Итак, продолжаем знакомство с шедеврами автоДурналистики. Насколько помню, это был первый текст, который я не просто вернула и не просто разбирала ошибки, а уже реально устраивала разнос.
На самом деле, мне было простительно: до этого момента я безропотно пыталась работать с подобными шедеврами, хоть как-то придавая им вид профессиональных журналистских текстов. А в тот раз я два дня накануне маялась зубной болью, и чуть не рыдала, стараясь хоть как-то это переписать... Потом поняла две вещи.
Первая: в доме уже закончились обезболивающие и пора переходить к анестезии немедикаментозной (рюмка коньяка).
Второе: какого чёрта я делаю здесь конфетку из известной субстанции? Чтоб незнакомый мне Вася Пупкин где-нибудь в Вышнеоглоблинском районе получил гонорар и репутацию мужика, который умеет писать статьи про автомобили? Оно мне было надо?
Оно мне было не надо. И вот - результат.
ВЫШЕ КРЫШИ
Именно столько эмоций испытываешь, когда просто видишь (а когда непросто видишь? - ред.) этот автомобиль. А это сколько именно? Больше, чем по горло? Столько же, что и дофига? Невольно вспоминается неприличный анекдот про две системы измерения… Автор, коль уж взялся за тест серьезного автомобиля, не должен уподобляться трехлетнему младенцу на автовыставке: бибиков много, все такие красивенькие, а слов не хватает, чтобы эмоции выразить. Если у вас не хватает слов, вы занимаетесь не своим делом. В особом представлении он не нуждается - «зеленую» «Супру» знают, наверное, все. Поздравляю: соврамши! Вот я не знаю. И еще примерно так все население планеты Земля, за исключением нескольких десятков иркутских супраманов. Не стоит гиперболизировать там, где не стоит. А почему слово «зеленая» в кавычках? Это что-то особенное значит, то есть зеленый - не бордовый? И кто вам сказал, что отдельная конкретная машина не нуждается в особом представлении? Это марка не нуждается. А ваша «героиня» - очень даже. Только ни особого, ни не особого представления у автора не получается. Когда приезжаешь на этой машине в людное место, создается такое ощущение, что автолюбители ждали именно эту Supra - некоторые машут руками, что-то кричат, фотографируют. Выразительная картинка визита в сумасшедший дом: люди машут руками и что-то кричат…
Действительно, экстерьер этого автомобиля таков, что равнодушным он не оставит никого: Очень смелое заявление. Могу навскидку назвать минимум три десятка людей, которым будет все равно. Их даже Bugatti ничем не поразил. даже человек не слишком искушенный В чем не слишком искушенный? Пафосно и бессмысленно… видит, что перед ним нечто необычное и интересное. … пафосно и бессмысленно. Что такого «нечта необычного» в оттюнингованной супре? Ей колеса на крышу приделали? Крылья приварили? «Зеленая» Supra, если можно так выразится, стала достоянием города Нюрска. Нельзя так выразиться. Пафосно, бессмысленно и беспомощно. И говорит только о том, что автор зеленей и «супрей» ничего в своей жизни не пробовал. Или притворяется, чтобы хозяину машины польстить…
История создания этого автомобиля очень любопытна: он был приобретен несколько лет назад в очень плохом техническом состоянии и за прошедшее время подвергся не то что глубокому тюнингу, а полнейшей переработке. И что же тут любопытного? Что приобретен несколько лет назад или что состояние было очень плохое? И разве приобретение автомобиля можно назвать историей создания? Можно сказать, что от начальной машины остались только документы. Начальная машина - это как-то… Слишком креативно, извините за выражение. Внешний вид машины целиком и полностью разрабатывался в Иркутске, Так таки и разрабатывался внешний вид? Именно он? бампера, крылья, капот и двери - выполнены вручную, поэтому можно с уверенностью сказать, что подобных «Супр» больше нигде нет. Нельзя этого с уверенностью сказать. Даже посторонние люди иногда бывают похожи как однояйцевые близнецы. И потом: ну почему так банально? Автор не знает других слов, чтобы подчеркнуть индивидуальность автомобиля? Только штампы в штампованном же сочетании? И если кто-нибудь когда-нибудь привезет к нам в Нюрск, допустим, Ferrari, то это сможет сделать потом и второй, и третий - были бы деньги. А приобрести вторую такую «Супру» не сможет уже никто. И еще неизвестно, как бы смотрелась рядом с «Зеленой» какая-нибудь Modena - вполне возможно, что и не так уж эффектно. И что? Пять строчек пустого размазывания тихих восторгов по монитору… Слов наляпано много, а вот что же такого сделали с машиной, из целого абзаца так и не удалось выяснить. Что-то там ей на что-то поменяли, и стало яичко не простое, а золотое. Автору, кажется, сложно писать на такие темы. Может, и не стоит? На дороге эту «Супру» невозможно не заметить, Вы уже об этом сообщили, чуть выше. Думаете, было недостаточно? «Все что-то кричат, машут руками» и т.д. она в потоке выделяется так же сильно, как полуобнаженная модель на съемочной площадке - все взгляды прикованы только к ней. Полное незнание вопроса. Полуобнаженная модель на съемочной площадке не сильно-то выделяется. Работа у нее такая. И таких моделей на этих площадках великое множество - на них уже и смотреть-то там никому не хочется. А приходится. Потому, что у смотрящих тоже работа такая… Неубедительное сравнение. Причем пропускают машину все, включая даже водителей КАМАЗов. Кто бы мог подумать, что водители КАМАЗов (кстати, эта аббревиатура пишется так: КамАЗ) - такие продвинутые люди. И что, прямо вот так и пропускают, даже если они по главной едут, а полуобнаженная Supra - по второстепенной?
Новая начинка
Но не только потрясающим экстерьером может похвастать этот автомобиль Э-э-э… А что потрясающего в ее экстерьере? Автор счел нужным (или смог) сообщить только, что ей поменяли пороги, бампера и что-то там еще на изделия ручной работы. И после этого экстерьер резко стал потрясающим? Так ручной работы может быть и вполне банальный бампер. Чай, не валансьенские кружева… - под капотом у машины также есть, на что посмотреть. А зачем там что-то смотреть? Разве то, что там, по идее, должно находиться, нуждается в разглядывании? Технические характеристики оценивают далеко не на глаз, если что… А если под капотом уже надо на что-то смотреть, значит, здесь не журналист нужен, а автослесарь. Ну, начнем с того, что ранее там стоял двигатель 1JZ-GTE, 2,5-литровый мотор - такой же, какой ставят на «Марки» (…и открытки) и «Чайзеры». Редактору: открываем методичку и изучаем, как пишутся марки и модели автомобилей иностранного производства. За одно только «кустарное» написание текст можно вполне законно снять… Но владельца «Супры» этот факт никак не устраивал, Какой факт не устраивал владельца? Что такие двигатели ставят на марки и открытки? поэтому взамен него Взамен факта? Или владельца? появился 2JZ-GTE с увеличенным до 3,1 литра рабочим объемом, с бустконтроллером, кованой поршневой группой и усиленными шатунами HKS. Также от HKS турбокит TO4-R, вестгейт 44 мм, пара Blow-off и система впуска. Выпуск - Kakimoto Racing, выпускной коллектор Greddy, интеркулер Thrust. Ой-ой-ой… И еще много страшных слов… Топливный насос повышенной производительности Tomei, форсунки на 540 куб. см, модифицированная топливная рейка, масляный кулер Trust, ионный испаритель топлива - изменено в этой «Супре» практически все, что только можно. Штамп. Пустой и неинтересный, к тому же неверный. Вы перечислили далеко не все, что есть в Supra. Не все запомнили, места не хватило или там все же не все подверглось кардинальным переменам? Также под капотом появился мощный пневматический сигнал. Прямо под капотом? Коробка передач - механическая, пятиступенчатая, LSD TRD, металлокерамическое сцепление и корзина - HKS. Стойки и пружины - опять же HKS, причем регулируются стойки по высоте и по жесткости, подвеска - из полиуретановых деталей вместо резиновых. Модифицирована и тормозная система: армированные шланги, перфорированные диски и высокотемпературные колодки. Колеса стоят на 18 дюймов размерностью на 255/35 спереди и 295/35 сзади. В общем, можно сказать, что «заряд» этой «Супры» Читаем методичку… под стать экстерьеру Там были потоки эмоций, тут - перечисление составных частей. И правда, под стать! - мощности приблизительно в 500 лошадиных сил с лихвой хватает для того, чтобы в случае необходимости дать бой любому сопернику. ??? Еще один штамп - и вновь не к месту. Какому сопернику?... какой бой?... собирается давать ваша Supra? И если вы так настаиваете на целесообразности этой расхожей метафоры, то в перечислении не хватает информации о вооружении, установленном на борту этого БТРа…
Переработка коснулась и салона, который по своему цветовому решению перекликается с внешним видом. А по чужому цветовому решению? И как можно перекликаться с внешним видом по цветовому решению? У людей бывает отсутствие музыкального слуха, а бывает отсутствие слуха языкового. Это когда человек «фальшивит» словами. Вроде то, да не то - получается нелепица. Не ленитесь читать свои тексты вслух после написания. И не только себе - но и коллегам. Многих подобных ошибок удастся избежать. Установлены новые спортивные «ковши», «баранка» Баранка - это такое кондитерское мучное изделие. А у нас - специализированное автомобильное издание… МОМО, датчики Greddy и Tomei, и, конечно же, шикарная аудиосистема с усилителями Fusion, Отчего это «конечно же»? Для красного словца? Или автору приплачивают за то, что он во всех своих текстах провозглашает: «Fusion cool forever!»? То есть если бы это была другая, не менее известная марка аудиотехники, то уже все - позор, отстой и недостойно Supra? двумя сабвуферами Art Sound и акустикой Polk МОМО. Поскольку в багажнике А мы уже в багажнике? То есть вот так прямо от салона - и в багажник без объявления войны? свободного пространства не осталось, съемную крышу ??? В багажнике??? Крыша??? Съемная??? теперь приходится либо не брать вовсе, либо прятать на задний диванчик - тогда машина будет только двухместной. «И свою беспокойную крышу крепко-крепко гвоздями прибил…» И спрятал на задний диванчик. Чтобы машина стала двухместной… Уже без комментариев.
Super Supra! Очень свежо и оригинально! Вы не представляете: до сих пор еще никто не подумал о сходстве этих двух слов!
А теперь о самом интересном - Ну наконец-то! Раньше было «самое важное, самое главное» и «самое потрясающее». Теперь, наконец-то, будет самое интересное… о том, как эта «Супра» ездит. Ясное дело, что за руль неподготовленному водителю лучше не садиться - Глубокое жизненное наблюдение. Мудрое и свежее. мощнейший мотор, задний привод, механическая коробка с тяжелым сцеплением и большая ширина ??? машины делают управление в городе весьма проблематичным А управление в городе об этом знает? В смысле - вы уже довели до сведения городской администрации, откуда у нее такие проблемы с управлением?. При неосторожном нажатии на газ Автор же уточнил: неподготовленному лучше не садиться! Откуда взялось неосторожное нажатие на газ? колеса легко срываются в пробуксовку даже на сухом асфальте, в повороте к акселератору лучше вообще не прикасаться, не спасет даже ширина катков в 30 сантиметров. Может, за руль лучше и вовсе не садиться? Во избежание проблем с управлением в городе, случайного нажатия на газ и ширины катков в 30 сантиметров?
Но благодаря такой мощности КАКОЙ мощности? Последнее время речь шла о ширине катков… рисовать «пятаки» на «Супре» можно также эффектно А зачем на ней рисовать пятаки? Уж сердечки там, буковки, цветочки - куда ни шло… А то пятаки. Хотя… Красноярский художник Василий Слонов на своем «марковнике» кирпичи нарисовал - очень галмурненько получилось… , как это показывают в фильмах, только вот после таких «выкрутасов» на асфальте остаются черные полосы от сожженной резины, которая, кстати, стоит около 7 тысяч за баллон, а у Варварыванны утром давление подскочило и молоко в магазин кислое привезли…Ну, чтоб информации было побольше в одном предложении - и попестрее. Эту гурьевскую кашу уже ничем не испортишь. И не спасешь… Остальные участники движения тягаться с Supr`ой даже не пытаются - понимают, что бесполезно. Да, про остальных-то участников движения мы совсем забыли. Они там, бедные, в людных местах руками размахивают, кричат что-то этакое, а мы все об экстерьере, пятаках и баллонах (?) за семь тысяч…
Но можно ездить на «Супре» и не спеша, сняв верх и включив погромче любимую музыку - удовольствия от такого передвижения получаешь не меньше. Не меньше чем от чего? Про езду на этом автомобиле так ничего сказано и не было - кроме, опять же, невнятных формулировок про трудности управления в городе и беспомощность остальных участников движения. Сейчас на «Зеленой» ездит человек, которому не впервой чувствовать огромный запас мощности под педалью газа ????? Откуда она под педалью-то? Впрочем, в этой машине, я смотрю, и не такое встречается… Типа сигнала под капотом, «баранок» и баллонов за семь тысяч. , а «простому смертному» А сложному смертному? И кто, в понимании автора, в отношении данной машины - простой смертный? Штамп… езда на этой «Супре» покажется обременительным занятием. Но тот, кто хоть раз прокатится на этом автомобиле, навсегда влюбится в звук работы двигателя, посвист турбин и всхлипывания перепускного клапана, Боже, ну и образный ряд! Корыто какое-то вырисовывается, ржавое и расплюханное: все-то у него всхлипывает, все-то посвистывает… под аккомпанемент которых «Супра» GT 300 набирает скорость.
Так и хочется закончить текст словами: «Господи, спаси и сохрани наши грешные души!». Просто четвертый конь Апокалипсиса, а не автомобиль…
Текст не годится. Информация, которую из него можно извлечь, укладывается в несколько предложений: в вашем городе есть зеленая Supra (а может, она вовсе и не зеленая, потому что это слово взято в кавычки), при появлении которой в людных местах все (включая автора текста) начинают размахивать руками, что-то кричать и пытаться сфотографировать. Из невнятных криков можно понять, что раньше машина была в плохом состоянии, а теперь в нее натолкали много-много модных деталей, после чего под педалью газа поселился огромный запас мощности. Если убрать крышу из багажника на задний диванчик, машина станет двухместной. Если за руль сесть неподготовленным, автомобиль начинает свистеть, всхлипывать и набирает скорость… Пожалуй, все.
Это не тест-драйв, потому что так и осталось неясным, для чего машину переделывали, что она теперь может, как ведет себя на дороге, в поворотах, сколько ей требуется горючего, удобно ли сидеть в салоне водителю и пассажирам - и т.д.
И не стоп-тест: образная речь автора была настолько образна, что за метафорами, анафорами, гиперболами и прочими синекдохами утерялась основная мысль - рассказать о внешнем виде и технических характеристиках автомобиля или хоть о стоимости тюнинга…
Попробуйте переделать текст. Если боитесь сесть за руль неподготовленным - пусть подготовленный владелец машины прокатит вас, а вы попробуете оценить ее качества, получите комментарий владельца… Не увлекайтесь эмоциями: задача журналиста - не выплеснуть в читателя свои восторги и удивления, а рассказать об автомобиле так, чтобы читатель сам испытал восторг и удивление. Пока же текст гарантированно введет в ступор почти любого читателя, которому не случилось побывать в нужное время в людных местах.