Общественный транспорт как форма геноцида

Sep 09, 2013 14:48

...И до тех пор, пока общественный транспорт в Красноярске не перестанет быть общественно-опасным явлением, я буду категорически против призывов сокращать количество личных автомобилей.

Как-то на днях понадобилось мне оставить машину на ночь в сервисе. Там какие-то мелкие незатейливые работы надо было сделать, а у ребят - полный аншлаг: народ возвращается с озёр и «ягод-грибов» прямым ходом на яму в добрые руки специалистов. Посему мы решили, что моя «Калина» переночует прямо там, а с утра ею займутся и всё в порядок приведут.

И потопала я осваивать порядком забытый за семь лет общественный транспорт…

Вообще-то можно было воспользоваться услугами такси, но не всегда есть финансовая возможность. Сервис, где я обслуживаю свой автомобиль, находится в Черёмушках. От Взлётки, конечно, далековато, зато надёжно, я уже семь лет туда езжу и не променяю «своих» ребят ни на какие коврижки, будь они хоть сто раз фирменные. Но стоимость такси кусается.

Разок рискнула нанять «перевозчика» из местных, от бордюра, так сказать, после чего решила, что такой экстрим - не для меня. Это я просто не знала, какой экстрим демонстрируют наши автобусы…

Итак, автобус маршрута № 85. Монстр зелёного цвета, грязный по самую крышу настолько, что в салоне темно. Где он мог так извозюкаться в сухой и ясный день 3 сентября, для меня осталось загадкой. Впрочем, и в салоне грязь стояла ужасающая. Мусор на полу, вековая пыль на всех горизонтальных поверхностях. И духота такая, что тело сразу покрылось липким потом, а в глазах заплясали весёлые мурашки сосудистого спазма.

Все сидячие места, само собой, заняты, но и стоячих не особенно осталось. Народ спрессован, как опилки в ДСП. И между ними, толкаясь локтями и наступая на ноги, мечется туда-сюда неопрятного вида кондуктор с грязными руками… Я понимаю, что это не президентское купе в фирменном экспрессе, - санузел не предусмотрен. Но она мне этими руками билетик суёт и сдачу…

Анатомия бытового травматизма
К слову, о билетике. Деньги на проезд лучше, конечно,  было достать и отсчитать заранее. Потому что в салоне этот номер исполняется с трудом. Рук не хватает, чтобы вынуть финансы из кошелька. Кондуктор топчется рядом, тянет руку, а у меня никак не выходит расстегнуть сумочку, вынуть кошелёк, «накопать» в нём нужную сумму… Теряю я равновесие, когда автобус лихо штурмует повороты и перестраивается из ряда в ряд, не говоря уже о последствиях особенностей дорожного покрытия.

Вот было бы у человека три руки, всё бы получилось великолепно: одной рукой держишься, а двумя свободными манипулируешь при оплате проезда. Но рук-то две! И в чреве качающегося, как каравелла в шторм, автобуса одной из них следует намертво вцепиться в какой-нибудь поручень.

А тут проблема. Вертикальные поручни у дверей обвивают своими телами более удачливые пассажиры. Они прямо всем организмом врастают в эти поручни, и просунуть под них руку невозможно. Горизонтальные же есть в избытке и почти свободны, но находятся так высоко, что даже при моём росте 170 руку приходится вытягивать под потолок.

Нет, там ещё петельки есть. И даже кое-кто из пассажиров на этих петельках висит и колышется в такт потряхиванию маршрутного крокодила.

В общем, я попробовала и так, и эдак. На очередной кочке рука, держащаяся за верхний поручень, предательски хрустнула в плечевом суставе. Голос барышни из динамика, вещавшей про то, что пассажирам советуют держаться во время движения за эти самые поручни, был ласковым-ласковым… Определённо, она в момент начитки не висела на поручне всем телом и понятия не имеет, что это за гестапо такое.

Пришлось вцепиться в петельку. Через секунду стало понятно, что все природные навыки общения с лианами человечество потеряло вместе с хвостом задолго до моего появления на свет. Не знаю, кто решил, что эти петельки решают проблему. Полагаю, сам он в них ни разу не висел.

В общем, держаться пришлось за спинку кресла, устроенного на какой-то возвышенности… Бог мой, да это же колёсные арки!

Автонюрнбергский процесс
Что сказать вам, господа… Конструктора, придумавшего автобус МАЗ, надо, по-моему, судить за геноцид. Дать максимальный срок и определить местом отбывания пассажирское кресло в передней части салона, то, что установлено на колёсной арке.

Если по этой арке судить изнутри, то автобус снаружи должен выглядеть как карьерный БелАЗ. В итоге за счёт двух этих арок и выгородки для водителя передняя часть салона - от средней двери до водительской - функционально стремится к нулю. Несколько кресел, чудовищно приляпанных на верхотуре, непригодны к нормальному использованию: какой тут комфорт проезда, когда забираться на них надо с полным альпинистским снаряжением! И сидеть там потом, как орёл на макушке Казбека. А дамы в платьях и юбках…

Но и территория вокруг этих арок ни к чему не пригодна. Вот я как раз там и ехала: пятки вместе, носки врозь, ноги на ширине плеч, одна рука под потолком держит всю мою субтильную конструкцию на честном слове. Болтаюсь, как… Ну, вы в курсе, как именно.

И так - через весь город. И постоянно кто-то толкает, наступает на ноги, дёргает то за сумку, то за одежду, кондукторша эта мечется из конца в конец салона, духота, рука болит и спину уже ломит. Окна грязные, пол изгаженный, люди задёрганные, потные, злые…

Нормально! Всё выше растёт кривая культуры пассажирских перевозок в городе Красноярске!

И со всех стен и стёкол этого автозака на меня с любовью и нежностью смотрят разнообразные кандидаты, мечтающие вырастить эту кривую моего пассажирского счастья ещё выше.  В период избирательной кампании все как один против всего плохого и за всё хорошее. И в окна ещё заглядывают - с билбордов вдоль дороги. Обещают не построить яд-завод, посадить тысячу турников на каждом квадратном метре и начать благоустраивать дворы прямо сразу, в стадии строительной площадки.

А я вот что скажу. Пусть автор идеи про турники возьмёт за ручку мэра Акбулатова и поедет с ним кататься в городских автобусах. Без пафоса, без умиляющихся процессом журналистов и без стайки благостных соратников-мотыльков. Вообще без никакого сопровождения - как обычные люди. Пусть им кондукторша ноги оттаптывает, а колени пусть долбятся в колёсную арку.  Потому что «мэр Акбулатов посетил строительство детского сада» и «мэр Акбулатов пощупал автобусную остановку» с выражением лица «так вот ты какой, северный олень!» - это типичное не то. Таким манером они никогда даже не догадаются, как на самом деле живут люди в этом городе, и как выглядит та самая «услуга пассажирской перевозки», которую они регулярно пытаются оценить подороже.

А я скажу, как она выглядит. Это - преступление перед человечеством. Это натуральный геноцид. Это насилие над психикой и над анатомией.

И вот пока она остаётся такой - я буду категорически против того, чтобы граждане пересаживались с личного транспорта на общественный. Я лучше, как и сейчас, буду развозить на своей машине бабушек и дедушек с дачных остановок, подбирать женщин с детьми и подвозить припозднившихся студенток.

И никакая пострадавшая экология, и никакая чиновничья болтология меня не разжалобят.

Опубликовано на сайте «Ярск»

транспорт, сфера услуг, дела житейские

Previous post Next post
Up