в органах власти" - тут, в принципе, работа ведётся.
В-третьих, уже сейчас заняться качественной подготовкой специалистов для социальной адаптации возвращающихся с фронта людей. Как мы сами видели, на первом этапе СВО была предпринята попытка превратить эти военные действия в очередную "Великую Отечественную" войну, но примерно через год в своём выступлении Владимир Путин сменил ориентир, назвав войну "гражданской". Логично предположить, что адаптационная работа с "участниками ВОВ", "участниками гражданской войны" и участниками "местных конфликтов" должна вестись по-разному, с акцентами на разные моральные ценности. Иначе общество может получить проблемы, аналогичные адаптации "афганцев" и "чеченцев" вооруженных конфликтов прошлых лет.