Социальная поддержка по-российски: «Денег нет!»

Nov 21, 2014 16:18

Есть такая пословица: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Почитаешь, бывало, какой-нибудь перл отечественных законодателей - и не можешь не согласиться с народной мудростью.

Критика отечественного законодательства давно уже стала общим местом в любых рассуждениях о правовой базе государства. Тем не менее, нередко именитые зарубежные юристы отмечают: законы в России хорошие, грамотные, проблема лишь в том, что механизмы реализации хромают. В меру своего личного понимания в этой сфере я обычно соглашаюсь с ними. Но иногда как столкнёшься с каким-нибудь законодательным перлом - и оторопь берёт. Ну как, как в здравом уме и твёрдой памяти можно было не только додуматься до такого «дышла», но и выпустить его в народ?

Последнее открытие относится к законам, регламентирующим степень заботы государства о многодетных семьях. Точнее, определения статуса многодетной семьи.

Недавно я побывала в гостях у семьи Лукьянчик в селе Светлолобово Новосёловского района. Про эту семью я раньше уже писала - кому интересно, можно прочесть здесь: «Многодетная семья как вид социального неблагополучия» и «Три буквы закона».

После публикации этих материалов пользователи социальной сети Фейсбук решили помочь семье приобрести корову и собрали необходимую сумму. В конце сентября на подворье Лукьянчиков появилась корова Марта. Да вот проблема: глава семьи, Евгений, лишившийся работы год назад по причине болезни, пока ещё только устраивается на новое место, его жена Светлана находится в отпуске по уходу за маленькой Алинкой, родившейся в апреле этого года, так что главный «кормилец» в семье сейчас - девятнадцатилетняя дочь Валерия. Она закончила училище и работает поваром в столовой. Все доходы семьи, утратившей статус многодетной после гибели среднего сына Саши, - это детские пособия и зарплата Валерии, которая составляет 6000 рублей. А корма для коровы, у которой скоро к тому же будет телёнок, заканчиваются.

Евгений рассказал, что тем, кто не работает в совхозе, сено и комбикорм продают по более высокой цене. Например, тюк сена стоит 1000 рублей. Однако хорошее сено уже разобрали «свои», а «чужим» продают прошлогоднее, наполовину сопревшее. Поэтому прикупленный с осени корм получилось использовать только частично, остальное оказалось трухой. И вот теперь проблема: где взять денег, чтобы докупить Марте пропитание?

А что касается статуса многодетной семьи, то Лукьянчики его лишились в связи с гибелью Саши. И, хотя мама Светлана по-прежнему остаётся многодетной матерью (у неё четверо детей: Валерия, Виктор, которому 17 лет, восьмилетний Женя и семимесячная Алина), никаких льгот семье не полагается.

Вот с этого места мне стало непонятно: как так? Хорошо, Валерия уже совершеннолетняя, но ведь остальные дети - нет?

- А с нас этот статус уже дважды снимали, - сказал Евгений. - Первый раз - когда Лере 18 исполнилось, а второй - когда Сашка утонул…

- А как же трое несовершеннолетних?

- А в собесе сказали: Виктор с вами не живёт, так что не считается.

К слову, Витя учится сейчас на дневном отделении в одном из вузов Красноярска. 18 ему исполнится только в апреле. И обязанности кормить, одевать и материально обеспечивать ребёнка по-прежнему исполняют родители. Тем не менее, государство их своей поддержки лишило.

Ребёнок - не ребёнок

Мне, честно говоря, всегда казалось, что в России многодетные семьи, где «третьи дети»  старше 18 лет продолжают обучение, сохраняют статус многодетных. В общем, взялась разбираться в законодательстве.

А там меня ждало множество открытий чудных. К примеру, оказалось, что в Семейном кодексе РФ не установлено, какая семья является многодетной. Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. № 431 обязанность определять критерии, по которым семья будет считаться многодетной, возложена на органы исполнительной власти субъектов. «С учетом национальных и культурных особенностей». В итоге в Республике Марий Эл, например, многодетной считается семья, где четверо и более детей, не достигших 18-летнего возраста. В Краснодарском крае семья считается многодетной, если детей пятеро. А в Москве и Московской области для получения статуса многодетной семьи детей должно быть не менее трёх, но при достижении 16 лет каждый ребёнок перестаёт быть «ребёнком», если не обучается в образовательном учреждении. А если обучается - то до 18 лет считается ребёнком.

Честно скажу, я очень удивилась такому обороту. Потому что как раз в этом вопросе Семейный кодекс даёт вполне чёткое определение: ребёнок - это человек, не достигший 18-летнего возраста (п.1 ст. 54 СК РФ). Без разночтений и вариантов. И каким образом столичные дети утрачивают этот свой статус на два года раньше - непонятно. Прямое нарушение федерального законодательства, на мой взгляд. И вполне вероятно, что оно стало возможным ровно потому, что никто никогда такую формулировку не оспорил.

Но в целом по России многодетная семья - это семья, в которой трое и более детей, которым не исполнилось 18 лет. Что касается нашего региона, то закон Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» определяет так: «Многодетными считаются семьи, имеющие трех и более детей до достижения ими возраста 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приёмных, опекаемых, находящихся под попечительством, совместно проживающие».

Обратите внимание: «совместно проживающие». То есть, действительно, несовершеннолетний ребёнок, который, к примеру, после школы продолжает обучение и проживает при этом отдельно от родителей, ребёнком быть почему-то перестаёт. И, по мнению красноярских законодателей и чиновников, не нуждается в материальной поддержке. Несмотря ни на какой Семейный кодекс. Такое вот дышло.

Отклонить и забыть

Однако каково же было моё удивление, когда в процессе поисков информации по этому вопросу я наткнулась на сайт юридических консультаций, где специалист, отвечая на вопрос о статусе многодетной семьи в России, оперировал совершенно другими критериями. Вот как раз куда более логичными и гуманными. По версии этого специалиста, ребёнок, проживающий отдельно, не является «отрезанным ломтем», а совершеннолетние дети, продолжающие обучение на дневном отделении в учебном заведении любого типа либо проходящие службу в армии, условно остаются детьми.

Более того, эта версия оказалась весьма популярной в Интернете, особенно на различных форумах, посвящённых многодетным семьям. И нередко авторы высказываний ссылались на некий Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», который якобы и регламентирует многие важные аспекты взаимоотношений государства и многодетных семей.

А потом обнаружился и сам закон. Правда, опубликован он был не на официальном ресурсе, а на очередном форуме. И в заголовке не были указаны ни номер документа, ни дата его вступления в силу, что само по себе странно. Ну, потому что все действующие законы, указы и постановления имеют номер и дату.

Однако в статье 2 этого странного документа содержалась следующая формулировка: «Многодетной семьёй признаётся семья, в составе которой есть три и более детей в возрасте до восемнадцати лет - и до 23 лет при условии их обучения на дневных факультетах СУЗов, ВУЗов и на период срочной службы в армии».

Вот это, на мой взгляд, было бы хорошо. Правильно было бы. Разумно и логично. Но, увы, поиски номера документа и его официальной публикации успехом не увенчались. Ни с первого раза, ни со второго, ни с десятого. Пока опять же где-то на форуме я не нарыла информацию: это не закон, а проект закона. Который вносился в Госдуму, обсуждался, был принят депутатами и одобрен Советом федерации, но в итоге отклонён… письмом и.о.президента РФ В.В.Путина от 3 января 2000 года № ПР-30.

В письме и.о. президента В.В.Путин значится следующее:

«В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.

Федеральный закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами. Кроме того, ряд положений Федерального закона противоречит требованиям Конституции Российской Федерации о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации».

Далее по пунктам перечисляется, где именно этот закон содержит нормы, которые где-то уже обозначены. Пунктов много. Но наиболее примечательным мне показался последний. Завершающий, так сказать, аккорд. Окончательный. Кода.

«Кроме того, реализация положений Федерального закона потребует значительных дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, однако указанные средства не предусмотрены в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 год».

Проще говоря, «Денег нет!». И сдаётся мне, что вот с этого последнего аргумента надо было начинать. И им ограничиться. А то - нет предмета правового регулирования, да Конституция, да субъекты федерации… Денег нет, и весь предмет. И разговор исчерпан.

А ребёнком, по версии российских деятелей соцподдержки, считается человек, достигший какого-нибудь такого возраста… Удобного. А по мнению красноярских законодателей -  обязательно проживающий совместно с родителями. А если не проживает совместно, то и не ребёнок. А что там написано в Семейном кодексе РФ, это, знаете, бабушка надвое и дедушка вилами по воде. Наше дышло, куда хотим - туда и вертим!

Поэтому семья Лукьянчик, в которой четверо детей, не может сейчас купить ни корма кормилице-корове, ни дров и угля, чтобы в доме было тепло. И никому до этого дела нет…

Опубликовано на сайте «Ярск»

законотворчество, дела житейские

Previous post Next post
Up