ужасть или благость?

Jul 13, 2012 21:42

Сингапур - это молодая страна с небольшим населением: три миллиона жителей, в основ-ном китайцы. Воспользовавшись этой редкой ситуацией, Ли Куан Ю, инженер и премьер-министр с 1959 по 1990 год, попытался создать первое государство-компьютер. Как он сам гово-рит «Сингапурцы - это электронные чипы огромного компьютера, Сингапурской республики». Ли Куан Ю - прагматик. Начал он с защиты своего маленького Диснейлэнда созданием высоко-технологичной армии, вооруженной по последнему слову науки, от больших завистливых и аг-рессивных соседей, Малайзии (20 миллионов жителей) и Индонезии (200 миллионов жителей). Это - внешняя политика.
Что касается внутренней - Ли Куан Ю хочет того, чтобы среди его маленьких электронных чипов царил порядок. Он устраивает в одной стороне туристический город, в другой - город экономический, затем создает город-дортуар. Три города четко отделены друг от друга границей, безупречным газоном шириной в пять километров. Он издает очень строгие законы: запрещено плевать на землю (штраф 1500 франков), курить в общественных местах (штраф 1500 франков), бросать использованную бумагу (штраф 1500 франков), поливая цветы, оставлять воду в блюд-цах под горшками (это привлекает комаров, штраф 1500 франков), парковать машины в центре города.
Государство благоухает мылом. Если собака лает по ночам, ей обрезают голосовые связки. Мужчины должны всегда носить брюки, даже в очень теплую погоду. Женщины должны всегда носить чулки, даже в отчаянную жару. Все машины снабжены сиренами, оглушающими вас, как только вы превышаете скорость в 80 км/ч. С шести часов вечера запрещено ездить в своем авто-мобиле в одиночестве, вы должны подвозить коллег по работе или попутчиков, это уменьшает возможность возникновения пробок и загазованность (иначе штраф 1500 франков). Полиция обязала сингапурцев поместить датчики под днище машин для того, чтобы каждый знал мар-шруты сограждан. На большом световом табло можно проследить за передвижениями всех жи-телей. Входя в дом, нужно сообщить свою фамилию охраннику, постоянно дежурящему у две-рей. Весь город наводнен видеокамерами. Сингапур - государство демократическое, но для того чтобы граждане не голосовали как попало, на избирательном бюллетене пишется номер карточ-ки избирателя. Воровство, насилие, наркотики, коррупция наказываются смертной казнью в виде повешения. До сих пор существуют наказания кнутом. Ли Куан Ю считает себя отцом своих со-граждан. Он заимствует идеи и у коммунистов, и у капиталистов, лишь бы они были эффектив-ны. Государство поощряет личное обогащение (сингапурцы на втором месте по уровню жизни в Азии, сразу за Японией, и вовсю играют на бирже), но общежития студентам предоставляются бесплатно.
Разрешены все культы, но пресса подцензурна: ни одна газета не пишет ни о сексе, ни о политике.
В 1982 году Ли Куан Ю замечает, что, повинуясь древнему и не специфически китайскому рефлексу, умные мужчины женятся на красивых, но глупых женщинах, а умные женщины нахо-дят себе мужей с трудом. Он решает давать вознаграждение мужчинам, женящимся на дипломи-рованных женщинах, а недипломированные женщины, заводящие второго ребенка, платят штраф. Неграмотным живо рекомендуется стерилизоваться в обмен на большую сумму денег. Ли Куан Ю строит школы для одаренных детей, для высокообразованных людей организуются бесплатные круизы.
Он понимает, что дать хорошее образование детям можно лишь тогда, когда их в семье не больше двух. По вечерам из полиции звонят в семьи, уже имеющие двоих детей, и напоминают о необходимости принять противозачаточную таблетку или использовать презерватив.
Ли Куан Ю удалось превратить свое экспериментальное государство в «азиатскую Швей-царию». Но и полиция не всемогуща, когда дело касается игры. «Китайца можно заставить де-лать все, но принудить его не играть в маджонг не под силу никому», - признал Ли Куан Ю в одной из речей.
(прочитано у Вербера в "Энциклопедии относительного и абсолютного знания")
Previous post Next post
Up