Картина немецкого художника Адольфа Райха "Большая жертва" (Das größere Opfer), 1943 г. (кликабельно)
Мюнхен, начало 1943 года. Приходит известие о Сталинградской катастрофе .
Двое мальчишек из гитлерюгенда собирают деньги на "нужды фронта". Дорого одетый мужчина с женой и дочерью остановились, чтобы сделать пожертвование. Пока глава семьи отсчитывает монеты, женщины оглядываются на проходящего мимо фронтовика, потерявшего ногу. На заднем плане молодая женщина в трауре (вдова), катит коляску.
Картина является аллюзией на слова Гитлера: «Если кто-то
сомневается, следует ли ему снова отдавать, оглянитесь вокруг. Он увидит кого-то, кто принес гораздо большую жертву».
По словам искусствоведа Оливера Швайноха, ссылающегося на интервью с художником, картина имела противоречивый приём в обществе:
- Говорили, что лицо пожилой женщины в темной шляпе кажется скорее измученным и вялым, чем уверенным в победе; взгляд молодой женщины кажется встревоженным и беспокойным. Сама атмосфера картины - это печаль и уныние. Хотели запретить, но мне сам Гитлер аплодировал.
- Фигура инвалида - самая крупная. Она целенаправленно идет вперед. Он до сих пор в форме, хотя для службы в армии уже не нужен, волосы короткие, ботинки начищены - он не покорился судьбе. С него надо брать пример. Солдат пожертвовал своим телом, гораздо большей жертвой, чем пфеннинги, которые мальчишки соберут в свои банки.
Картина апеллирует к духу национального сообщества, к готовности идти на жертвы.
Хотя картину обвиняли в пораженческих тенденциях, она была выставлена в 1943 году в «Доме немецкого искусства» в Мюнхене.
Искусствовед Арнульф Скриба выдвинул такое толкование картины:
Художник аллегорически изобразил "круг времени":
1) Символ "настоящего" - это мальчишки, которые собирают деньги, и мужчина в годах с женой и дочерью;
2) Символ уходящего "прошлого" - фронтовик без ноги, движущийся "от зрителя";
3) Символ "приходящего "будущего" - вдова, которая катит белую детскую коляску "к зрителю"; она уже понесла потерю, и не знает, что ждёт её теперь, но со склоненной головой держит свой путь.
4) Мужчина в центре картины (на заднем плане) смотрит на часы, - это образ "обычного человека", который находится в цикле времени и ждёт, чтобы всё скорее закончилось.
Действие картины происходит на фоне Зигестора - Мюнхенского аналога Бранденбургских ворот в Потсдаме и Триумфальной арки в Париже. 24-х метровая арка строилась по заказу Людвига I Баварского и была достроена его сыном Максимилианом II в середине XIX-го века как парадные ворота в Мюнхен с севера и посвящена Баварской армии.
В настоящее время картина хранится в Немецком историческом музее в Берлине.