comment

Mar 18, 2009 16:08

выкладываю про просьбе:) он и правда большой.

Мы обрели правительство. Но не волнуйтесь: неожиданностей не будет: все свои -- на местах. Новые фамилии учить почти не придется. Да и смысла нет: долгую жизнь Валдису Домбровскису в качестве премьера не пророчит даже самый отчаянный оптимист.

Кира САВЧЕНКО

Потому как ни одного мало-мальски приличного беспартийного человека на пост премьера уломать не удалось, пришлось выбирать из имеющегося. С кадрами в Латвии скудно, поэтому кроме уже ранее пробовавшихся на должность -- шефа министерства регионального развития «народника» Эдгара Заланса и европарламентария Валдиса Домбровскиса (Новое время) -- никого не нашлось. Оба кандидата одинаково не подходили, так что действовать пришлось методом исключения: «оранжевый» глава правительства после Айгара Калвитиса был бы уж как-то совсем неприлично.
Пришлось президенту скрипя сердцем выбрать «нововременца». Надо сказать, что и однопартийцы Домбровскиса выдвинули с не меньшим скрипом: кто из жалости, а кто за правда за страну боялся. Изначально, как глава партии, на пост планировалась Солвита Аболтиня, но она честно призналась: в экономике ничего не понимаю. Валдис Домбровскис тоже в латвийский Кабмин не сильно хотел: пять лет в Европарламенте наложили на политика культурный отпечаток. Единственный, кто из Нового времени рвался в премьеры -- Эйнар Репше. Ему, чтобы не обиделся, отдали Минфин.
Народная партия, умеренно пококетничав, на руководство Домбровскиса согласилась. Впрочем, можно было бы обойтись и без сантиментов: сами они номинировали заведомо неприемлемого кандидата. Заланса, заляпанного административно-территориальной реформой, Союз «зеленых» и крестьян бы никогда не поддержал. В отличии от другого предполагаемого кандидата от «Народников» -- главы МИДа Мариса Риекстиньша, который почему-то не воспринимается насквозь оранжевым.
Новый Кабинет министров, прибавив пару-тройку новых лиц, наскрести удалось. Например, министра земледелия Мартиньша Розе, которого спугнули окровавленными коровьими головами, сменит беспартийный глава пивоварни, а в Минблаг посадят его нынешнего парламентского секретаря. Стать приемником Хелены Демаковой Народной партии еще не удалось уговорить никого: все нам отказывают, скорбно признался глава Сеймовской фракци Марис Кучинскис.
Главным и единственным принципом формирования правительства у Домбровскиса было не допустить Айнара Шлесерса и Атиса Слактериса. Со вторым все понятно: после обнародования своих лингвистических навыков его и родная партия застеснялась. Со Шлесерсом все сложнее: как бы сильно его не критиковали за кадровую политику и интересное развитие аэропорта с дорогами, завидуют - все равно сильнее. В итоге из-за одного министра пришлось не брать всю его Первую партию/ «Латвияс цельш» (ЛПП/ЛЦ), лишив поста и самого Ивара Годманиса.
Кресла удалось поделить с удивительной легкостью: кроме долгов воровать в министерствах уже нечего. Исключением, из-за которого будущие партнеры по коалиции передрались, стал трон Шлесерса. В отличии Минфина, которому предстоит разработать гигантские урезания, Минобразования с его будущим повальным закрытием сельских школ или МВД с бунтующими полицейскими, Минсообщения остается тихой гаванью, чей дорожный бюджет пока только пощипали. На должность предлагали всех подряд: даже Карлиса Шадурского (Гражданский союз), которого коллеги втихоря все еще называют «черным Карлисом» и хихикают. В итоге отдали бывшему министру экономики Каспару Герхардсу, который звезд с неба не хватал, но бумажки ходили по расписанию.
На его место Домбровскису коллеги по коалиции - «Народники», «зеленые крестьяне» и Гражданский союз - уже заботливо указали. Еще до утверждения нового Кабинета министров они провели демонстрацию силы: первая пресс-конференция будущего премьера в окружении партнеров окончилась провалом. Видные представители партий начали публично бросаться обвинениями и выяснять отношения, в результате Домбровскис, которому не удалось остановить представление, выглядел жалким и забитым.
О сроке жизни правительства мальчика из Страсбурга сейчас спорят все подряд, но сходятся в одном - до следующих плановых выборов ему не дотянуть. В принципе, и посадили-то его с одной единственной целью: урезать бюджет Латвии на миллиард евро. На одну пятую часть. Под нож идут зарплаты медиков, учителей, полицейских и чиновников, которые оставшись либо с позорным окладом, а то и вовсе без него не замедлят выйти на улицу для очередного римейка 13-го января. Рейтинги Нового времени, подскочившие за время их длительного пребывания в оппозиции, будут потоплены, Домбровскис - окрещен политическим трупом (благо самоубийцей его прозвали уже), а Народная партия, стоя на пепелище сможет легко указать на виноватого, вызвав сочувствие народа. После поисков виноватых подоспеют и двойные выборы 6 июня - в самоупоравления и Европарламент. Сейчас с рейтингом в 1,6% «народникам» туда попасть не светит. ( такой же показатель, кстати, и у объединения Visu Latvijai, которое сейчас нигде, кроме своего партийного офиса, не представлено).
По всем прогнозам, хуже, чем сейчас в Латвии быть точно не должно, а глобальная экономика начнет выздоравливать уже к концу этого года. Поэтому осенью можно провести перевыборы, а затем посадить «оранжевого» премьера. Интересно, что СЗК, потеряв отца Айвара Лембергса, получил проездной в любое правительство: они согласны довольствоваться разными Минблагами, не прося Минфин, при этом у них 17 депутатов, которые на трибуну не лезут и смуту наводят строго по расписанию. Об несправедливом удалении ЛПП/ЛЦ в теплую компанию русской оппозиции, «народники» начали кричать уже сейчас, поэтому охотно примут их назад, оставив Новое время в истории, как партию, отобравшею последние деньги у инвалидов с детьми.
Previous post Next post
Up