Представим себе на минуточку: наступил год 2018 от Рождества Христова - и началась у нас Универсиада. И приехали к нам со всего света многочисленные гости. Из Азии, Европы, обеих Америк и даже из Австралии. А тут учебные корпуса новые стоят, и кампус по высшему разряду, и спортивные площадки, и всё такое прочее, остро необходимое для физического и культурного развития молодого поколения.
И посреди всего этого апофеоза цивилизации и торжества просвещения - сбитый из свежеструганных сосновых досок и ещё смолой пахнущий туалет типа «сортир». На 1700… Кхм… Посадочных мест.
Думаете, бред? Ничуть не бывало. Именно такого сооружения остро не хватало в кампусе СФУ с 11 по 14 сентября. Потому что более продвинутая система отведения итогов человеческой жизнедеятельности слегка испортилась. Ну, как - слегка? До полной непригодности.
Экипаж его сиятельства…
Для студентов и сотрудников СФУ эта история началась 11 сентября - с отключения горячей воды. Но лично для меня она началась утром 12 сентября с пейзажа у входа в научную библиотеку СФУ. Вы вот спросите: какая связь? А я сейчас объясню.
Там, знаете ли, есть такая большущая парковка, даже две: одна за зданием, вторая прямо перед входом. Парадная, так сказать. И обычно, подъезжая по делам в СФУ, я там ненадолго паркую машину. Место всегда есть. А тут подъезжаю - парадная парковка стоит пуста-пустёхонька, а на въезде суровый мужчина машет руками: мол, нельзя сюда, пущать не велено!
Что за притча? Ну да ладно. Доехала до второй парковки, приткнула машину, иду ко входу. А там лестница такая красивая, а перед лестницей - большая площадка, мощёная плиткой, скамеечки стоят… И прямо посреди этой площадки красуется чёрная, блестящая, распрекрасная вся такая машина Lexus с водителем за рулём. Прямо вот так вот, можно сказать, «на тротуаре».
Это кто у нас тут такой модный и грозный? - думаю я. И смотрю на номер. Мать честная, а номер-то тоже весь из себя модный и грозный: К 001 РК. И сдаётся мне, что приехал на этом автомобиле не меньше, как «Сам». Губернатор, то есть. Лев Владимирович Кузнецов. Поскольку машина за таким вот номером - она как раз его. А в СФУ как раз проходит Медиафорум «Енисей-2013». Межрегиональный форум средств массовой информации.
И вот на глазах у межрегиональных представителей средств массовой информации автомобиль губернатора запаркован там, где автомобилям парковаться не положено. А туда, где автомобилям парковаться положено, суровый дяденька никого не пускает. Видимо, чтобы пейзаж не портили.
Вот хоть побейте меня - я не понимаю, чем губернаторскому автомобилю помешали бы машины на парковке у входа. И ещё меньше понимаю, почему его автомобиль стоит там, где не положено. А самого Льва Владимировича, судя по ситуации, всё это нимало не смущает. Ибо у нас перед законом все равны, но некоторые, как известно, равнее. И когда в поле зрения имеются эти некоторые, до всех остальных дела нет никому…
Некстати тут Некрасов вспомнился: «Вот парадный подъезд. По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом…»
Но уж коли губернатор в этом не видит ничего неправильного и, осмелюсь сказать, предосудительного, то все дальнейшие события этого дня вполне укладываются в государственную логику повествования.
«Хорошо в краю родном!»
Думаю, продолжение этого ёрнического двустишия в нашем «краю родном» мало кто не знает. Так что не буду понапрасну эпатаж разводить.
Особенно хорошо в родном краю новых общежитий СФУ стало к 17 часам 12 сентября. Пронзительный, как ностальгия, запах родного края обонялся в холле общежития № 25 так, что аж глаза слезились.
К слову сказать, туда меня занесло тоже по делу. Причём уже конкретно - по коммунальному: я привезла 50 литров воды. Поскольку утром в общежитии внезапно отключили воду. Холодную. А накануне, как выяснилось, отключили горячую… Как принято в нашем просвещённом государстве, сделано всё это было «без объявления войны» и малейших намёков на причины. Запасов, само собой, никто не сделал.
И тут нюанс: в этом злосчастном общежитии № 25 оказались не только многострадальные отечественные граждане, закалённые системой ЖКХ до абсолютной засухоустойчивости, но и иностранные гости. Студенты и преподаватели из Японии.
К слову, в других обезвоженных общежитиях на тот момент были также студенты и преподаватели из Китая и студенты из Испании. Это не считая наших собственных студентов из отдалённых уголков России типа севера края и Якутии.
И вот вся эта межрегиональная многонациональная компания осталась без капли воды…
Не успела я выгрузить баллоны и бутылки из багажника, как мне сообщили: можно загружать обратно. Проблема не в том, что нет воды. Вода как раз есть… То есть её включить можно вот хоть сию секунду. Проблема в том, что воде некуда деваться после использования. В новых общежитиях, которые только-только сданы строителями, забита канализация. И вроде бы сейчас должны жильцов переселять в другие общежития. Сейчас-сейчас… Сейчас… Вот только вернётся комендант, которая, по свидетельству очевидцев, с полчаса назад куда-то убежала с тревогой на лице.
Надо ли говорить, что никакой комендант никуда не вернулся в течение ближайших двух часов? И никто никого никуда не начал переселять? Более того, из разговоров со студентами выяснилось, что сотрудники кампуса прошли по общежитиям и сообщили: необходимо срочно выселиться. Куда? А куда хотите… А надолго? А неизвестно. Милости просим выйти вон!
И от общежитий кампуса в сторону «материка» потянулась вереница людей с баулами.
Жаль, что российские кинокомпании были не в курсе и не подсуетились вовремя. Можно было бы бесплатно снять очень выразительные массовки для будущих шедевров типа «Исход евреев из Египта», «Французы на Смоленской дороге зимой 1812 года», «Беженцы Второй Мировой»…
Очень грустное кино
Впрочем, вовремя подсуетились местные телекомпании. Так что достижения Красноярского края и конкретно СФУ в сфере подготовки к Универсиаде-2018 не канут в Лету. В частности, корреспондент «ТВК-6 канал» Артур Матвеев сделал отличный, исчерпывающий
сюжет. Можно сказать, дословно зафиксировал, как дело было.
Лично меня особенно впечатлило выступление заместителя проректора СФУ по хозяйственной части Олега Сизых. Очень всё, знаете ли, доходчиво и профессионально. Произошла техническая неисправность канализационного коллектора. Пришлось отключить поступление холодной воды, что повлекло определённые неудобства для студентов. Сколько времени займёт устранение неисправности, неизвестно. А поскольку в городе всего две машины, способные откачать содержимое коллекторов, то и вот… Не справляются с наплывом… Этого самого. Ну, вот его, которым так регулярно и так нестерпимо пахнет в краю родном.
Не могу сказать, что с этого места в моей голове начали возникать всякие странные вопросы. Поскольку всякие странные вопросы в моей голове начали возникать ещё утром у входа в научную библиотеку СФУ. А тут они просто хлынули потоком, наступая друг другу на вопросительные знаки и путая порядок слов.
Горячую воду, со слов студентов, отключили «вчера», то есть 11 сентября… Видимо, дело уже запахло… В краю-то родном. А холодную отключили сегодня, то есть 12 сентября. Утром. Когда, видимо, уже не просто запахло, а засмердело. А тут губернатор приехал на Медиафорум. А машин соответствующих в городе всего две. Если что, я не губернаторский Lexus имею в виду, а специальные такие машины, которыми откачивают источник запахов родного края. И их на город с населением в пафосный миллион человек всего две. И эти две машины не справляются с коллектором, рассчитанным на обслуживание примерно двух тысяч человек…
Нет, вы чувствуете, чем дело пахнет, я прошу прощения за настойчивые повторы? Если в масштабах города, не дай Бог?
Как ни крути, выходит, что с 11 сентября в кампусе СФУ, заточенном под Универсиаду-2018, всё сильно неладно было с канализацией. Но до вечера 12 сентября вся эта ситуация стояла колом. Две тысячи человек оставили без воды на неопределённое время, их втихушку выселяли в белый свет, две спецмашины не справлялись с потоком… вот его самого… А в это время сверкающая машина губернатора Красноярского края украшала пейзаж на брусчатке у входа в научную библиотеку. А сам губернатор украшал собой высокое собрание межрегиональных средств массовой информации, где, определённо, шёл разговор о демократии, равноправии, гласности, открытости и, чем чёрт не шутит, об ответственности власти перед гражданами!
И сдаётся мне, что если бы вдруг в зону этого канализационно-стихийного бедствия не нагрянули журналисты едва ли не всех местных телекомпаний, руководство СФУ так и продолжало бы делать вид, что ничего особенного не происходит. Никто не обо… Извините, не обмишулился.
Да и действительно, что такое 1700 человек из общежитий? Чай, не баре… Им великодушно предложили проживать на своём месте, только не пользоваться водой. И, соответственно, туалетами. Ну, вот как-нибудь вот так: кушать можно в заведениях общественного питания, умываться каждый день не обязательно, а в туалет пусть ходят в соседний корпус, где коллектор более устойчив к перегрузкам.
Им даже воды не привезли. А зачем им вода, если сливать её некуда?
На этом месте мне становится совсем грустно и окончательно противно.
Кто смог - уехали к знакомым и родственникам. Японских студентов и преподавателей пригласили в свои семьи сотрудники Японского центра. Остальных просто бросили в общагах - без тепла, без воды, без возможности умыться и сходить в туалет…
Вся эта дерьмовенькая история счастливо закончилась примерно 14 сентября. Так же внезапно, как началась.
Эпилог о будущем
А теперь вернёмся к Универсиаде. Как уже было сказано выше, вот она как будто началась и приехали к нам со всего света многочисленные гости. Из Азии, Европы, обеих Америк и даже из Австралии. И всё у нас красиво и современно: кампус, тренажёры, учебные корпуса.
И посередине всего этого апофеоза цивилизации и торжества просвещения - сияющий, из свежеструганных сосновых досок сбитый и ещё смолой пахнущий туалет типа «сортир».
На всякий случай. Потому что машины на весь город только две. А мероприятие статусное. И губернатор обязательно приедет по такому случаю. А уж межрегиональных представителей средств массовой информации набьётся, что твоих шпрот в банку! И если вдруг чего-то где-то опять засорится, то у нас уже всё предусмотрено.
Только вот временами как будто откуда-то вот пованивает слегка, извините за простоту речи.
Нет, само собой, случаются в коммунальном хозяйстве и засоры, и прорывы, и другие внезапные ЧС. Не то беда, что на миллионный город есть всего две машины, способные хоть как-то локализовать канализационные потоки. И даже не то беда, что у нас новые коммуникации выходят из строя, не успев в него вступить.
Беда - она в неумении решать подобные проблемы оперативно, с минимальными неудобствами для тех, кто оказывается заложником ситуации. Она в том, с какой лёгкостью у нас ответственные лица способны в нестандартной ситуации бросить на произвол судьбы хоть своих соотечественников, хоть иностранных гостей.
Ну вот, собственно, и вся история. И даже мораль имеется. На статусные мероприятия мирового уровня мы уже претендуем, а с засором в трубе справиться не умеем. Как любит говорить моя подруга Алёна: «Так они и жили. Губы красили, а шею не мыли…»
P.S. «Фейс» - от face (англ. - лицо), «уорлд» - от world (англ. - мир в значении «общество, свет»).
Опубликовано на сайте
«Ярск»