В последнем посте я впервые затронул такой жанр игр, как Coop. У этого жанра есть множество плюсов, но есть также и свои минусы.
Собственно, основной плюс данного жанра очевиден - игроки обязаны играть сообща. Лично мне это добавляет в игру просто море интереса в сравнении с "пасьянсовыми" играми. Нет ничего веселее, чем убеждать других в том, что надо делать сейчас всем игрокам, спорить с ними, обсуждать варианты и так далее
Минусы, как ни странно, вытекают ровно из того же. А именно - влияние опытного игрока всегда заметно (он своими суждениями проминает остальных), а когда есть критическая ситуация - все слушают только его и даже не хотят думать. Особенно это проявляется, когда в кооп игре есть такой персонаж, как "Предатель".
Впервые я познакомился с данной механикой в игре Shadows over Camelot.
Boardgamegeek place: 237.
Игроки в данной игре за Рыцарей Круглого Стола (да-да, тех самых. И король Артур там тоже есть). Их задача - отправляться на различные задания и защищать королевство от внешних захватчиков. За каждое успешно выполненное задание на круглый стол кладутся белые мечи, за каждое проваленное задание - черные мечи. Цель игры - чтобы в конце игры (когда круглый стол заполнится мечами) белых мечей было больше, чем чёрных. Если их больше, то рыцари выиграли. Если меньше - проиграли. Классическая кооп игра.
Миссии бывают разные. Есть стандартные нападения пиктов и саксов на королевство, есть поиск Экскалибура, Святого Грааля и доспеха Ланселота (каждый из артефактов дает профит тому, кто его подобрал). Каждый ход вытягивается черная карта - какая из миссий сейчас становится сложнее (появляется новый пикт, прогресс поиска Грааля или Экскалибура отбрасывается назад и т.д.). Проблема в том, что черная карта происходит каждый ход, а игрок всего один. Ты побежал искать Грааль, а пошли карту, которые отбрасывают поиск Экскалибура. Побежал бороться с пиктами - Грааль близок к потере. Игра не позволяет физически не проиграть ни одного задания. В итоге требуется сообща решать - кто куда отправится и какими миссиями можно пожертвовать ради более значимых.
Все действия игроков происходят с помощью белых карт - карт грааля, боевых карт (с цифрами), карты мерлина и т.д. То есть выполнение миссий усложняется тем, что у тебя может не быть просто нужных карт для каких-то миссий и ты вынужден идти на другие. Если у тебя много карт Грааля - тебе придется идти на Грааль, потому что с пиктами ты воевать не сможешь и т.д.
У боевых "черных карт" есть небольшой аспект. Если игрок вытягивает черную карту - и там карта врага (не грааль, не экскалибур, не некие евенты), то он выбирает - положить этого врага в открытую (чтобы все его видели) или положить в закрытую и взять себе в руку белую карту. Собственно, если ты берешь черную карту со слабым врагом, то выгодно положить ее в открытую, чтобы все видели, что можно пойти на эту миссию и убить его, а если враг сильный - то кладут в закрытую и "лучше не суйтесь туда, давай это зафейлим". Хотя, вполне можно поступить и наоборот - класть сильного монстра в открытую, чтобы все знали, чего будет стоить борьба с ним, а слабого взакрытую. Как договоритесь.
Я не буду описывать возможности игры целиком, но основную суть геймплея я рассказал. Не хватает только его - Предателя.
В начале игры всем раздаются карты лояльности - и один из игроков будет Предателем. Тот, кто должен сделать так, чтобы рыцари проиграли. Тот, кто должен обеспечить получение черных мечей. Он специально будет класть все карты в закрытую, чтобы дать меньше информации, он первый пойдет брать броню Ланселота и первый будет обвинять других рыцарей в том, что они предатели! (а ведь каждое неверное обвинение - это минус белый меч и плюс черный меч на столе). Впрочем, если его обвинить первым - то это перевернет один черный меч (он станет белым).
Но самое страшное даже не это. А то, что вскрытый предатель продолжает тянуть "черные" карты и портить игрокам жизнь, уже НЕ помогая им бороться. То есть игра становится еще более сложной для рыцарей.
Но зато это сплачивает их еще сильнее и они чувствуют братскую общность - ведь теперь у них есть не только абстрактные враги, но и один конкретный, который сидит с ними за этим столом. И игра от этого становится еще более насыщенной и интересной
Всякие параметры:
- Количество игроков - 5-6 человек идеально
- Время игры - 2-3 часа. Для скоротать время - уже много, но если планируется посидеть вечерком поиграть - как раз. Не особо длинная.
- Сложность - средняя. Правила потребуется объяснять минут 15-20, но в игру быстро втягиваешься и становится все понятно. Уже на первой партии никто не будет чувствовать, что он не знает, что ему делать (да и это же кооп - ему обязательно помогут!). Но в любом случае, она выше, чем у Диксита и других простых игр
- Фактор случайности - это карты. Какие карты придут кому и какие черные карты выйдут. Также есть кубик, но он используется только в одном аспекте игры - и не самом частом. Можно сказать, что фактор случайности низкий.
- Компоненты - красивое поле, красивые карты, красивые фигурки. Сделано на высоком уровне. Посмотрите сами:
Собственно, эта игра хорошая. Даже очень хорошая. И играть в нее интересно. Единственно, что можно сказать... Она недостаточно глубокая. В ней не хватает той самой глубины, которая позволяет играть в игру больше 10 партий. Очень сложно сделать игру с такими механиками одновременно и простой, и глубокой. Создатели Shadows over Camelot сделали ставку на простоту. Игра от этого не стала хуже, она просто стала менее глубокой. Поэтому 15 партия будет такая же, как 10. Но это лично для меня.
Оценка игры: 8/10.